Книги по истории для студентов

§ 2. Революционное направление общественного движения XIX в.

Третье направление общественного движения в России — радикальное, или революционное. Уже в начале XIX в. стало очевидным; что социально-экономические отношения и государственный строй России нуждаются в кардинальных изменениях. Очевидной становилась и неспособность власти их осуществлять. В итоге часть общества, которую А.И. Герцен назовет «образованным меньшинством», встанет в оппозицию к власти, подвергнув ее резкой критике. Более того, они заявят о своей готовности участвовать в грядущих преобразованиях. Первой попыткой общества противостоять власти можно считать декабризм, непосредственным толчком к которому послужили войны с наполеоновской Францией. Знакомство с жизнью Европы и ее сравнение с российской были явно не в пользу последней.

По инициативе гвардейских офицеров А.И. и Н.М. Муравьевых, С.И. и М.И. Муравьевых-Апостолов, С.П. Трубецкого и И.Д. Якушкина в 1816 г. была создана строго конспиративная организация — Союз спасения, в который вошло 30 человек. Они предполагали захватить власть путем вооруженного переворота и цареубийства, чтобы затем принять конституцию и ликвидировать крепостное право. В 1818 г. организация распалась и возник Союз благоденствия, включивший около 200 членов. Цели остались прежними, однако их достижения предполагалось добиваться путем широкой пропаганды своих взглядов. К сожалению, реформаторские настроения образованной части российского общества не нашли понимания у властей. Тогда наиболее радикальные из них решили встать на путь революционной борьбы.

В 1821 г. в Петербурге возникло Северное общество, а на Украине — Южное общество. Н.М. Муравьев, в то время лидер Северного общества, разработал «Конституцию», согласно которой в России предлагалось ввести конституционную монархию, высшим законодательным органом сделать Народное вече, избираемое на основе высокого имущественного ценза, отменить крепостное право.

Программный документ южан — «Русская Правда» П.И. Пестеля — был радикальнее: Россия должна стать республикой. Выборы в законодательный орган — Народное вече и исполнительный — Державную думу предполагалось проводить без имущественного ценза. Крепостное право отменялось, а из казенных, монастырских и частично конфискованных у помещиков земель создавался общественный фонд, из которого каждый земледелец получал в пользование надел, обеспечивающий минимум его потребности. Эта земля не могла ни продаваться, ни закладываться.

Если характеризовать эти проекты в целом, то следует отметить, что проект Пестеля отличался большей последовательностью с точки зрения буржуазных отношений в России. Но оба они были прогрессивными революционными программами буржуазного переустройства России.

Методом борьбы они избрали заговор и вооруженный переворот. Четырнадцатого декабря 1825 г., воспользовавшись сумятицей, вызванной передачей власти, они вывели часть гвардейцев на Сенатскую площадь в Петербурге, пытаясь сорвать присягу Николаю I. А 29 декабря 1825 г. на Украине вспыхнуло организованное Южным обществом восстание Черниговского полка. Выступления были подавлены, участники отправлены на каторгу или в ссылку, пятеро декабристов — П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.Г. Каховский и К.Ф. Рылеев — казнены.

Декабризм нес в себе ростки будущих течений общественной мысли. Особое обаяние декабризма состояло в свободе, многообразии мнений. Его поражение имело тяжелые последствия для страны и ее будущего. Изъятие из активной общественно-политической жизни целого поколения лучших, честных, образованных людей, патриотов, обернулось национальной трагедией. Расправа над инакомыслящими породила в обществе уныние и страх. Общественная жизнь на какое-то время была заморожена. Власть стала относиться еще подозрительнее к любым проектам модернизации страны.

Однако остановить духовные искания было невозможно, и уже в конце 1830-х гг. наряду с либералами — западниками и славянофилами — появляются революционные демократы, предлагавшие свой взгляд на будущее России.

Представители революционно-демократического течения — В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, члены кружка М.В. Буташевича-Петрашевского (петрашевцы), — разделяя многие взгляды западников, вступают с ними в разногласия. Соглашаясь с тем, что Россия развивается по западному образцу и придет к конституции, они не идеализировали Европу, резко критиковали буржуазный строй, стояли за решительные действия — за революцию.

Кружок петрашевцев возник в Петербурге в 1845 г. Его члены пропагандировали идеи западных социалистов-утопистов, стояли за ликвидацию монархии, крепостного права, за демократические свободы. В 1849 г. кружок был разгромлен, часть членов получила смертные приговоры, в последний момент замененные каторгой.

Родоначальником «русского социализма» называют А.И. Герцена, писателя, философа, революционера. Поражение революции 1848—1849 гг. в Европе привело его к мысли об особом пути России. Если Европа достигнет прогресса через капитализм, полагал он, то Россия будет двигаться вперед через социализм, предпосылка к которому — крестьянская община с коллективистским менталитетом ее членов — в стране прочно укоренилась. Так сблизились представления об особом историческом пути России западника Герцена и славянофилов. Издаваемые им в Лондоне альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол», обличавшие русское самодержавие, стали первой бесцензурной русской прессой.

К крупнейшим теоретикам «русского социализма» относится также Н.Г. Чернышевский. Он считал, что Россия может перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины, поскольку в ней содержатся такие элементы социалистических отношений, как уравнительное перераспределение земли, совместное владение и пользование лугами, лесами, пастбищами, крестьянское самоуправление, равенство всех членов. Идеи Герцена и Чернышевского легли в основу народнической идеологии.

При анализе данной проблемы необходимо иметь в виду следующие обстоятельства. Хотя представители тех или иных течений общественной оппозиционной мысли предлагали разные идеи и разные пути выхода из кризиса, в котором оказалась страна в середине XIX в., они были едины в одном — необходима отмена крепостного права и уход от деспотической формы правления. Они понимали, что, законсервировав Россию на феодально-крепостническом уровне, самодержавие обрекает ее на отсталость во всех областях. Реформы 1860—1870-х гг. обеспечили стране определенный прогресс, однако правящая бюрократия не желала поступаться своими привилегиями и при первой возможности начала их сворачивать, что вызвало разочарование и в либеральной, и в революционной среде. Ведь важнейшие проблемы страны не были решены до конца. Это усилило революционные настроения в обществе, в первую очередь среди интеллигенции.

Интеллигенция — общественный слой образованных людей, профессионально занимающихся сложным умственным, по преимуществу интеллектуальным трудом, являющихся носителями и творцами культуры. Эта буржуазная по существу часть общества возникла в России в первой трети XIX в., т.е. в условиях феодально-крепостнической страны и, вероятно, поэтому нс имеет аналогов в мировой истории. Своеобразие интеллигенции проявилось в нервую очередь в духовном подвижничестве, искании «светской святости»: аскетизме, строгости личной жизни, «народопоклонстве», отвращении к духовному мещанству, к самодовольной самоуспокоенности. Ей была присуща, по замечанию Ф.М. Достоевского, «всемирная отзывчивость».

Мировоззрение русской интеллигенции развивалось в противоборстве с государственной идеологией. В комплексе ее идей и действий сформировалась прямая противоположность власти. Ведь самодержавие даже в ходе буржуазных реформ 1860-х гг. не изменило своей сути, что привело к расколу между властью и обществом, еще больше углубившемуся с появлением разночинцев. Этот особый слой в среде интеллигенции породили серьезные изменения в социальном составе образованной части общества, вызванные буржуазными реформами. Границы между сословиями разрушались. Выходцы из духовенства, дворян, мещан, крестьян и проч. быстро теряли связи со своей средой, превращаясь в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий, живущих своей, особой, жизнью. Это давало им ощущение собственной исключительности; в то же время они порывали с привычными традициями и устоями своей среды, отрицая их как нечто враждебное. Стремясь изменить жизнь как можно быстрее, они полагали, что сумеют справиться с этими задачами. Именно разночинная интеллигенция стала основой революционного движения в пореформенной России.

В течение 1860-х гг. разночинцы неоднократно пыталась создать свою сильную организацию. В 1862—1864 гг. появилась группа «Земля и воля», во второй половине 1860-х гг. — кружки под руководством Н.А. Ишутина, затем С.Г. Нечаева. В идейном плане интеллигенция ориентировалась на нигилизм — отрицавшее общепринятые нормы, ценности течение, свойственное кризисным эпохам общественного развития. Нигилисты должны были развивать свой интеллект, изучать науки, стремиться к свободной, приносящей практическую пользу деятельности, отказаться от «груза» традиционных взглядов и привычек. Барышни увлекались новыми идеалами женской эмансипации, стриглись, курили, учились и желали «идти в народ». Все это немало удивляло Европу.

Нигилизм во многом подготовил почву для идеологии революционного народничества. В 1870—1880-х гг. это направление заняло ведущее место в российском революционном движении. Его теоретиками были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Основные идеи революционных народников сводились к следующему: капитализм в России насаждается «сверху» и не имеет в стране социальных корней, будущее — за общинным социализмом, поэтому нужно готовить крестьян к революции. После ее победы крестьянам будут переданы все пахотные земли и другие угодья, их освободят от непосильных налогов и контроля со стороны административно-полицейских органов.

Для достижения поставленных целей идеологи народничества предлагали разные пути. М.А. Бакунин считал, что нужно как можно быстрее начать крестьянскую революцию. Крестьяне только ждут толчка, а «подтолкнуть» их и есть задача интеллигенции. Это направление получило название бунтарского или анархического, поскольку его представители выступали за «безгосударственный» социализм.

П.Л. Лавров, возглавивший так называемое пропагандистское направление, тоже ратовал за крестьянскую революцию, но ее ведущей силой считал революционеров-интеллигентов, которые должны вести пропаганду среди населения, готовя его к революции.

Третье направление получило название заговорщического. Его теоретик П.Н. Ткачев считал, что народ и интеллигенцию разделяет пропасть, крестьяне никогда не поймут революционеров, поэтому последним остается путь заговора. Группа интеллигентов должна захватить власть путем вооруженного переворота и проводить необходимые преобразования «сверху».

Следует отметить, что революционные народники дали ответы на многие теоретические и практические вопросы. Выдвинутая Лавровым идея о необходимости создания массовой народной партии для подготовки и проведения революции служит связующим звеном между революционным народничеством и следующими поколениями русских революционеров.

С 1873 г. народники начали «хождение в народ» для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания. Кончилось это многочисленными арестами. В 1876 г. возникает народническая организация «Земля и воля» (Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.). На площади перед Казанским собором они проводят первую в России политическую демонстрацию. Правительственные репрессии и жажда деятельности привели к дискуссиям о методах борьбы. Споры по тактическим и программным вопросам завершились расколом. В 1879 г. организация распалась на «Черный передел», куда вошли Г.Н. Плеханов, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод, выступавшие за агитационно-пропагандистские методы борьбы, и «Народную волю», лидерами которой были А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов и др.

Своей главной задачей народовольцы считали борьбу с правительством, доведшим народ до рабского состояния. Они выступали за созыв Учредительного собрания, установление в стране демократического строя и уничтожение частной собственности. В качестве важнейшего средства борьбы они выбрали террор, и прежде всего — убийство царя, что должно было вызвать в стране политический кризис и народное восстание. Народники не сразу пришли к террору. Сначала это была месть за товарищей и защита организации, затем он стал способом агитации, а позже превратился в основной метод переустройства общества.

Охота на царя-«освободителя» началась 4 апреля 1866 г. выстрелом члена кружка ишутинцев Д.В. Каракозова. В ответ царизм усилил репрессии. Первого марта 1881 г. на Александра II было совершено очередное, шестое, покушение. После убийства императора народнические организации были практически разгромлены, лидеры — казнены, а народническая идеология оказалась в глубоком кризисе, идейном и организационном.

Кризис революционного народничества привел к появлению либерального народничества. Самым ярким его представителем был публицист Н.К. Михайловский, один из тех «кающихся дворян», которые видели смысл своей жизни в служении народу. Не веря в революцию и боясь ее, он исходил из идеи необходимости первоначального изменения личности. В политической борьбе призывал народников придерживаться тактики сотрудничества с либералами. Что касается решения аграрного вопроса, то здесь он выступал за сохранение общинного землевладения.

Все надежды Михайловский возлагал на интеллигенцию, которая должна была руководствоваться интересами подавляющей части общества — трудящихся. Таким образом, он обосновал субъективный метод понимания исторических процессов. В среде либеральных народников появилась популярная «теория малых дел», нацеливавшая интеллигенцию на ежедневную работу по улучшению положения крестьян, организацию земских школ, больниц и т.д. Либеральные народники составляли самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. От либералов они отличались тем, что отдавали приоритет социально-экономическим преобразованиям, а не борьбе за конституцию и политические свободы.

Начали пересматривать свои взгляды и члены организации. «Черный передел». Они по-прежнему выступали за социализм, но видели путь к нему не через самобытность русского народа, а через развитие в России капитализма.

В целом в 1880-е гг. народническая идеология, хотя и утратила прежнюю идейную цельность, все же сохранила господствующее положение в русской общественной мысли. Ее так же, как раньше, поддерживали широкие слои молодежи. Русский крестьянский социализм внес свой вклад в мировую общественно-политическую мысль, что позволяет отнести его к достижениям человеческой цивилизации.

Народничество не потеряло своей актуальности и на рубеже веков. Оно получило новое направление, которое объективно отражало настроения большинства крестьянства страны: передача земли тем, кто ее обрабатывает. Кооперативная идея социализма составила основу программных положений партии социалистов-революционеров (эсеров) — революционного крыла неонародничества и партии народных социалистов (энесов) — умеренного крыла реформаторов-неонародников.