Раздел I

РУСЬ ДРЕВНЯЯ

Глава 1

РУСЬ ДО РУСИ

§ 1. В сообществе мировых цивилизаций

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Чур меня!» Это широко распространенное, в том числе и в детских играх, выражение отражает нашу связь с самыми далекими предками. «Пращур, зашити меня», — на протяжении столетий обращались за помощью русские люди. Культ предков получил развитие в китайской и в других цивилизациях. Русские люди берегли могилы, сохраняли легенды и предания о своих предшественниках.

Проблемы происхождения рода человеческого, расселения людей по территории земного шара, сложные вопросы расообразования. этногенеза являются предметом длительной научной дискуссии. К настоящему времени археологические находки, сделанные за последние 100 с лишним лет, позволили расширить рамки антропогенеза до 2-2,5 и даже до 4 млн лет. Считается, что на протяжении нескольких эпох на процесс сапиентации (формирования современного типа человека) влиял целый комплекс факторов: повышался уровень ассоциативного мышления, развивались социальные качества, происходила грациализация, т. е. уменьшение общей массивности скелета, продольного диаметра черепа и т. д.

Человек перешел к оседлой жизни не ранее 350 000 лет назад, и причиной тому послужила стабилизация климата на земном шаре. В течение периода, известного под названием плейстоценского (этот геологический период начался около 2 млн лет назад), происходили медленные изменения климата от теплого и благоприятного к холодному и суровому. Ледники, которые обычно располагаются на вершинах гор, стронулись с места и расползлись по поверхности Земли, причем ледяной покров толщиной в несколько сотен метров достиг территории современных Нью-Йорка, Лондона и Киева. В те времена полмиллиона людей сосредоточились в регионах с более умеренным климатом, например вокруг Средиземного моря, где все еще сохранялось отдаленное подобие лета, или в областях типа Сахары, где (как ни странно это выглядит в наши дни) обильные дожди благоприятствовали разнообразию флоры и фауны. Но представители одной ветви семейства Homo erectus, так называемые синантропы, обнаружили, что можно выжить и на краю ледника, если укрыться в пещерах и использовать кое-что, ранее недоступное человеку, — огонь. Прежде чем пещерная жизнь распространится по всей Европе, пройдет еще четверть миллиона лет, однако новый стиль жизни — с теплом, светом и защитой от холода — оказал революционное воздействие на человека.

Бесспорным предком современного человека считается Хомо эректус (Homo erectus в буквальном переводе с латинского — человек выпрямленный). В этот вид включают всех питекантропов (от греч. pithekos — обезьяна и antpropos — человек). «Возраст» питекантропов оценивается от 500 тыс. до 1,6 млн лет. Питекантропы занимались охотой (на павианов, кабанов, бегемотов, диких быков и др.), собирательством (фруктов, орехов, овощей и т. д.), использовали орудия из дерева и камня (рубила, колуны и т. п.). Объем черепной коробки Хомо эректус был больше, чем у Хомо хабилис (Homo habilis — человек умелый). В то же время отсутствие подбородочного выступа свидетельствует об ограниченных возможностях развития речи. Следы питекантропов найдены в Восточной Африке и в Китае, где древнейшего человека называют синантроп — «человек китайский». На территории СССР древнейшие из стоянок эпохи раннего палеолита (древнего каменного века) относятся к периоду не ранее 1 млн лет тому назад. От времени первобытного человеческого стада сохранились и найдены советскими археологами стоянки первобытного человека на Украине на реке Тиса (Королево), в Южной Осетии (Кударо), в пещере Азых в Азербайджане, в Южном Таджикистане (Кульдара) и др.

Следующую ступень в эволюции человека отводят неандертальцам, которые получили свое имя по месту первой находки в долине реки Неандер в Германии близ Дюссельдорфа. Неандертальцы использовали ручные рубила меньших размеров, чем питекантропы, а также такие новые орудия, как скребла, остроконечники, костяные шилья и проколки. Основой потребляющего хозяйства неандертальцев была коллективная охота на крупных животных. Загнанного зверя добивали дубинами, камнями и копьями. Из земли выкапывались корешки съедобных растений. Древние люди, архантропы, использовали в готовом виде огонь (от лесных пожаров, ударов молнии) и поддерживали костры. Неандертальцы, вероятно, уже умели добывать огонь, который дал людям защиту от холода, диких зверей, уменьшил их зависимость от климата. Появился очаг — символ человеческого жилища. Жареная пища стала лучше усваиваться организмом. Время существования неандертальцев — 200-35 тыс. лет до н. э.

Решающим фактором, влиявшим на медленное, постепенное, но неуклонное совершенствование морфологических (физических), интеллектуальных и социальных характеристик человека, был повседневный труд людей, их разноплановая деятельность, связанная с необходимостью выживать и продолжать свой род. Возможно, именно у неандертальцев появились первые зачатки представлений о мире, религии, о чем свидетельствуют особенности найденных захоронений. Стоянки неандертальцев обнаружены на Кавказе, в Крыму, Средней Азии, Казахстане, в низовьях Днепра и Дона, возле Волгограда.

В результате длительного развития около 50-40 тыс. лет назад на смену архантропам пришли неоантропы («новые люди»). Они получили название «кроманьонцы» от места во Франции — грот Кро-Маньон, где были найдены останки человека современного типа.

На кроманьонцах, по данным современной науки, биологическая эволюция остановилась. Сорок тысяч лет назад кроманьонец при среднем росте 183-187 см отличался крепким здоровьем, силой и хорошим телосложением. Он прилагал

Мужчина и женщина

Первой упорядоченной формой организации общества, непосредственно сменившей праобшину, вероятно, был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии, т. е. материнский род. При крайне низком уровне развития раннепалеолитического общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственной реальной основой для упрочения социальных связей служили стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. При неупорядоченности полового общения и отсутствии понятия отцовства отношения родства должны были устанавливаться только между потомками одной матери, т. е. строились по материнской, женской, линии.

Наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие крупную роль во всех областях хозяйства и исключительную роль в заботе о детях, поддержании огня, в ведении домашнего хозяйства.

Первоначально счет родства (филиация, от лат. filius — сын), возможно, велся по отцовской линии или существовали параллельно материнский и отцовский счета. Многие исследователи считают, что скорее всего матрифокальность (от лат. focus — очаг, группировка вокруг матери) преобладала над филиацией. В найденных археологами позднепалеолитических стоянках есть женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола, «венеры». Их рассматривают или как проявление культа матерей-прародительниц, или как хозяек и охранительниц домашнего очага, олицетворяющих в себе средоточие жизни родовой группы.

Пещерная жизнь навязывала человеку свои правила. Складывались новые иерархические отношения — ближе или дальше от огня. Ссоры и борьба за власть на этой стадии становились неизбежными, и, возможно, что именно на этой стадии идея «семьи» начала воплощаться в жизнь.

Доисторическая семья была сосредоточена вокруг женщины, как цитоплазма вокруг ядра, поскольку единственным определяющим отличием племен друг от друга было родство по материнской линии. Следует вспомнить, что в масштабе эволюции человека роль мужчины в продолжении рода была, скорее всего, открыта весьма поздно. Точная дата этого открытия неизвестна. Возможно, что это не осознавалось до X в. до н. э.

Для женщины, как и для дикой кобылы или оленихи, было естественно либо быть беременной, либо нянчить ребенка в течение всей своей взрослой жизни; для мужчины и женщины, как для оленя и оленихи, как для барана и овцы, было естественно вступать в половую связь, не видя в ней ничего, кроме удовлетворения физиологической потребности. Сексуальность и нравственность как понятия и явления возникли лишь на относительно поздней ступени цивилизации1.

значительные усилия для добывания пищи, главным образом охотой. Предполагают, что кроманьонец мог бегать со скоростью до 40 км в час, жил в неприспособленных жилищах, часто в пещерах, но от ночного холода его защищали только костер да звериная шкура. Поскольку охота не обеспечивала надежных источников существования, то в пищу шли птица и рыба, звери и насекомые, плоды на деревьях и клубни в земле.

В позднем палеолите (40-35 тыс. лет тому назад) возник родовой строй. Основной ячейкой человеческого общества стала родовая община. Продукты охоты, рыболовства и собирательства распределялись поровну между всеми членами рода. Авторитет старейшин основывался на традиции, уважении к опыту и умениям.

1 Тэннэхилл Р. Секс в истории. М., 1995. С. 13-20.

Историография

Важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т. е. запрещение брачного общения внутри рода. Ч. Дарвин объяснял происхождение экзогамии взаимным отвращением к половому общению, которое должно было возникнуть у близких, повседневно общавшихся между собой родственников. Вероятно, охотники-мужчины встречались с женщинами других праобщин, оторвавшимися от своих мужчин. Л. Морган считал, что экзогамные запреты связаны со стремлением избежать вредных последствий кровосмешения. Возможно, было и возникновение дуальной организации — сочетания двух экзогамных групп в одно постоянное взаимобрачное объединение, зародыш эндогамного (заключение браков внутри определенной группы) племени. Вместе с появлением дуальной организации в первобытном обществе возникли брак и семья, т. е. особые общественные институты, призванные регулировать отношения между полами и их отношение к потомству.

