Вопрос 23

Культура России в XVII веке

1. Особенности развития культуры.

2. Образование и наука.

3. Литература.

4. Архитектура.

5. Искусство.

6. Итоги развития культуры в XVII в.

1. XVII в. — сложный и противоречивый период в истории России, что обусловило и неоднозначный характер развития культуры. Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно начинает разрушаться. Возрастает внимание к человеку, его месту в окружающем мире. В творческой деятельности ярко проявляется личностное начало, заметно возрастает доля авторских произведений литературы и искусства. Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний, появлению первых опытов их теоретического осмысления.

2. Развитие торговли и ремесла, рост управленческого аппарата, активизация международных связей России требовали увеличения числа грамотных и образованных людей. Расширялась система образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование. В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.

Образование по-прежнему носило церковный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг (Часослова и Псалтыри). В учебных планах преобладали богословские дисциплины. Со второй половины века образование постепенно приближается к практическим нуждам, более широкое распро- . странение получают светские дисциплины.

Шел процесс накопления знаний. Особенно быстро накапливались знания, связанные с решением конкретных задач при организации производства, строительстве, в торговле. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения. Появляются первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний. Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создавали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

3. Литература характеризуется усилением светского начала, связью с общественной мыслью. Новые черты приобретает историческая повесть. Утрачиваются церковные элементы, героями становятся обычные люди, описываются реальные события. Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

В первой половине XVII в. широкое распространение получает демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты русской литературы (появление вымышленного героя, использование простого народного языка). Объектом критики стала даже церковь, авторитет которой был весьма высок. К демократической сатире близка бытовая повесть, отражающая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, те изменения, которые происходили в их быте, мировоззрении. В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события смуты и борьбы с интервентами. Широкое распространение получили исторические песни о разбойниках и о Степане Разине.

4. В архитектуре отражается противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержавшей ростки нового. Происходит обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Появляется большое количество общественных зданий. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве. Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии, тщательной проработке множества мелких деталей.

В первой половине века господствовало шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой лавре. В 1628 г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля. Выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В конце столетия появляется новый стиль — московское барокко. Его отличали четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов.

Переживает расцвет деревянное зодчество, уходящее своими корнями в языческую старину. Образцом деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками восьмым чудом света. Яркая раскраска, золоченая резьба и причудливые формы придавали ансамблю вид сказочного города.

5. Обмирщение искусства наиболее заметно проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов. В первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых). В середине века наметилось слияние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усиливаются элементы своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Ушаков.

В последней четверти XVI в. зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами (от лат. persona — личность). Вплоть до конца столетия техника художников была аналогична иконописной — писали на досках, яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере (изображения царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского). Более поздние парсуны характеризуются не только заметным стремлением к портретному сходству, но и пристальным вниманием к внутреннему миру человека, объемностью, естественными пропорциями человеческого тела (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, дяди Петра I Л.К. Нарышкина, и др.).

В XVII в. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672 г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества. При Славяно-греко-латинской академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житийные предания.

6. Культура XVII в. представляет собой переходный этап от средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования XVIII в. Культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы и новые тенденции. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала обмирщению искусства, которое проявилось в стремлении к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений.


Поделиться: