Введение

ИСТОРИЯ РОССИИ КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«История в некотором смысле есть священная книга народов... зерцало их бытия и деятельности; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего...»

Эти слова принадлежат выдающемуся русскому историку Николаю Михайловичу Карамзину. О значении и смысле истории писали многие историки, философы, политические деятели.

Мы часто сталкиваемся с тем, что в повседневном обиходе многие употребляют, казалось бы, общеизвестные выражения, не зная об их происхождении, историческом контексте их появления. Весьма популярно утверждение: «История никого ничему не учит, но может проучить за забвение ее уроков» — примерно так. А в действительности выдающийся немецкий философ Г. В. Ф. Гегель писал следующее: «Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния. В сутолоке мировых событий не помогает общий принцип или воспоминание о сходных обстоятельствах, потому что бледное воспоминание прошлого не имеет никакой силы по сравнению с жизненностью и свободой настоящего. В этом отношении нет ничего более нелепого, как столь часто повторяемые ссылки на греческие и римские примеры в эпоху французской революции»1.

В переводе с греческого языка «история» — рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г.

История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т. д.

Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины (ВИД). К ним относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В ХІХ-ХХ вв. они начали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.

1 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. С. 61-62.

В 90-е гг. XX в. в России произошла «архивная революция». После распада СССР и падения монопольной власти КПСС расширился доступ к ранее закрытым партийным архивам, к некоторым фондам архивов Министерства обороны и Комитета государственной безопасности СССР. Если в середине 1991 г. в составе Государственного архивного фонда насчитывалось 93 млн дел, а в начале 1992 г. — 204 млн дел, то к середине 90-х гг. было уже свыше 250 млн дел1.

«Отцом истории» считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н. э. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни наших далеких предков. Для изучения догосударственной эпохи на территории России наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов очень ценными являются данные археологии. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки.

М. М. Антокольский. Нестор-летописец. 1889

Историческая география

Россия — страна и государство, на территории которого проживает свыше 100 народов, русские составляют более 80%. В политическом отношении до октября 1917 г. означало, как и названия Российское государство, Российская империя, всю совокупность территорий, входивших в состав государства и населенных как русским, так и нерусским населением.

Россия — страна и государство, расположенное в Европе и Азии. Название возникло в концe XV в. и до начала XVIII в. употреблялось наряду с названиями Русь, Русская земля, Московское государство, Русское государство. С XVI в. название Россия — синоним названия Российского царства, в 1721—1917 — Российской империи. В узком смысле — только Европейская часть без Царства Польского, Финляндии и Прибалтики. После Октябрьской революции — название территории РСФСР. За рубежом Россией часто называли всю территорию СССР.

1 В архивном деле (единице хранения) может находиться от одной до нескольких тысяч страниц. В системе Российского архивного управления ведущую роль играют: Российский государственный архив древних актов (РГАДА), хранящий документы с древнейших времен до конца XVII в.; Российский государственный исторический архив (РГИА), хранящий документы Российской империи XVIII — начала XX в.; Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), хранящий документы советской эпохи. Нередко в архиве одной эпохи находят документы, относящиеся к другому историческому времени.

Территория и население России в Х-ХХІ вв.1

Показатели/Год

Территория, млн км2/в том числе в Европейской части

Население, млн чел./в том числе в Европейской части

Плотность населения, чел. на км2/в том числе в Европейской части

1000

1,1/1,1

3,0/3,0

2,5/2,5

1462

0,4/0,4

2,5/2,5

5,8/5,8

1550

2,8/2,8

4,5/4,5

1,6/1,6

1646

14,1/4,1

6,7/6,5

0,5/1,6

1719

14,5/4,3

15,6/15,1

1,1/3,5

1795

16,6/5,0

37,4/36,3

2,3/7,2

1867

19,8/5,0

74/65

3,8/13,0

1916

21,3/5,0

151/123

7,1/24,5

1926

20,7/4,6

147/113

7,1/24,5

1940

21,1/5,0

194/152

9,2/30,4

1950

21,4/5,0

179/130

8,3/26,1

1987

21,4/5,0

282/189

13,2/37,9

2002

17,0/4,0

144,1/130

8,5

Классиками отечественной исторической науки стали Я. М. Карамзин (1766- 1826; «История государства Российского» в 12 томах), С. М. Соловьев (1820- 1879; «История России с древнейших времен» в 29 томах), В. О. Ключевский (1841-1911; «Курс русской истории» в 5 томах). После 1917 г. историческая наука была чрезмерно идеологизирована, превратилась в «политику, опрокинутую в прошлое», использовалась для коммунистического воспитания советских людей, особенно молодежи.

Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками они «обслуживали» интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В ХІХ-ХХ вв. в мировой историографии получили отражение три основные концепции — консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории, или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2003. Т. 2. С. 377. (Размеры территории приводятся без площади внутренних вод. Данные о населении за 1795, 1867 и 1916 гг. приведены без учета населения Польши и Финляндии.)

Большинство историков декларируют свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных и наиболее значимых этапов, качественно различающихся по своему содержанию. Долгое время в истории основное внимание уделялось правлению монархов, масштабным войнам, событиям религиозной жизни. В советской историографии преобладал формационный подход, согласно которому человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, т. е. общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В. И. Ленин (1870-1924) главной движущей силой исторического развития считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства. В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский социолог Н. Я. Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры».

[Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.).

Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества. Российская цивилизация возникла относительно поздно. Как среди российских, так и среди зарубежных историков существуют различные точки зрения по поводу классификации цивилизационной принадлежности России. Некоторые относят российскую цивилизацию к западному типу, другие видят в ней черты восточного цивилизационного типа. В 20-х гг. XX в. группа авторов стала рассматривать Россию как евразийскую цивилизацию. Немало исследователей говорят об уникальной и единственной российской (русской) цивилизации как самобытном и самодостаточном явлении в мировой истории. Вызывает споры реальность и характер «советской цивилизации».

В отечественной исторической науке всегда была сильна «государственная школа». В связи с этим наиболее распространенной является периодизация отечественной истории в соответствии с характером государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древняя Русь — раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в составе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство — сословно-представительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолютная монархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и конституционной монархии (1861-1917); Советская Россия — СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2001).

Н. М. Карамзин: «История не роман, и мир не сад, где все должно быть приятно: она изображает действительный мир... Чтение всех Историй требует некоторого терпения, более или менее награждаемого удовольствием»2.

«Историк по преимуществу есть венец народа, ибо в нем народ узнает себя... История — вершина великого мастера, время стерло с нее живые краски, невежество испортило гениальный чертеж, злонамеренность провела свои кривые линии. Какой знаток возьмется восстановить ее? Чем больше будет развиваться человечество, тем деяния его будут яснее, простеє, и, наконец, История будет самое настоящее время, т. е. человек будет вместе и действовать и знать свои действия, или, лучше, уже не будет Истории».

Основными методами исторического исследования являются: сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический и т. д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.

История России — часть всемирной истории. Главное содержание первой — история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета русских людей.

Данное учебное пособие адресовано студентам гуманитарных специальностей. Поэтому автор постарался не только раскрыть содержание курса отечественной истории в соответствии с Государственным стандартом, но и акцентировать внимание студентов на некоторых сторонах исторической жизни, представить историю нашей страны по возможности более детализировано — как историю людей. Каждое из нескольких десятков поколений, жившее в определенных исторических рамках, сталкивалось с конкретными проблемами. Разворачивались долговременные исторические процессы, происходили крупные и мелкие события, на исторической арене действовали правители, полководцы и простые люди, герои и антигерои, мужчины и женщины.

Особенности тех или иных событий отразились в песнях, поговорках, анекдотах, крылатых выражениях. Наш мудрый и остроумный народ создал свою уникальную историю, которую условно можно назвать «историей в афоризмах». Фрагменты ее вы найдете и в начале каждого параграфа, и в тексте. Они помогут читателю уловить главный смысл соответствующего раздела. Хочется посоветовать студентам после прочтения параграфа вернуться к его началу, проверить свое впечатление от прочитанного и сопоставить его с приведенным «афоризмом». Разумеется, далеко не все заслуживающие внимания исторические афоризмы смогли найти свое место в ограниченном пространстве учебного пособия.

Учебное пособие по истории Отечества не может обойтись без рубрики «Удивительные судьбы». В ней представлены не только широко известные персоны, но и те, о ком редко вспоминают в учебных пособиях. В списках литературы студенты найдут немало биографических трудов.

1 Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1989. Т. I. С. 13, 16.

2 Погодин М. П. Исторические афоризмы. М., 1836. С. 7, 61.

Гуманитарная направленность данного учебного пособия представлена и через рубрики «Мужчина и женщина» и «Русский человек в историческом контексте». Длительное время, включая последнее десятилетие, в учебной литературе по отечественной истории преобладали политическая и социально-экономическая проблематики. История России была историей царей, войн, развития народного хозяйств и попыток его реформирования. Между тем в зарубежной историографии с 20-х гг. XX в. (а в последние годы и в отечественной истории) исследователи обратились к изучению повседневной жизни людей в различные исторические эпохи, заинтересовались жизнью обычного человека. Стала разрабатываться так называемая гендерная история. Человеческое сообщество делится на мужчин и женщин. Отношения между полами в различные эпохи складывались по-разному. Отношение к женщинам, положение женщин в обществе служит важным показателем для оценки уровня развития.

Читатели уже догадались, что в учебном пособии используется необычная схема изложения материала. Чтобы данный текст можно было использовать и во время семинарских (практических) занятий, которые предполагают изучение первоисточников, в тексте приводятся фрагменты летописей, законодательных актов (рубрика «Хрестоматия»). Рубрика «История в свидетельствах современников» также позволяет студентам познакомиться с таким интересным историческим источником, как воспоминания (мемуары). Среди профессиональных историков распространено весьма критическое отношение к мемуарной литературе. Есть даже такое выражение: «Врет, как очевидец!» Тем не менее свидетельства современников являются зачастую незаменимым источником. Мемуары передают колорит времени, особенности языка и мироощущения конкретных людей.

В рубрике «Историческая география» даны описания некоторых важных событий с их «привязкой» к определенной местности. Знание исторической географии необходимо хотя бы для того, чтобы наряду с категорией «время» освоить категорию «пространство». Если люди и сооружения, когда-то находившиеся в определенной географической точке, ушли в историю, «канули в Лету», то сами эти географические точки остались. При введении этой рубрики учитывалось и то, что многие исторические события отечественной истории происходили на территории, которая не была в составе России или не входит в состав современной России.

История любой страны многократно переписывалась в зависимости от того, кто находился у власти в очередной раз. В России еще летописи составлялись в разных княжествах по-разному. Огромное значение придавали «правильному» изложению исторических событий Иван Грозный, Петр Первый, В. И. Ленин и И. В. Сталин. Можно сказать, что до 1917 г. в нашей стране преподавали одну историю, а в советский период — другую. В постсоветский период в изложение истории также стали вноситься заметные коррективы. В рубрике «Историография» студенты ознакомятся с различными подходами к освещению наиболее важных исторических событий и персон, а в рубрике «Справочник» — с некоторые фактическими данными, которые могут быть оценены каждым читателем самостоятельно.

Особенностью данного учебного пособия является использование таблиц, которые обобщают значительный материал и дают студентам пищу для размышлений.

Для думающих и интересующихся историей студентов приводятся не только списки литературы и источников по разделам и ко всему учебному пособию, но и постраничные ссылки. Современные студенты должны видеть, что, несмотря на затянувшиеся разговоры о кризисе гуманитарного образования, и в частности исторической науки, последняя продолжает развиваться. В предложенных списках литературы отдано предпочтение новейшим изданиям. В большей степени представлены работы о повседневной жизни, гендерной и социальной истории, развитии культуры и менталитета россиян, а также биографические труды. Современные историки, преподаватели высшей школы опираются не только на большой корпус опубликованных исторических документов, но и на труды зарубежных и отечественных авторов ХІХ-ХХ вв. Современные исследователи постоянно вводят в научный оборот новые и новые архивные документы. Исследуются многочисленные новые сюжеты и темы. Работа историков не остановится, пока люди живут на Земле.

СПРАВОЧНИК

Отечественная история прежде всего является историей людей и делалась она людьми. В эпоху Древней Руси правители носили имена Святослав, Владимир, Ярослав, Всеволод и т. д. В Московский период преобладали Иваны да Василии. В XVIII в. было три Петра и две Екатерины, а в XIX в. — три Александра и два Николая. За свои дела люди получали почетные наименования или специфические прозвища: Вещий Олег, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Иван Великий, Петр Великий, Александр Благословенный или Святополк Окаянный, Юрий Долгорукий, Иван Грозный, Николай Палкин, Николай Кровавый.

С принятием христианства имен^ в основном давали по имени святого, которого поминали в тот или иной день. Святых было много, и выбор имен — обширным.

«Имена личные имели все люди во все времена во всех цивилизациях... Многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем.

Таким образом, личное имя (в древнерусском языке также — рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) — это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими»1.

Каждый студент может провести самостоятельное исследование по антропонимике своей семьи. В названии этой отрасли ономастики два греческих корня: антропос — человек и онома — имя.

Автор данного текста о своей фамилии — Фортунатов — узнал следующее. Первая версия. Новорожденных младенцев, мальчиков, подброшенных в монастыри, называли на латинский манер «Фортунат» (счастливо спасшийся, от слова «фортуна» — счастье). Вторая версия. Предки автора носили фамилию «Несчастливцев». Сменили ее по совету высокого начальства на более соответствующую — «Фортунатов». Третья версия проверяется.

* * *

Часто говорят: «Человек — начало всех начал, мерило всех вещей». Это не просто образно-философское изречение, но и основа метрологии — вспомогательной исторической дисциплины, изучающей меры длины, площади, объема и веса. Дело в том, что в основе древнейших измерений лежали размеры частей человеческого тела: палец, локоть, стопа, о чем свидетельствуют названия многих единиц измерений у разных народов. Мерами длины служили шаги, длина пути, пройденного в определенное время. Меры площади часто определялись трудом, затраченным на обработку земли в единицу времени. Меры объема сыпучих и твердых тел измерялись количествами, которые человек мог захватить или унести, — горсть, пригоршня, охапка и др.

1 Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. Л., 1991. С. 4-5.

В Древней Руси пядью называли расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки (в современных единицах — 19-23 см). До XVI в. пядь равнялась 3/8 сажени или 1/2 локтя. В качестве бытовой меры пядь употреблялась вплоть до XX в. Мерная, или маховая, сажень составляет нынешние 176 см, а косая сажень Древней Руси равняется современным 216 см, она определялась расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки. Верста, или поприще, первоначально равнялась 750, а затем 500 саженям1.

1 Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б, Ключи к тайнам Клио. М., 1994. С. 181-188.

Поделиться: