Вопрос 41

Культура России в XIX веке

1. Культура в первой половине XIX в.

2. Культура во второй половине XIX в.

1. Особенности социально-политического развития России обусловили одновременное развитие двух взаимосвязанных и в то же время противоречивых тенденций. С одной стороны, культура верхушки общества все больше отрывалась от интересов народа. С другой стороны, рос интерес общества к народной культуре, под влиянием которой были созданы лучшие художественные произведения.

Образование и просвещение. Окончательно сложилась система начального, среднего и высшего образования. В 1802 г. было создано министерство народного просвещения. Изданное в 1803 г. Положение об устройстве учебных заведений предусматривало создание 4-ступенчатой бессословной системы образования: приходские школы, уездные училища, гимназии, университеты. Позднее, в соответствии с Уставом учебных заведений 1828 г., учреждалась 3-ступенчатая система образования: для детей самых нижних состояний (кроме крепостных крестьян) предназначались приходские училища; для детей городских обывателей — уездные училища, а для детей дворян — гимназии.

Значительно возросла сеть высших учебных заведений. Открыты Дерптский, Виленский, Казанский и Харьковский университеты; Главный педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. — университет) и др. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию. Однако при Николае I университетский устав 1835 г. полностью уничтожил автономию и четко регламентировал все стороны университетской жизни, для контроля над которой учреждалась должность попечителя учебного округа.

Наука. Мировую известность приобрела русская математическая школа. Открытая в 1826 г. Н.И. Лобачевским неевклидова геометрия радикально изменила научные представления о пространстве. Большой вклад в изучение прикладной математики внес П.Л. Чебышев. М.В .Остроградский проводил исследования в области математической физики, аналитической и небесной механики. В.В. Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии, П.П.Аносов — основы металлографии. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина, употреблявшегося в текстильной промышленности в качестве закрепителя красок. Значительных успехов достигла медицина. Н.И. Пирогов заложил основы военно-полевой хирургии. Он первый применил при операциях эфирный наркоз и антисептические средства, ввел неподвижную гипсовую повязку. А.М. Филомафитский разработал теорию переливания крови.

В ходе первой русской кругосветной экспедиции под командованием Н.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806) были изучены острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин, полуостров Камчатка. Экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821) были открыты Антарктида и многочисленные острова.

Техника. Физик Б.С. Якоби построил первый электромотор и открыл гальванопластику. Инженер П.Л. Шиллинг создал первый электромагнитный телеграф, соединивший Петербург и Кронштадт. Крепостные мастера отец и сын Черепановы построили первую железную дорогу и машину для нее с паровой тягой.

Литература. Формировавшаяся а условиях начавшегося кризиса крепостнической системы и подъема национального самосознания литература характеризовалась следующими чертами: высокими гуманистическими идеалами, необычайной политической заостренностью, гражданственностью, пропагандой освободительных идей и поиском социальной справедливости.

Литература отличалась разнообразием стилей. В начале XIX в. сохранились лишь отдельные черты классицизма. Влияние этого направления прослеживается в одах Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина, в раннем творчестве В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Зародившийся на исходе XVIII столетия сентиментализм просуществовал недолго. Романтизм начал формироваться накануне Отечественной войны и развивался в значительной степени под ее влиянием. Во второй четверти XIX в. зарождается реализм, характеризующийся отражением реальной жизни различных социальных слоев России и широкой постановкой социальных и нравственных проблем (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь).

Изобразительное искусство отличалось динамизмом, разнообразием художественных стилей и направлений. Усилилась государственная регламентация изобразительного искусства. В 1802 г. был принят новый устав Академии художеств, который узаконил ее главенствующую роль во всех сферах изобразительного искусства. Деятельность Академии способствовала расцвету классицизма, ставшего официальным направлением в искусстве, и препятствовала развитию других направлений. К середине века Академия превратилась в консервативное учреждение, насаждавшее казенное, далекое от жизни искусство.

Ведущим жанром оставался портрет. Расцвет портретной живописи связан с поиском новых принципов художественного творчества и распространением в России романтизма, выступившего против свойственной классицизму чрезмерной регламентации искусства и провозгласившего свободу творческого самовыражения художника. Романтизм присущ портретам художников О.А. Кипренского, В.А.Тропинина, К.П.Брюллова. Лучшими в историческом жанре стали работы Ф.А. Бруни, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Родоначальником жанровой живописи выступил А.Г. Венецианов. Традиции Венецианова продолжил П.А. Федотов.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой, являясь неотъемлемой частью архитектурного декора или городских ансамблей. Это обусловило господство монументально-декоративной скульптуры. Тематические особенности были связаны с преобладанием героических и национально-патриотических тем (И.П. Мартос, Б.И. Орловский).

Возрастание общественной роли искусства и художника нашло отражение в формировании широкого круга художественной интеллигенции, возникновении художественных обществ, росте популярности публичных выставок, основании художественных журналов, образовании широкой аудитории ценителей и покровителей искусства. Формировались богатейшие частные коллекции произведений искусства. В 1856 г. было положено начало коллекции П.М. Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.

Русская архитектура первой половины XIX в. является неотъемлемой составной частью общеевропейской архитектуры. В ее развитии проявились общие закономерности архитектурных процессов этого периода, переосмысленные в соответствии с традициями национального зодчества и особенностями переживаемого Россией исторического момента. Большое значение в архитектуре приобрела общая композиция, популярным стало создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К.И. Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д.И. Жилярди (здание Университета) и О.И. Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж. Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И. Бове.

В развитии театрального искусства в этот период проявились две основные тенденции: освобождение от европейского влияния, достаточно заметного в XVIII в. и укрепление национальных традиций; отход от традиций классицизма и сентиментализма и становление романтизма и реализма. Ведущее место окончательно занял профессиональный театр. Были основаны два знаменитых драматических театра: Малый в Москве (1824 г.) и Александрийский в Петербурге (1832 г.).

Музыкальное искусство развивалось в этот период в русле общих культурных процессов. Композиторы А. А. Алябьев, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев создали замечательные произведения камерного жанра. С их именами связано рождение русского городского романса. М.И. Глинка заложил основы двух важных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и сказочно-эпического жанра.

2. Развитие культуры во второй половине XIX в. определялось оживлением общественно-политической жизни. Либеральные реформы придали этим процессам новый стимул. В то же время сложная социально-политическая обстановка, подъем общественного движения, развернувшаяся идеологическая борьба, ужесточение режима при Александре III обусловили сложность, противоречивость и неравномерность культурного развития.

Особенность культуры этого периода — широкое развитие демократических начал: расширился круг лиц творческого труда, в который все активнее вовлекались представители непривилегированных сословий; на передний план выдвинулись социальные проблемы, тема народа; искусство обретает выраженную критическую направленность, в основу всей художественной культуры России был положен реалистический метод. Еще теснее стала связь передового русского искусства с народным творчеством, дальнейшее развитие получил процесс формирования единой культуры, сочетавшей высокое профессиональное мастерство с простотой и доступностью произведений.

Образование и просвещение. В 1864 г. было утверждено Положение о начальных народных училищах, предоставившее общественным учреждениям и частным лицам право открывать начальные школы. Развитие среднего образования регламентировалось утвержденным в 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий. Устав провозглашал принцип бессословности среднего образования, но устанавливал значительную плату за обучение. В соответствии с уставом семиклассные гимназии разделялись на классические и реальные.

Значительные изменения произошли в области высшего образования. В 1863 г. был утвержден самый либеральный университетский устав. В соответствии с этим уставом в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров, вводились новые дисциплины и создавались новые кафедры; университетам предоставлялась широкая автономия. Позднее Университетский устав 1884 г. ликвидировал автономию университетов. Был усилен надзор за поведением студентов, а для его облегчения вновь вводилась форменная студенческая одежда. В несколько раз повысили плату за обучение.

Образование по-прежнему не было всеобщим, обязательным и бессословным. Особенно остро ощущался недостаток начальных и средних школ. И все же по сравнению с предшествующим периодом уровень грамотности населения существенно вырос: согласно переписи 1897 г., удельный вес грамотных среди россиян составлял 21%, в то время как до реформ среди государственных крестьян грамотных было не более 4-6%, а среди крепостных — 1-2%.

Наука. Мировое признание получили исследования русских математиков (П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской), физиков (А.Г. Столетова, А.С. Попова, П.Н. Лебедева) и техников. 25 апреля 1895 г. Попов продемонстрировал первый в мире радиоприемник. Электротехник П.Н. Яблочков создал дуговую лампочку, а А.Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания. Возможность создания летательных аппаратов исследовали А.Ф. Можайский, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский.

Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов; Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров заложили основы современной органической химии. К.А. Тимирязев исследовал явление фотосинтеза. Создатель русской физиологической школы И.М. Сеченов внес большой вклад в развитие микробиологии, патологии, анатомии и хирургии. И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности.

На вторую половину столетия приходится расцвет научной деятельности выдающихся русских историков С.С. Соловьева и В.О. Ключевского. Значительное развитие получила русская философия, представленная различными направлениями. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Г.В. Плеханов отстаивали в своих трудах материалистические традиции. Им противостояли философы-идеалисты, среди которых были религиозные мыслители В.С. Соловьев, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов.

Литература отражала распространенные в обществе социально-политические, философские и религиозные идеи, оказывала огромное влияние на развитие театра, живописи, музыки. Ведущим направлением в литературе был реализм, характеризующийся не только правдивым отражением действительности, но и глубоким психологизмом, живым откликом на социально-политические события.

Развитие живописи характеризуется борьбой двух направлений — академизма и реализма. Академия художеств по-прежнему оставалась высшим правительственным учреждением, регламентировавшим художественную жизнь России, однако ее авторитет среди творческой интеллигенции падал. Академизму противостояли демократические тенденции, выражавшиеся в утверждении в живописи реализма и национального начала. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано «Товарищество передвижных художественных выставок», которое объединило художников-реалистов, сторонников демократического направления: Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах.

Во второй половине XIX в. в театральном искусстве окончательно утвердились реалистические тенденции. Театр приобрел большое воспитательное и общественно-политическое звучание, на его сцене нашли отражение насущные проблемы российского общества. Главными центрами драматического театрального искусства оставались театры Малый в Москве и Александринский в Петербурге, продолжавшие сложившиеся ранее реалистические традиции.

В музыкальном искусстве преобладали реалистические тенденции, возросло влияние национальных народных мелодий. Значительное развитие получило музыкальное образование. По инициативе пианиста и дирижера Н.Г. Рубинштейна в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Реалистические и демократические тенденции в музыке развивали П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.