Советские исследователи считали, что первой исторической формой общественного регулирования отношений между полами был экзогамный дуально-родовой групповой брак, при котором все члены одного рода имели право и должны были вступать в брак со всеми членами другого определенного рода. Эта древнейшая форма брака заключала в себе, во-первых, запрещение брака с сородичами; во-вторых, требование взаимобрачия двух определенных родов (так называемая направленная экзогамия, или эпигамия) и, в-третьих, требование супружеской общности («эпигамия» от греч. ері — направление к чему-нибудь и gamos — брак)1.

Появились метательное копье и предшественник лука — копьеметалка. Широкое распространение получило рыболовство. Иглами из костей рыб начали шить одежду. Кроманьонцы стали строить землянки и целые поселки из нескольких примитивных жилищ. Человек научился защищаться от холода социально — с помощью одежды и жилища.

Стоянки людей позднего палеолита найдены не только в Европейской части России, но и в Сибири, на Дальнем Востоке. Выделяются отдельные этнокультурные области — группы стоянок начинают отличаться по некоторым общим чертам. К эпохе позднего палеолита относятся многочисленные находки женских статуэток с подчеркнутыми признаками пола. Это свидетельствовало о культе женщины-матери, господстве материнского рода со счетом родства по женской линии, а также и о возникновении искусства. В Каповой пещере в Башкирии смесью природной охры с животным клеем сделаны изображения мамонтов, лошадей, носорога. В данную эпоху прослеживается и отчетливый погребальный обряд. Но ни керамики, ни металла, ни колеса, ни земледелия, ни скотоводства человек еще не знал.

В период после отступления ледника (около 12 тыс. лет до н. э.) главным объектом охоты в западноевропейской тундре были мамонты, в северном Причерноморье — бизоны. В Крыму на одной из стоянок палеолитического человека преобладали кости диких ослов, в пещерах вблизи Сочи люди когда-то довольствовались мясом пещерных медведей. В Средней Азии основную мясную пищу давали бараны-муфлоны. По подсчетам археологов, одной охотничьей общине численностью в 50 человек требовалось 11 т мяса в год (примерно 600 граммов мяса в день на одного члена общины). Охота же на мамонтов могла дать с каждых 100 кв. км территории примерно 1,5 т мяса. Этот расчет привел к предположению о том, что община должна была располагаться на территории в 700-800 кв. км. Таким образом, на пространствах современной Украины могли прокормиться лишь 30- 40 тыс. человек. Все же население земного шара 10-12 тыс. лет назад составляло несколько миллионов человек.

1 Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. Я. История первобытного общества. М, 1982. С. 65.

Фатьяновец — человек эпохи бронзы (реконструкиия М. М. Герасимова). Кузьминский могильник. Подмосковье. II тыс. до н. э.

Каменный топор (диорит). Эпоха бронзы. II тыс. до н. э. Подмосковье

Между XII и V тысячелетиями до н. э. при переходе к мезолиту (среднему каменному веку) были изобретены лук и стрелы. Возникла индивидуальная охота, возможность создавать запасы пищи. Началось приручение, одомашнивание животных. У человека появились собаки, свиньи, козы, овцы. Появились сложные миниатюрные каменные изделия — микролиты, которые использовали в качестве наконечников для стрел и для других нужд.

Археологические и лингвистические данные позволяют утверждать, что люди жили на территории Восточноевропейской равнины не позднее чем со времен неолита, нового каменного века. Это время так называемой неолитической революции (8-3 тыс. лет до н. э.), когда происходил переход от потребляющего, присваивающего хозяйства к хозяйству, производящему прибавочный продукт. С неолитом связывают возникновение общественного разделения труда — появляются земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, управленческие функции. В этот важный в истории человечества период возникли первые городские поселения, зачатки религиозных представлений, искусства и многое другое. Последние археологические данные свидетельствуют о проживании людей на месте нынешней Москвы еще в эпоху неолита.

Неолит — это время своеобразной технологической революции. Основным орудием труда становится топор, появившийся еще в мезолите. С помощью топора осваиваются лесные пространства, строятся шалаши и хижины. Появляются пиление, шлифование, сверление, которые позволяют усовершенствовать орудия

труда и производить различные работы. В неолитическое время было освоено изготовление керамики, пока еще лепной, без использования гончарного круга. Обожженная глина стала первым искусственным материалом, который человек не получил в готовом виде, а создал сам. (До создания микрочипов оставалось всего лишь несколько тысяч лет.) С помощью глиняной посуды появилась возможность готовить жидкую пищу и хранить запасы. Наряду с керамикой человек создал еще один искусственный материал — ткань, что свидетельствовало о появлении ткачества. В этот же период была изобретена лодка-долбленка и положено начало судоходству. Первобытный челн стал первым транспортным средством человека.

Во времена неолита появляются крупные объединения родов — племена. Возникает развитый родоплеменной строй. Зарождаются межплеменные связи и обмен между племенами. В племенах выделяется племенная верхушка. Происходит дальнейшая дифференциация этнических общностей.

Освоение металла — следующий этап в развитии человечества. Первоначально древнее кузнечное дело и металлургия были связаны с обработкой меди. Этот сравнительно мягкий металл легко поддавался холодной ковке. Каменные орудия продолжали использоваться, и эпоха перехода от каменных орудий к металлическим получила название энеолита (медно-каменного века).

Месторождения меди неравномерно распределялись по земному шару. Некоторые племена, селившиеся вблизи месторождений, обогащались, распространяя металлы и становясь, таким образом, объектами притяжения других племен. С III тысячелетия до н. э. важным центром древней металлургии был Кавказ. Изделия из меди и бронзы (сплав меди и олова) широко представлены в южных районах бывшего СССР, где исследовался целый ряд археологических культур. Так, майкопская культура (II тысячелетие до н, э., на территории современной Адыгеи) свидетельствовала о связях этого региона с древними цивилизациями Двуречья (Месопотамии), о выделении родоплеменной верхушки, о развитой культуре бронзового века.

В I тысячелетии до н. э. в Закавказье появляются первые железные орудия. Развитые культуры раннего железного века связаны с киммерийцами, скифами, сарматами. В лесной зоне, в Волжско-Окском междуречье, с VII в. до н. э. и до начала — середины I тысячелетия н. э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры.

Этническая принадлежность, происхождение различных народов, включая славян, является не только научной, но и политической проблемой, так как используется для обоснования историческими данными претензий на те или иные территории, как правило, богатые природными ресурсами или удачно расположенные.

Славян относят к огромной индоевропейской языковой группе, индоевропейской культуре, индоевропейскому антропологическому типу. Группу сородичей, к которой принадлежат славяне, называют также ариями или арийцами.

В древнейшую эпоху наиболее населенной частью бывшего СССР и современной России были Причерноморье и Предкавказье. На протяжении двух тысячелетий до нашей эры и на протяжении первых веков нашей эры в этом регионе обитали многие народы. Их наименования — греки, скифы, сарматы, киммерийцы, гунны, готы, аланы и многие другие — сохранились в трудах древнегреческих, древнеримских, древнееврейских, византийских и арабских авторов. Некоторые историки ищут среди этих этносов прямых предков славян. Другие сопоставляют материалы, содержание многочисленных археологических культур и пытаются проследить перемещения, миграции тех или иных народов. Так, антропологи обнаруживают славянский антропологический тип с рубежа III-II тысячелетий до н. э. в Подунавье и в Приальпийской области, связывая это с археологической культурой колоколовидных кубков.

Великий русский поэт А. А. Блок сравнивал русских со скифами. Скиф считался легендарным потомком библейского Иафета (сына Ноя), братом Словена. Имя Скиф многими рассматривалось как символ связи между древними славянами и скифами. Скифы оставили значительный след в древней истории России. Их относят к североиранской языковой группе индоевропейской семьи (вместе с сарматами, массагетами, саками). Они населяли территории между Дунаем и Доном, Северное Причерноморье, степи Крымского полуострова с VII в. до н. э. до III в. н. э. Никополь Скифский (близ современного Симферополя, столицы Крыма) был уничтожен гогами. Их успехи в развитии экономики (ремесел, земледелия) и военного дела, своеобразное искусство и культура оказали значительное влияние на историю и культуру последующих народов Юга России. Золото скифов, найденное при раскопках курганов, — одна из важнейших составляющих коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, плодородные районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа являются территориями, на которых существовали древнейшие в России государственно-политические образования, происходили перемещения различных этнических общностей, развивались зехмледелие, скотоводство, ремесло, внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Этот регион по-прежнему имеет жизненно важное значение для нашей страны. Многие современные народы России ведут свое начало от скифов.

СПРАВОЧНИК

В среднем течении реки Дон, в районе города Воронежа расположен комплекс археологических памятников верхнего палеолита, получивший название Костёнковско-Боршевского района по названию сел Костёнки и Боршево. Всего открыто 25 памятников. Исследованы остатки не менее 60 стоянок древнего человека, возникших 40-10 тыс. лет назад до н. э. Работы здесь велись с последней трети XVIII до XX в. На материале раскопок Костёнковско-Боршевского района выделен ряд археологических культур. Найдены многочисленные изделия из камня (скребки, остроконечники, долотовидные орудия), КОСТИ (шилья, иглы с ушком, украшения), женские фигурки из бивня мамонта, четыре погребения, в том числе перекрытые костями мамонта. Изучены различные типы поселений1.

1 Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. М, 2000. Т. 3. С. 68-69.

Археологическая культура раннего железного века названа по городищу в районе бывшего села Дьяковского (ныне в черте Москвы). Племена финно-угорской группы, вероятные предки мери и веси, занимались скотоводством, охотой, земледелием. Их поселения огораживались частоколом, позже — деревянными стенами, валами, рвами. Жилищами служили длинные наземные дома, состоявшие из нескольких помещений. В керамике преобладали сосуды с сетчатой поверхностью. Много изделий из кости, бронзы и железа. В первые века I тысячелетия н. э. городища перестраивались в мощные крепости. Господствующей формой жилища стал сруб. Особенностью данной культуры являются многочисленные грузики «дьякова типа», ритуального и производственного назначения.

Восточнее дьяковцев в Поволжье жили племена Городецкой культуры. В Приуралье земледелием, скотоводством и охотой занимались ананьинцы.

* * *

На территории России имеется немало археологических памятников скифской культуры. В 1,5 км от хутора Красное Знамя Александровского района Ставропольского края изучен Краснознаменный курганный могильник. Он состоял из 9 курганов. В Центральную гробницу одного из курганов вел каменный 18-метровый коридор. Найдены погребения лошадей с дышловой запряжкой, украшенные изображением богини Иштар (Ассирия). Погребение датировано VII в. до н. э. Интересны и другие захоронения.

Археологи предположили, что перед ними дружинное кладбище, группировавшееся вокруг царских усыпальниц. Захороненные относились к разным родоплеменным сообществам. Могила царя представляла собой длительно действовавший культовый центр с регламентированными жертвоприношениями. Круги из плетня, окружавшие царскую могилу, ассоциировались с суточным и круговым движением солнца, чем подчеркивалось обожествление личности царя и связь его с богом солнца. В Краснознаменном курганном могильнике был раскопан Храм огня, ориентированный по сторонам света. На жертвеннике производилось возжигание огня. Археологи предположили, что царский культ огня (зороастризм) был воспринят скифскими владыками в Персии.

* * *

За 50 тыс. лет существования современного типа человека, человека кроманьонского, из 1600 поколений 1300 провели жизнь в пещерах, 800 — применяли огонь, 400 — использовали энергию животных, 300 — пользовались энергией воды и ветра, 150 поколений имели письменность, 16 поколений знают порох, 12 — владели печатным станком, 8 — умеют измерять время, всего лишь 4 поколения пользуются электромоторами, 2 — атомной энергией, реактивной техникой, авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками. Последнее поколение пользуется не только всеми достижениями прошлого, но также компьютерами, космическими технологиями, телекоммуникациями, Интернетом, результатами генной инженерии. На «поколение» демографы отводят 30 лет.

ХРЕСТОМАТИЯ

Геродот. История

«За Борисфеном (Днепром) живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Восточнее этих скифов-земледельцев обитают скифы-кочевники; они вовсе ничего не сеют и не пашут. За рекой Герой идут так называемые царские владения. Живет там самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными...

Все договоры о дружбе, освященные клятвой, у скифов совершаются так. В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора (для этого делают укол шилом на коже или маленький надрез ножом). Затем в чашу погружают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши...

Когда же умирают все прочие скифы (не цари), то ближайшие родственники кладут тело на повозку и возят по всей округе к друзьям. Все друзья принимают покойника и устраивают сопровождающим угощение, причем подносят и покойнику отведать тех же яств, что и остальным. Простых людей возят таким образом по округе сорок дней, а затем предают погребению» (Геродот. История в девяти книгах. М, 1993. С. 190-194).


Поделиться: