Вопрос 31

Культура России в XVIII веке

1. Особенности развития культуры.

2. Образование и просвещение.

3. Наука.

4. Литература и искусство.

5. Итоги развития культуры в XVIII в.

1. Реформы Петра I способствовали сближению отечественной и западноевропейской культуры. Новый импульс получил процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер сознания и общественной жизни. В культуре утвердилось светское направление. Происходило дальнейшее углубление индивидуализации творческой деятельности. Рост международного авторитета России, ее активная внешняя политика способствовали установлению постоянных контактов со странами Европы. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в различных областях человеческой деятельности. Вместе с тем формировалась ориентированная на западноевропейские ценности элитарная дворянская культура, которая все более отрывалась от народной, сохранившей национальные традиции.

Во второй половине века развитие культуры проходило под влиянием идей Просвещения. В общественном сознании все более возрастал интерес к человеческой личности, к проблемам предназначения человека, его естественных прав и его внесословной ценности. Это способствовало бурному развитию общественно-политической мысли и росту ее влияния в обществе.

2. При Петре I распространение образования впервые было признано государственной необходимостью, стало частью государственной политики. Основной целью образования являлось удовлетворение государственной потребности в кадрах. Главным отличием образования петровских времен стали его светский характер и связь обучения с практикой. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Обязательным стало обучение грамоте дворянских детей, которые могли учиться на дому, в частных или государственных школах. Указом 1714 г. уклонявшимся от учебы дворянам было запрещено жениться.

Распространению грамотности в значительной степени способствовала проведенная в 1708-1710 гг. реформа алфавита: старославянская кириллица была заменена более простым гражданским печатным алфавитом, а сложная система буквенного обозначения чисел — арабскими цифрами. Ориентация системы образования на подготовку кадров специалистов обусловила развитие системы профессиональных школ. В 1701 г. в Москве была открыта Навигацкая школа, в которой изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию. В 1715 г. из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, была создана Морская академия. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. В это же время были созданы Артиллерийская, Инженерная и Медицинская школы, на уральских заводах создавались горнозаводские училища. Высшая школа находилась на стадии становления. Для подготовки научных кадров при созданной в 1724 г. Академии наук и художеств были открыты Академический университет и Академическая гимназия.

Во второй половине века тенденция огосударствления образования получила новый импульс и новый характер. Если в первой четверти столетия главной целью образования было удовлетворение государственной потребности в кадрах, то Екатерина II стремилась с помощью просвещения воздействовать на общественное сознание, воспитать новую породу людей. В соответствии с этим был сохранен принцип сословности образования.

Существовали епархиальные школы для детей духовенства, гарнизонные школы для детей рекрутов. Лишь в конце века в каждой губернии были открыты главные народные училища, а в каждом уезде — малые народные училища. Дальнейшее развитие получила сеть медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школ, возникли новые направления специального образования.

Существенные изменения произошли в системе высшей школы. Крупнейшим культурным центром стал созданный в 1755 г. по проекту М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова Московский императорский университет. В 1764 г. для девочек открылся Смольный институт благородных девиц, при котором существовало Училище для малолетних девушек недворянского происхождения (позже оно было преобразовано в Александровский институт). К концу XVIII в. в стране функционировало 550 учебных заведений, в которых насчитывалось около 60 тыс. учащихся; было положено начало женскому образованию. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, образование по-прежнему оставалось сословным, оно не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

3. Интенсивный процесс накопления знаний в предшествующий период обеспечил бурное развитие в XVIII в. отечественной научной мысли, сочетавшееся с овладением лучшими достижениями европейской науки и техники. Накопленные в предшествующие периоды разрозненные знания в большинстве областей начали превращаться в науку.

Академия наук, созданная в 1725 г., располагала физическим кабинетом, химической лабораторией, астрономической обсерваторией, анатомическим театром, механической и оптической мастерскими, граверной школой, типографией, библиотекой и архивом. В 1719 г. при Академии была открыта Кунсткамера — первый в России естественно-исторический музей. В первой половине столетия в России ученых было очень мало, поэтому в Академию наук приглашались иностранные специалисты. Лишь с середины XVIII в. под влиянием М.В. Ломоносова, ставшего в 1745 г. первым русским академиком, в Академии начался постепенный рост числа отечественных ученых.

Во второй половине XVIII в. продолжилось начавшееся при Петре I интенсивное развитие отечественной научной мысли. Активизировался процесс вытеснения религиозных мировоззренческих установок научным подходом к пониманию явлений действительности. Постепенно утверждалась картина мира, противоположная средневековой. Понимая важность развития науки для укрепления экономики и обороноспособности страны, Екатерина II поддерживала различные научные исследования. Продолжалось активное освоение и описание новых земель.

Под влиянием исторических работ М.В. Ломоносова и В.Н. Татищева во второй половине столетия М.М. Щербатовым и И.Н. Болтиным впервые были предприняты попытки выработать общую концепцию российской истории. И.Н. Болтин также заложил основы отечественного источниковедения, а В.В. Крестинин и П.И. Рычков — основы исторического краеведения. Историческое описание российской коммерции М.Д. Чуйкова стало одним из первых сочинений по экономической истории России.

4. Важнейшим направлением в литературе середины XVIII в. был классицизм. Особенностями этого стиля являются гражданская тематика, преклонение перед человеческим разумом. Для русского классицизма характерно использование не античных, а отечественных сюжетов. Классицизм нашел выражение в поэзии А. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова и А.П. Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII в., писавшим в стиле классицизма, стал Г.Р. Державин. Во второй половине XVIII в. складывается сентиментализм. Для этого литературного направления характерно внимание к внутренним переживаниям человека.

Изобразительное искусство характеризуется окончательной победой светского направления, появлением новых жанров, тесной связью с западноевропейским изобразительным искусством. Светская живопись развивалась на основе национальных традиций живописной мастерской Оружейной палаты. В то же время отечественные мастера активно осваивали лучшие западноевропейские традиции: в Россию приглашали иностранных художников, а молодых русских живописцев посылали учиться в Италию и Нидерланды. Ведущим жанром становится портрет, окончательно вытеснивший икону (И.Н. Никитин, А.М. Матвеев).

Первый драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г.Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для представления трагедий и комедий (с 1832 г. — Александринский). Первым директором театра стал П.А. Сумароков. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные. Наибольшую известность приобрел возникший еще в XVII в. театр Шереметевых.

В музыке продолжали развиваться традиционные направления: народная музыка, богослужебное и светское пение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широкое распространение получили разбойничьи, бурлацкие, рекрутские песни. Профессиональная светская музыка находилась под влиянием итальянской композиторской школы.

Архитектура первой половины XVIII в. характеризуется общей демократизацией, преобладанием гражданского и фортификационного строительства, формированием новых стилей, господством принципа регулярности в русской градостроительной практике и заметным сближением русской архитектуры с архитектурой Западной Европы. Важным направлением гражданского строительства становится возведение административных и общественных построек.

В области градостроительства под влиянием планировочных и композиционных принципов западноевропейской архитектуры произошел переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке. Впервые в России принцип регулярности был использован при строительстве Петербурга. В создании архитектурного облика столицы значительную роль сыграли швейцарский архитектор Д. Трезини и русский зодчий М.Г. Земцов. Под руководством Трезини был построен собор Петропавловской крепости. Совместно с Земцовым Трезини спроектировал здание Двенадцати коллегий.

Господствующим архитектурным стилем первой половины XVIII в. стало барокко (с итальянского — причудливый, странный) — один из главных стилей в архитектуре и искусстве Западной Европы того времени. Для барокко характерны монументальность построек, пышность; изогнутость линий фасада и общего плана здания; обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур. Русское барокко обладало рядом национальных особенностей, обусловленных влиянием традиций отечественного зодчества. К середине века барокко достигает своего расцвета, приобретает свойственную этому стилю пышность, декоративную насыщенность. Крупнейшим мастером зрелого барокко в России был Растрелли (Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе и ряд дворцов для петербургской вельможной знати).

5. XVIII в. стал временем дальнейшего расцвета культуры. Были заложены основы системы профессионального образования. Рационализм начал вытеснять религиозную средневековую систему мышления, что дало мощный импульс формированию отечественной науки. Получили развитие все виды искусств, совершенствовались методы художественного творчества. Расширение и укрепление международных культурных связей обусловило сближение отечественного искусства с западноевропейским, о чем свидетельствует появление общих художественных направлений. Во всех областях культуры победило светское направление, что способствовало значительному расширению сферы художественного творчества.

Вместе с тем в рамках отечественной культуры произошло разграничение двух ее форм — народной и элитарной дворянской, ориентирующейся на западноевропейские духовные ценности. Возникший социокультурный раскол оказал негативное влияние на дальнейшее развитие отечественной культуры и стал одной из причин нарождающегося духовного кризиса.