§ 2. Политический и экономический строй Древнерусского государства в период расцвета

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Золотой век русской истории». Людям свойственно забывать плохое и вспоминать хорошее, связанное чаше всего со временем молодости. После двух столетий монгольского ига, еще двух столетий борьбы с его последствиями и еще двух столетий крепостного права время Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого выглядело как время относительной свободы и благополучия. Не случайно период Древней Руси стали считать лучшим временем в истории страны, «золотым веком». Каждый народ мечтает о «золотом веке». Современные россияне на вопрос: «Когда же будет жить хорошо?» часто сами себе отвечают: «Хорошо уже было».

Наибольшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054). Территориально Русь располагалась от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн человек.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую первоначально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и при необходимости народное ополчение во главе с тысяцким, собираемое по решению вече.

В 988 г. при Владимире I вместо язычества в качестве государственной религии было принято христианство в византийском варианте.

Русская православная церковь изначально поддерживала государство и зависела от него, так как по Уставу Владимира, провозглашенного святым, получала на свое функционирование 10% от всех доходов в государстве. Великие князья фактически назначали высшее духовенство, поощряли развитие монастырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

В тот период страна была богата лесами, рыбой, дичью. Главным занятием населения было пашенное земледелие. Использовалась подсечно-огневая или переложная система. В городах насчитывали до 60 ремесленных специальностей. При этом глиняную посуду, металлические изделия, украшения изготовляли на заказ и для продажи на рынках.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Княгиня Ольга — единственная женщина из всех правителей «империи Рюриковичей». Ее происхождение является предметом споров. В Пскове ее считают своей землячкой. Некоторые полагают, что она была знатного происхождения, возможно скандинавского. Игоря она покорила умом и красотой. После его смерти Ольга стала фактической правительницей при малолетнем сыне Святославе. С ее именем связано создание становищ и погостов, своеобразных «крепостиц», защита которых обеспечивалась «воями». Погосты и становища превращались впоследствии в административные центры государства.

Н. К. Рерих. Святая великая княгиня Ольга. Мозаика, исполненная В. А. Фроловым. Петроград. 1916 г.

Налоговая и административная реформы способствовали экономическому укреплению и повышению политического веса молодого государства. В 957 г. во время визита в Константинополь Ольга приняла крещение из рук византийского императора Константина Багрянородного. Русь в период ее правления не воевала ни с одним из соседних государств. В 964 г. Ольга передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных военных походов продолжала управлять государством. Она осталась в истории как рачительная, дальновидная, мудрая устроительница русской земли. Умерла в 969 г., похоронена по христианскому обычаю и вскоре причислена к лику святых Русской православной церкви (РПЦ).

Княгиня Ольга (945-969) установила размеры дани («уроки») и места их сбора («погосты»). Дань была не обременительной для населения и представляла собой предметы, продукты, подлежащие длительному хранению (меха, мед, воск и т. д,). Значительная часть дани продавалась в Византию, Венгрию, Польшу, в другие соседние страны и территории. Главной торговой трассой служил путь «из варяг в греки». По Балтийскому морю везли товары в Европу, по Волге и Каспийскому морю добирались до арабских и других государств. За границей приобретали оружие, предметы роскоши, вина и т. д. При Владимире I стали чеканить первые русские монеты — златники и серебряники.

Русский человек в историческом контексте

Мужчин в Древней Руси с уважением называли «люди», «мужи». Они пахали, сеяли, рубили и палили лес под новую пашню («подсечно-огневая система»). Могли завалить медведя, лося, кабана, наловить рыбы, собрать мед из лесных бортей. «Муж» Древней Руси участвовал в сходе общины, выбирал старосту, участвовал в судебном разбирательстве в составе своеобразной «коллегии присяжных» — «двенадцати лучших мужей», преследовал конокрада, поджигателя, убийцу; участвовал в вооруженном ополчении в случае крупных военных походов и вместе с другими отбивался от кочевников. Свободный человек должен был контролировать свои чувства, отвечать за себя, родственников и зависимых людей. За предумышленное убийство в соответствии с Русской Правдой, сводом законов первой половины XI в., имущество конфисковалось, а семья полностью обращалась в рабство (эта процедура называлась «поток и разграбление»). За клок волос, вырванный из бороды или усов, обиженному свободному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гривен. (Гривна — слиток серебра весом примерно в 200 граммов; в настоящее время гривна является основной денежной единицей на Украине.) Так ценилось личное достоинство свободного человека. Убийство каралось штрафом в размере 40 гривен. Древнерусский мужчина был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали боеспособные мужчины, получавшие оружие, как правило, из княжеского арсенала. Так, армия Святослава (965-972), включая наряду с дружиной и народное ополчение, насчитывала до 50- 60 тыс. человек.

Семья составляла двор, «дым», «десяток». Районы земледелия неуклонно расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой становилась преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община — мир, сотня, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при распределении внутри общины). Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства, которые совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату долга и т. д.

К моменту образования государства соседская (территориальная) община, сменившая родовую (кровную), уже играла важную роль в жизни русской деревни. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине существовали две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Таким образом, среди сельского населения

преобладали свободные общинники, которые землей владели и распоряжались коллективно, но работали и проживали семьями. Общины тяготели к погостам — торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города. С городами были связаны понятия «полк» и «тысяча». Под такими названиями действовали ополчения, формировавшиеся в случае внешней опасности в тех или иных городах. На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).

Частными собственниками земли могли быть князья и бояре. Они получали землю за службу великому князю. Некоторые разрабатывали новые участки руками своих зависимых людей, например пашенных холопов. Феодальная собственность на землю возникала, юридически оформлялась по-разному в разных землях, с разной скоростью в результате усиления имущественного неравенства и в связи с переходом значительной части пахотной земли общинников в частную собственность крупных собственников — феодалов, князей и бояр. Земледельческие общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. Формировалась система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в крупных собственников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Феодальные отношения со временем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

В X в. возникает, а в следующем столетии укрепляется домениальное землевладение киевских князей. Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, предаваемое от отца к сыну. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати — бояр. Князья и их знатные дружинники начинают прибирать к рукам земельные угодья, в основном общинные. Поскольку обладание землей дает существенные экономические преимущества и становится важным политическим фактором, активно разворачивается процесс феодализации русского общества.

Рядовичами называли тех, кто попадал во временную зависимость от хозяина на основании договора («ряда»), заключенного с ним. Закупами становились те, кто потерял свое имущество и получал от хозяина небольшой участок земли и орудия труда. Закуп работал за ссуду (купу), пас скот хозяина, не мог от него уйти, мог подвергаться телесному наказанию, но не мог быть продан в рабство, сохраняя шанс выкупиться на свободу. В результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, через брак с холопом или холопкой русские люди могли стать холопами. Право господина в отношении холопа было ничем не ограничено. Его убийство «стоило» всего 5 гривен. Холопами были, с одной стороны, слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины, даже княжеской или боярской администрации. С другой стороны, холопы (рабы русского общества) в отличие от античных рабов могли быть посажены на землю («страдные люди», «страдники»), работали в качестве ремесленников. Люмпен-пролетариями Древней Руси можно назвать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего прежнего социального положения: крестьяне, выгнанные из общины; выкупившиеся на свободу вольноотпущенные холопы (как правило, после смерти хозяина); разорившиеся купцы и даже князья «без места», т. е. не получившие территории, на которой они выполняли управленческие функции. При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип — «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы — князья и бояре.

По Русской Правде за убийство обычного свободного человека полагался штраф в 40 гривен (8 килограммов серебра), за рядовича — 12 гривен (2 килограмма 400 граммов), за холопа — 5 гривен (один килограмм). За убийство княжеского тиуна (управляющего) штраф составлял 80 гривен (16 килограммов серебра, или целый пуд). Серебро на Русь поступало из Чехии и с арабского Востока. Во многих случаях заплатить штраф самостоятельно, без помощи общины, человек не мог. Под угрозой наказания большим штрафом многие русичи старались сдерживать свои эмоции.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Ярослав родился около 978 и умер в 1054 г., прожив 76 лет. Его матерью была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав княжил в Новгороде, ежегодно собирал дань в размере 3 тыс. гривен, из которых две трети отсылал в Киев отцу — великому князю Владимиру. Ярослав отказался платить дань и нанял отряды варягов для борьбы с отцом, после смерти которого в результате борьбы с братьями стал самовластием Русской земли.

Ярослав Мудрый проявил себя выдающимся государственным деятелем. При нем Русь была сильной и единой. Он считается автором Русской Правды, целого комплекса юридических документов, отразивших и регулировавших русскую социальную жизнь. При нем переводились с греческого на русский язык многие книги, были организованы школы для начального обучения, возникла своеобразная средневековая академия из «книжных людей» того времени. Крупным летописным центром Древней Руси стал Киево-Печерский монастырь, основанный еще при Ярославе. Ярослав знал 8 языков, много читал не только днем, но и при свечах ночью. Он строил храмы. Сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви — митрополита Иллариона. Его называли самовластием, «каганом» (на восточный лад), а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора.

Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.

Город, как правило, строили на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой воздвигалась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы бояр, церкви, а позднее и монастыри. С двух сторон кремль обычно защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполненный водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкала ремесленная часть города — посад. Отдельные районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, назывались слободами. В городах рядом с князьями и боярами старались располагаться священники.

Города на Руси являлись важными административными центрами, в которых сосредоточивались богатства и продовольственные запасы, завозимые сюда феодалами. В укрепленных дворцах накапливались запасы железных орудий труда, оружия, посуды, зерна, холста, изделий из драгоценных металлов.

В Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправление. Вечевые собрания избирали десятских, сотских, тысяцких. Князья стремились установить над городами жесткий контроль путем назначения своих специальных представителей — посадников, воевод, так называемых старцев градских.

В городах, большинство из которых насчитывали от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей, развивалось ремесло (более 60 специальностей), торговля, в то же время многие жители имели небольшие земельные участки прямо рядом с домом. Мастера одной профессии селились в городе все вместе, целой улицей. Во многих старинных русских городах сохранились древние названия таких ремесленных улиц: Гончарная, Колокольная, Кузнецкий мост, Кожевенная, Оружейная и т. д. Некоторые ремесленники, особенно в крупных городах, пользуясь их выгодным географическим расположением, производили продукцию на рынок, на экспорт.

Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западных. Русские кузнецы делали замки, которые состояли более чем из 40 деталей. Изготавливались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла. Пользовались известностью мастера, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклодувы. Развивалось производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В ХІІ-ХІІІ вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. Тем не менее готовые местные (глиняная посуда, кожаная обувь, металлические изделия и т. д.) и привозные (ткани, украшения, вина и т. п.) изделия в силу развитости натурального, самообеспечивающегося хозяйства пользовались ограниченным спросом. Следует учесть и ненадежность средств сообщения, что мешало постоянным связям между территориями, на которых образовывались излишки товаров.

Города становились средоточием культуры того времени, центром различных инноваций, которые постепенно проникали на другие территории. Распространителями передового опыта были люди интеллигентных профессий: переписчики книг, строители, иконописцы, лекари. Большинство грамотных людей также жили в городах. На землях, прилегавших к городам, вводилось трехполье, распространялись новые сельскохозяйственные культуры, породы скота. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. В городах велось в основном каменное строительство, особенно храмовое. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского периода. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня, наиболее квалифицированные строители также сосредоточивались в городах.

В городах ремесленники и торговцы объединялись по интересам. Городская община в целом занималась благоустройством, укреплением обороноспособности городов, число которых быстро росло. Старейшие города современной России — Старая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Ростов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывали до 300 городов. Во всех русских землях на тот момент проживали, по утверждению некоторых авторов, до 12 млн человек.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные, централизаторские тенденции.

СПРАВОЧНИК

Гривной называли весовую, денежно-весовую и денежно-счетную единицу Древней Руси и других славянских земель. В Средней и Северной Европе гривна называлась маркой. Название «гривна» происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»). Со временем это слово стало означать определенное количество (вес) ценного металла. Поскольку это количество серебра могло слагаться из определенного количества одинаковых монет, возник счет их на штуки. Гривна, состоящая из определенного количества монет, называлась гривной кун (денежно-счетная единица). Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) стали на Руси платежно-денежными понятиями. В XII в. гривна серебра (около 204 г) по ценности равнялась 4 гривнам кун. Новгородские гривны XIII в. представляли собой длинные серебряные палочки весом около 204 г. На основе гривны возник рубль. С XVIII в. гривна составила половину фунта. Гривна как единица веса делилась на 48 золотников (по 4,26 г), а золотник — на 25 почек (по 0,17 г). Гривна весом 204 г была положена в основу чеканки русских монет1.

ХРЕСТОМАТИЯ

Русская Правда

«1. Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры (племянники); если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

2. Если кто будет избит до крови или синяков, то (для получения вознаграждения) ему не надо представлять свидетеля; если на нем не будет явных знаков избиения, то он должен представить свидетеля, а если не может — делу конец; если же он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю.

3. Если кто кого ударит батогом, или жердью, или пястью, или чашей, или рогом, или тупой стороной меча, то должен заплатить за это обиженному 12 гривен; если обидчика не настигнут, то он должен заплатить (эту сумму), и делу конец.

4. Если ткнет кого мечом, не вынимая из ножен, или рукоятью меча, то платить обиженному 12 гривен.

5. Если же ударит руку и рука отпадет или высохнет, то заплатить потерпевшему 40 гривен. Если нога останется целой или потерпевший станет хромать, то пусть дети его отомстят обидчику.

14. Если где-нибудь кто потребует от другого остатка похищенного, а тот начнет отпираться (отказываться), то явиться ему (с ответчиком) на разбирательство спора перед 12 мужами; и если они установят, что ответчик виноват, не вернул истцу остатка, то он обязан вернуть его имущество и заплатить ему за обиду 3 гривны» (Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1989. С. 21—25, 26, 33)1.

1 Зварич В. В. Нумизматический словарь. Львов, 1975. С. 34-35.