§ 4. Какая Россия нужна россиянам: общественное движение в пореформенный период

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Одним хотелось революции, другим — севрюжины с хреном, а третьим — кого-нибудь ободрать». В России начала XXI в. значительная часть населения аполитична, разочаровалась в политиках. В последней трети XIX в. в Европе и России крупных революционных событий не было. В то же время возрастала роль такого общественного слоя, как интеллигенция. Интеллигенция была разной. Приведенная фраза возникла в интеллигентских кругах; в ней остроумно отмечены противоречивость и многослойность общественного сознания в пореформенный период. Современные образованные люди знают, что вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?» представляют собой не просто «вечные» или, как говорят, «проклятые» вопросы российской жизни, но и названия произведений Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена. Для кого-то все революционные деятели — «Бесы». Так назвал свой роман Ф. М. Достоевский. Писатели в XIX в. были «властителями дум» и в своем творчестве отразили жизнь страны.

В докапиталистическую эпоху говорить об общественном движении можно достаточно условно. В Древней Руси и Московском царстве различные «партии» в борьбе за политическую власть возникали эпизодически, часто на базе родственных отношений: боярские группировки в малолетство Ивана Грозного; Милославские и Нарышкины в событиях 1682 г. и т. д. В XVIII в. активными политическими «игроками» стали гвардейские офицеры-дворяне. Народные низы пытались защищать свои интересы в стихийных городских бунтах и крестьянских восстаниях.

1 Урланис Б. Ц. История военных потерь. Войны и народонаселение Европы. Людские потери вооруженных сил европейских стран в войнах ХVІІ-ХХ вв. (историко-статистическое исследование). СПб., 1994. (В советское время считалось, что потери Японии составили 135 тыс. убитыми и умершими. Россия потеряла 400 тыс. убитыми, ранеными, пропавшими без вести и попавшими в плен.)

С середины XIX в. общественное движение по социальному составу участников становится весьма пестрым, включает в себя выходцев из различных сословий, разночинцев. Во всех общественных течениях важную роль играли представители интеллигенции, которая может быть определена как социальный слой работников умственного труда, получивших высшее и среднее специальное образование и зарабатывавших себе на жизнь собственным высокопрофессиональным трудом.

Особенностью общественного движения в России было то, что оно развивалось под большим влиянием европейских событий. Революции конца XVIII в. в США и во Франции, революционные потрясения 1848 г. во многих европейских странах, сложные политические процессы, борьба идейных течений — за всем этим внимательно следили в России и пытались определить наилучшее будущее для своей страны. Каждое из общественных течений в России стремилось разработать свои программу, стратегию и тактику борьбы, опиралось на определенные социальные силы, организации, выдвигало ярких лидеров. Как и в Европе, в России можно выделить либерализм, социализм и консерватизм.

Наиболее активным было революционное, или социалистическое, течение. Его теоретики А. И. Герцен и Я. Г. Чернышевский разработали оригинальную концепцию «крестьянского социализма». Манифест об освобождении крестьян был встречен А. И. Герценом восторженно, однако вскоре он понял, что народ царем обманут. Н. Г. Чернышевский пытался в легальной печати раскрыть грабительскую сущность крестьянской реформы, но был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. В своих трудах оба выдающихся революционера развивали мысль об общинных порядках российского крестьянства, которые могут стать залогом пути к социалистическому строю, доказывали, что крестьянская община может быть лучшей формой народной жизни. Думали, что Россия перейдет к социализму, минуя капитализм. Они считали общину готовой ячейкой будущей справедливой организации общества. Монархию должна была сменить республика с выборными органами народного представительства. Они идеализировали «простой народ», были против его «вываривания в капиталистическом котле». Основным средством достижения социальной справедливости они считали крестьянскую революцию, поэтому народничество 1870-х гг. называют революционным народничеством в отличие от либерального народничества 1880-х гг., проповедовавшего мирный, просветительный путь преобразований. Вообще русское народничество представляло широкий спектр различных течений.

В возникшем народничестве было несколько течений. Пропагандисты (идеолог Я. Л. Лавров) главную роль отводили распространению социалистических идей, постепенной подготовке народа к новой жизни. Бунтари (идеолог М. А. Бакунин) хотели государство заменить свободными автономными обществами, организованными снизу, вверх. Бакунин выступал за передачу всей земли земледельцам, промышленности и капиталов — рабочим союзам. Предлагалось упразднить семью и брак, ввести общественное воспитание детей, уравнять женщин и мужчин в правах. Последователи Бакунина за неприятие любой власти получили название анархистов. Они полагались на «пропаганду фактами» — на непрерывные мелкие восстания, бунты, аграрные волнения. Заговорщики (идеолог Я Я. Ткачев) считали, что необходимо создать хорошо законспирированную революционную организацию, которая захватит власть, уничтожит своих противников и затем займется просвещением народа, установлением отношений равенства и братства. Орудием строительства нового общества Ткачев считал сильное централизованное государство.

Каждое из течений проявило себя в конкретных действиях. «Лавристы» в 1873- 1874 гг. организовали «хождение в народ». Радикально-демократическая молодежь начала распространять среди крестьян демократические и социалистические идеи. «Бакунисты» пытались поднять народ на восстание. Большинство участников было арестовано и осуждено. Неудачей окончилась попытка последователя Ткачева С. Г. Нечаева создать тайную революционную организацию.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля», которая пыталась работать среди крестьян, старообрядцев, сектантов, рабочих и студентов и привлекать на свою сторону людей из правительственных учреждений и военных. Эффективность работы оказалась невелика. Многие были арестованы.

В 1879 г. из «Земли и воли» выделилась организация «Народная воля», члены которой после ряда попыток 1 марта 1881 г. смогли убить Александра II. Но революции не произошло. Впоследствии в силу разочарования и правительственных репрессий народничество отказалось от радикальных методов борьбы, стало либеральным.

Новым явлением в социальной жизни пореформенной России стало рабочее движение. Основоположники нового общественного движения безоговорочно приняли учение марксизма и продолжили радикально-социалистическую традицию в борьбе с самодержавием. В распространении идей немецких теоретиков К. Маркса и Ф. Энгельса в России важную роль сыграл бывший народник Г. В. Плеханов, создавший в 1883 г. в Швейцарии группу «Освобождение труда». Плеханов выступал за свержение самодержавия как тормоза на пути развития капитализма в России. Считая капиталистический путь развития прогрессивным, а социалистическую революцию — отдаленной перспективой, он выступал за создание рабочей партии, действующей в союзе с либералами. В 1880-е гг. возник ряд марксистских кружков (Д. Благоева, М. И. Бруснева, Н. Е. Федосеева).

Осенью 1895 г. петербургские марксисты объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», который имел связи с десятками заводов и фабрик, издавал листовки, помогал в проведении забастовок, пропагандировал марксизм среди рабочих. Среди петербургских марксистов в качестве теоретика и организатора выдвинулся В, И. Ульянов, который вместе с другими членами «Союза» был арестован и сослан в Сибирь. Оставшиеся на свободе марксисты в 1898 г. в Минске создали Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).

В. И. Ульянов, выбравший псевдоним Ленин, анализировал развитие капитализма в России, видел в российском пролетариате движущую силу социальной революции, придавал решающее значение деятельности хорошо организованной пролетарской партии.

Сторонниками либерализма, последовательного реформирования России были образованные чиновники, дворяне, предприниматели, профессора, ученые, другие люди, понимавшие опасность революционного взрыва в России. Уже в феврале 1862 г. на собраниях тверского дворянства критиковалась непоследовательность царского правительства и ставился вопрос о созыве народного представительства. В 1880 г. министр внутренних дел граф М. Т. Лорис-Меликов заявил о снижении

выкупных платежей, отмене подушной подати и созыве временных подготовительных комиссий для обсуждения вопросов о представительном строе. После 1 марта 1881 г. Лорис-Меликов получил отставку. Российские либералы добивались политических свобод, расширения функций органов местного самоуправления, укрепления законности и отказа от полицейского произвола. Они хотели выбить почву из-под ног у революционеров, но действовали слишком осторожно. Только к началу XX в. они решились создать за границей свою организацию — «Союз освобождения».

Во главе российского консерватизма стояли последние Романовы: Александр II, Александр III и Николай II. На реформы они шли под давлением обстоятельств. Особенно жестко охранялся государственно-политический строй, неограниченная самодержавная власть. Социальную опору консерватизма составляло большинство дворян-помещиков, духовенства, которое стремилось сохранить свое привилегированное положение и не желало ничего уступать другим социальным слоям.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Андрей Иванович Желябов (1851-1881) происходил из крепостных крестьян. При выпуске из Александровской гимназии в Керчи был «по недостатку благонадежности» удостоен не золотой, а серебряной медали. За организацию нелегального студенческого кружка как «руководитель и главный деятель» студенческих волнений в 1871 г. исключен из Новороссийского университета (в Одессе) и выслан на родину. Затем вел революционную пропаганду среди интеллигенции и рабочих, ведал доставкой нелегальной литературы, собирал средства и отправлял добровольцев на Балканы. Его арестовали, судили в Петербурге в 1877 г. на «процессе 193-х», но оправдали «за отсутствием улик».

В 1879-1880 гг. Желябов входил в организацию «Земля и воля», затем — «Народная воля», был членом-учредителем Исполнительного комитета, который вынес смертный приговор Александру II. Желябов был сторонником многообразия форм политической борьбы, допускал террор лишь как вспомогательное средство, прелюдию и ускоритель народной революции. Под его руководством подготовлено несколько покушений на императора, но 27 февраля 1881 г. он был арестован.

Желябов потребовал приобщить его к делу «первомартовцев» и рассчитывал на рассмотрение дела судом присяжных. Он был уверен, что суд общественной совести не только оправдает народовольцев, но и выразит им «признательность отечества за деятельность особо полезную». На суде Желябов обличал «белый террор», который подавил мирную пропаганду социалистических идей. Желябов был повешен вместе с другими на Семеновском плацу в Петербурге и тайно похоронен на Преображенском кладбище.

Руководила действиями бомбистов гражданская жена Желябова Софья Львовна Перовская. Генеральская дочь выбрала путь революционерки.

Мало кому известно имя Николая Васильевича Клеточникова (1846-1883). Он происходил из дворян. Болел туберкулезом, не смог завершить обучение в университете. Осенью 1878 г. предложил себя в качестве исполнителя террористического акта, но по заданию «Земли и воли» поступил на службу в Третье отделение, где получил доступ к секретным материалам политической полиции. Клеточников пользовался полным доверием начальства и в течение двух лет информировал революционеров о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, раскрыл многих агентов полиции. Его арестовали в январе 1881 г., приговорили к смертной казни, замененной вечной каторгой. Клеточников умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости после голодовки протеста против жестокого тюремного режима.

Особую роль играло национальное движение. В 1863 г. вспыхнуло и было подавлено очередное восстание в Польше, руководители которого стремились к созданию независимого государства и пользовались симпатиями европейского общественного мнения1. Польский сепаратизм рассматривался российскими самодержцами как опасный пример для других национальных окраин империи.

После гибели Александра II на престол вступил его 36-летний сын Александр III, Наследником он стал лишь в двадцать лет, после смерти старшего брата Николая, и только с этого времени начал получать образование, необходимое самодержцу.

У трона развернулась острая борьба. Сторонники реформ — министр внутренних дел М. Т. Лорис-Меликов, министр финансов А. А. Абаза, военный министр Д. А. Милютин — настаивали на созыве представительства, одобренного Александром II в день смерти, 1 марта. Противники реформаторства, в частности К. П. Победоносцев, доказывали, что это будет гибелью России.

Сам царь Александр III на первых порах умалчивал о своем внутриполитическом курсе, но вскоре стало ясно, что серьезная опасность для властей миновала: общество было растеряно и испугано цареубийством, а горстка террористов исчерпала свои силы.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Александр III далеко не во всем положительно оценивал реформы 1860-х. Он считал, что их проведение подорвало вековые устои русской жизни. В разрешении проблем государства новый император часто опирался на бывшего своего учителя правоведения К. П. Победоносцева, известного юриста и государственного деятеля. Имя К. П. Победоносцева ассоциируется с самодержавием. Он сотрудничал с тремя императорами, около 40 лет стоял близко к трону и четверть века являлся обер-прокурором Святейшего синода (1880-1905).

К. П. Победоносцев не сочувствовал преобразованиям Александра II и воспитывал своего ученика Александра (будущего императора Александра III) во враждебном отношении к политике его царствовавшего отца.

Крупнейший идеолог консерватизма К. П. Победоносцев 8 марта 1881 г. на заседании Совета министров в своем выступлении произнес программную речь, заявив о несостоятельности проводившейся политики реформ, решительно предостерегал от введения в России конституционного строя, который считал более низким по сравнению с самодержавием. К. П. Победоносцев утверждал, что идея представительства лжива по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое он относил к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов и т. д. Порочная идея «народовластия», по мнению Победоносцева, способствовала появлению проникнутых ложью учреждений. Выборное начало вручает власть толпе, которая, будучи не в силах осмыслить сложные политические программы, слепо идет за броскими лозунгами. К. П. Победоносцев призывал к пересмотру основных реформ минувшего царствования.

В условиях первой русской революции 1905-1907 гг., которая показала тщетность усилий Победоносцева, после обнародования царского Манифеста 17 октября 1905 г. он ушел в отставку. Его смерть прошла незамеченной.

1 Более 37 лет (с 1830 по 1868 г.) отсидел в Шлиссельбургской крепости недалеко от Петербурга один из деятелей польского национального движения В. Лукасиньский.

Александру III понадобилось всего два с небольшим года, чтобы придать самодержавию новое обличье. Участники покушения на Александра II были арестованы и в начале апреля казнены. Министры-либералы изгнаны из правительства — Лорис-Меликов, Абаза и Милютин.

Ближайшее окружение императора, оказывавшее влияние на правительственную политику, составили наиболее консервативно настроенные политические и общественные деятели. Виднейшими последователями и проводниками консерватизма в конце XIX в. были: литературный критик, поэт-переводчик, профессор философии Московского университета и впоследствии редактор журнала «Русский вестник» М. Н. Катков, примыкавший в молодости к либеральному течению; Н. П. Игнатьев — граф, дипломат, министр внутренних дел; Д. А. Толстой был обер-прокурором Синода, министром народного просвещения, министром внутренних дел; И. И. Воронцов-Дашков — генерал-адъютант, а впоследствии министр императорского двора и др.

Социальную основу консерваторов составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства. Православие провозглашалось духовной основой жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия и свертывание реформ. В сфере внешней политике развивали идеи панславизма — единение славянских народов вокруг России. В социально-экономической сфере ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения. В духовной сфере представители консервативной интеллигенции отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

После эпохи «великих реформ» 1860-1870-х гг. страна вступила в следующий этап своей истории, получивший название «контрреформ». При Александре III многие преобразования, проведенные правительством его отца, были серьезно урезаны, а некоторые и прямо отменены.

Автономия университетов была отменена. Университетский устав 1884 г. отменил выборы профессоров, деканов и ректоров, теперь их стали назначать. Из университетов были уволены известные прогрессивные преподаватели. Для студентов вводилась форменная одежда, плата за обучение возросла. Все студенческие организации запрещались.

В 1887 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», запретив принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права поступления в высшие учебные заведения.

Современники по-разному оценивали события 1880-х — начала 1890-х гг. Охранители прославляли Александра III — царя-«миротворца», в правление которого Россия не вела войн и отличалась относительной внутренней стабильностью.

Александр III был волевым, упорным и твердым человеком. В отличие от предшественников вел образ жизни примерного семьянина, играл на духовых инструментах, интересовался живописью и русской историей. Критически настроенные современники считали, что во 2-й половине 1890-х гг. сложилась такая социально-политическая обстановка в стране, которая не позволила правительству в полной мере реализовать принятые реакционные законодательные акты и повернуть вспять исторический процесс.

ХРЕСТОМАТИЯ

Положение о земских участковых начальниках (12 июля 1889 г.)

«Земскому Начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлений как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению Губернатора или Губернского присутствия...

Земский Начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе, теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.

Земскому Начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей».

Циркуляр о переменах в составе учеников гимназий и прогимназий (18 июня 1887 г.)

«Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, но самой природе вещей, неравенства имущественных положений» (Хрестоматия... 1990. С. 199).