Тема: Социальные движения в России в XVII в.

План:

1. Предварительные замечания.

2. «Соляной бунт» в Москве 1648 г.

3. «Медный бунт» в Москве 1662 г.

4. Основные проблемы изучения крестьянских войн.

5. Крестьянская война под руководством С.Т. Разина (1670―1671).

1. Предварительные замечания

Современники и историки называли XVII столетие «бунташным» веком, и это совершенно неслучайно, поскольку именно на этот век пришлись такие мощные социальные движения, как гражданская война начала века, получившая очень емкое и точное название Смута, городские восстания середины столетия, в том числе «Соляной» и «Медный» бунты в Москве, крестьянская война под руководством С.Т. Разина и стрелецкие бунты последней четверти столетия.

Предварить наше повествование о самых мощных социальных движениях «бунташного века» мы хотим двумя существенными замечаниями.

1) При изучении истории всех социальных движений следует помнить, что они были порождением не только классовых антагонизмов и противоречий, как это традиционно трактовалось в советской историографии. Во многом они представляли собой совокупность социальных, религиозных и даже этнических конфликтов: на протяжении почти двух столетий казачья вольница боролась с московским правительством, «голутвенные» казаки против «домовитых», провинциальное дворянство с аристократией, старообрядцы с «новокрещенцами», крепостные крестьяне против помещиков и т.д.

2) В исторической литературе можно встретить абсолютно полярные оценки различных социальных движений, потрясавших Россию на протяжении всех столетий ее богатой истории. Но, как правило, те ученые, которые рассматривали государство как главную движущую силу русской истории и прогресса, в частности, сторонники знаменитой «государственной школы», оценивали их как преступные деяния — бунты и мятежи, направленные против законной власти и правопорядка. Те же ученые, прежде всего, представители советской исторической школы, которые априори исходили из марксистского учения о «классовой борьбе как локомотиве истории», напротив, всегда оценивали их позитивно, поскольку полагали, что основным содержанием этих движений была борьба с крепостничеством и самодержавием. При этом многие советские историки, в том числе такие авторитетные ученые, как М.Н. Тихомиров, П.П. Смирнов, В.В. Мавродин, В.И. Корецкий и В.И. Буганов, зачастую сознательно игнорировали откровенно разбойный характер этих движений, которые сопровождались массовыми убийствами, грабежами и погромами.

2. «Соляной бунт» в Москве 1648 г.

В 1648—1650 гг. в разных городах России, в том числе в Пскове, Новгороде и Устюге Великом, произошли крупные антиправительственные выступления, но, безусловно, самым мощным из них стал «Соляной бунт» в Москве, вспыхнувший в июне 1648 г.

Предыстория «Соляного бунта» была такова: в июле 1645 г. умер царь Михаил Федорович и по сложившейся традиции предстояли выборы нового монарха. Русская аристократия в лице ряда влиятельных князей и бояр, в частности, И.М. Черкасского, Ф.Ф. Шереметева, Н.И. Одоевского и других членов Боярской думы, решила посадить на русский престол датского принца Вольдемара и создать в России на польский манер режим выборной монархии. Но эта дворцовая интрига не удалась, поскольку усилиями боярина Б.И. Морозова на русский престол был избран его воспитанник, старший сын почившего государя, молодой царевич Алексей Михайлович (1645—1676). В результате этого «дворцового переворота» к власти пришло новое правительство, в состав которого вошли бояре Б.И. Морозов, Г.Г. Пушкин, М.М. Салтыков, Л.С. Плещеев, П.Т. Траханиотов и другие представители родовой аристократии и столичного дворянства. Многие из них были повязаны различными родственными узами, как, например, Борис Иванович Морозов, Леонтий Степанович Плещеев и Петр Тихонович Траханиотов, которые приходились родней царскому тестю, боярину Илье Даниловичу Милославскому.

Вскоре новое правительство выступило с обширной программой «либеральных» экономических реформ, которая предусматривала отмену «урочных лет», ликвидацию «белых слобод», введение косвенных податей, сокращение расходов на государственный аппарат и т.д. В феврале 1646 г. по инициативе Б.И. Морозова, Н.И. Чистого и А.И. Чистого вместо ряда прямых налогов, в частности «стрелецкой» и «ямской » деньги, был введен косвенный налог на соль. Однако уже в декабре 1647 г., не оправдав надежд правительства, «соляная деньга» была отменена, и правительство решило взыскать двухгодовую задолженность за отмененные ранее подати, что имело самые печальные последствия для творцов этого решения.

1 июня 1648 г. во время возвращения царя с традиционного богомолья из Троице-Сергиева монастыря толпа москвичей попыталась передать Алексею Михайловичу челобитную с просьбой об отставке и наказании главного мздоимца, главы Земского приказа Леонтия Степановича Плещеева. Челобитчики были разогнаны стрельцами, и тогда 2-3 июня 1648 г. разъяренная толпа москвичей ворвалась в Кремль и начала крушить дворы Б.И. Морозова, П.Т. Траханиотова, Г.Г. Пушкина, М.М. Салтыкова, В.Г. Шорина и других членов правительства. Во время погрома был убит дьяк приказа Новгородской чети Назарий Иванович Чистой. Как установил профессор П.П. Смирнов, автор известной работы «Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века» (1947), этот погром целенаправленно осуществлялся под руководством дворовых людей дядьки царя боярина Н.И. Романова и князя Д.М. Черкасского, т.е. партии аристократов, отстраненной от власти в 1645 г.

В доказательство этого предположения зримо говорит тот факт, что вечером 3 июня переговоры с восставшими вели именно Н.И. Романов и Д.М. Черкасский, которые приняли от них петицию с требованием расправы над ключевыми членами правительства. Итог этих переговоров оказался плачевен для «власть предержащих» бояр: глава правительства боярин Б.И. Морозов был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, судью Земского приказа думного дьяка Л.С. Плещеева отдали на растерзание восставшей толпе, а глава Пушкарского приказа окольничий П.Т. Траханиотов был обезглавлен на Красной площади в Москве.

Реальный итог «Соляного бунта» состоял в том, что:

• русское правительство вновь возглавила старая партия Шереметева—Черкасского, в состав которого вошли князья Н.И. Одоевский, Ф.Ф. Волконский, М.П. Пронский, С.В. Прозоровский и другие;

• по требованию широких слоев московского дворянства и посада было принято решение о созыве нового Земского собора, работа которого увенчалась принятием Соборного уложения 1649 г., о котором мы подробно писали в предыдущей теме.

3. «Медный бунт» в Москве 1662 г.

Летом 1662 г. в Москве вспыхнуло новое восстание, получившее название «Медного бунта», предыстория которого была такова: в 1656 г. для покрытия бюджетного дефицита, вызванного русско-польской войной (1654—1667), по предложению царского фаворита окольничего Ф.М. Ртищева правительство приняло решение наряду с традиционной серебряной монетой (ефимками) выпустить в обращение медные деньги.

Вскоре они стали стремительно обесцениваться, поскольку:

• правительство постоянно увеличивало чеканку медной монеты;

• ряд оборотистых дельцов, в частности тесть царя боярин И.Д. Милославский, наладили чеканку собственной фальшивой монеты;

• все подати и пошлины по-прежнему собирались серебряной монетой, а жалование, напротив, стали все чаще и больше платить медной деньгой;

• наконец, из-за финансовых трудностей правительство ввело новую подать «на войну».

В результате уже в начале 1662 г. номинальная стоимость одного медного рубля в двенадцать раз была меньше серебряного!

25 июля 1662 г. в Москве появились «воровские и подметные письма», в которых ряд членов правительства, в частности И.Д. Милославский, Ф.М. Ртищев и В.Г. Шорин, были названы «польскими агентами» и «ворами». Именно с этими «подметными письмами» большая группа стрельцов и посадских направилась к царю в село Коломенское под Москвой с требованием выдачи указанных лиц на расправу. В самой Москве начались погромы дворов тех бояр и купцов, которые были причастны к этой реформе. Особенно досталось дворам двух богатых купцов — В.Г. Шорина и С.Ф. Задорина, которым правительство отдало на откуп сбор многих податей и пошлин.

Как сообщает летопись, с первой партией челобитчиков Алексей Михайлович говорил «тихим обычаем и обещал им учинить скорый сыск и правую расправу» над всеми «лихоимцами и ворами». Однако новая толпа москвичей, «невежливо бившая челом» государю, была жестоко разогнана тремя стрелецкими полками. Во время этой акции погибло несколько сот москвичей, а в вечером того же дня было схвачено и повешено еще более ста челобитчиков. По сообщениям небезызвестного беглого посольского дьяка Григория Карповича Котошихина «и того ж дни около того села повесили со 150 человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы, а иных бив кнутьем, розослали всех в дальние города, в Казань, и в Астарахань, и на Терки, и в Сибирь, на вечное житье, а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинен указ, завязав руки назад посадя в болшие суды, потопили в Москве реке».

По данным профессора В.И. Буганова, автора известной монографии «Медный бунт: московские «бунтари» 1662 года» (1968), розыск по этому бунту не имел прецедентов во всей предыдущей истории подобных событий, поскольку всех грамотных москвичей заставили дать образцы своего почерка, чтобы сличить их с «воровскими листами», послужившими сигналом для начала «Медного бунта», однако его зачинщиков так и не нашли.

Основным итогом нового московского бунта стала постепенная отмена медной монеты. Сначала, в 1663 г., медные дворы были закрыты в Новгороде и Пскове, затем в Москве и Новгороде возобновили чеканку серебряной монеты, а всю медную деньгу полностью изъяли из наличного обращения и переплавили ее для прикладных нужд.

4. Основные проблемы изучения крестьянских войн

Городские восстания и другие крупные антиправительственные выступления, в частности поход донского атамана Василия Уса на Москву (1666—1667), стали предвестниками одного из самых мощных социальных движений в истории России — Крестьянской войны под руководством С.Т. Разина. Но прежде чем говорить об этой крестьянской войне, мы остановимся на ключевых вопросах историографии, где до сих пор продолжается спор по целому ряду проблем.

1) Сколько в истории России было крестьянских войн. Одни авторы (В. Мавродин, В. Буганов, А. Маньков, А. Преображенский, Б. Подъяпольская) утверждали, что в России было четыре крестьянских войны — И.И. Болотникова (1606—1607), С.Т. Разина (1667―1671), К.А. Булавина (1707―1709) и Е.И. Пугачева (1773―1775). Другие историки (Н. Павленко, А. Станиславский) оппонировали им и резонно полагали, что движения И.И. Болотникова и К.А. Булавина ни по своим целям, ни по размаху, ни по составу своих участников крестьянскими войнами не являлись.

2) Какова была реальная идеология крестьянских войн. Одни авторы (В. Буганов, М. Белявский, А. Преображенский, Е. Подъяпольская) традиционно утверждали, что существовала самобытная крестьянская идеология, всегда носившая антимонархический и антифеодальный характер. Другие историки (Н. Павленко, А. Станиславский, Л. Милов) более аргументировано считали, что никакой самобытной крестьянской идеологии до возникновения народничества не существовало, а «идейные» воззрения подавляющей массы российского крестьянства носили сугубо религиозный и царистский характер.

3) Каков был характер крестьянских войн. Первоначально в советской историографии времен главного историка-марксиста, академика М.Н. Покровского утвердилось стойкое представление об антифеодальном характере всех крестьянских войн в истории России, поскольку все эти войны априори были неудавшимися буржуазными революциями. Затем это явно вульгарное толкование марксизма было решительно отвергнуто, но сама характеристика крестьянских войн как антифеодальных движений странным образом была сохранена и существует поныне в трудах целого ряда историков (В. Буганов, А. Сахаров, И. Заичкин).

В последнее время ряд известных историков (Н. Павленко) совершенно верно говорит о том, что крестьянские войны никогда не были и не могли быть антифеодальными движениями, поскольку весь набор требований восставших не выходил за рамки традиционных царистских представлений, и на их «политических лозунгах» невозможно отыскать элементарных буржуазных требований о ликвидации самодержавия, предоставлении гражданских и политических прав и свобод и т.д. Более того, крестьянские войны отнюдь не расшатывали, а напротив, укрепляли феодально-крепостнический строй, поскольку сразу после подавления всех крупных социальных движений и протестов государство в лице царской власти ужесточало полицейский и репрессивный аппарат власти и в центре, и на местах. В данном случае достаточно вспомнить знаменитую губернскую реформу (1775), проведенную Екатериной II тотчас после подавления пугачевского бунта.

4) Какова была роль различных классов и сословий в организации крестьянских войн. В советской историографии (В. Мавродин, В. Буганов, А. Преображенский, Е. Подъяпольская) традиционно утверждалось, что главной движущей силой всех крестьянских войн в истории России были крепостные крестьяне, а посадский люд и казачество выполняли лишь вспомогательную роль их попутчиков.

Но в 1972 г. на страницах журнала «Вопросы истории» была опубликована статья профессора Н.И. Павленко «О роли казачества в организации крестьянских войн», в которой автор убедительно доказал, что инициатором и главной движущей силой всех «крестьянских» войн в России являлось именно казачество. Позднее этот, довольной смелый и даже в чем-то новаторский для всей советской исторической науки вывод московского профессора был полностью подтвержден ведущими профессорами Ростовского университета А.П. Пронштейном и Н.А. Мининковым в их фундаментальной монографии «Крестьянские войны в России XVII―ХVIII веков и донское казачество», вышедшей в 1983 г.

5. Крестьянская война под руководством С.Т. Разина (1670―1671)

В исторической науке существуют разные подходы к определению хронологических рамок этой крестьянской войны. Одни историки (В. Буганов, А. Сахаров) датируют ее 1667—1671 гг., поскольку убеждены, что «действия восставших с самого начала носили четкие и ясно выраженные антифеодальные черты». Другие авторы (И. Степанов, Н. Павленко) датируют эту войну 1670―1671 гг., поскольку резонно полагают, что события 1667―1669 гг. были вполне традиционным грабительским походом донских казаков «за зипунами», то есть военной добычей, а не социальным «антифеодальным» движением той поры.

Инициаторами разинщины стали донские «голутвенные» казаки, жившие на территориях будущей области войска Донского и Новороссии. Истоки этого движения следует искать в особенностях жизненного уклада донских казаков, и в частности в том, что у них отсутствовало пашенное земледелие и традиционной формой их бытия были военные (разбойные) походы и оборона своих земель, внешняя торговля, а также соляные, рыбные и иные промыслы. Кроме того, обширная территория Донского края издавна управлялась выборными атаманами и старшинами, а не воеводами, назначаемыми из Москвы. Центральное правительство вынуждено было мириться с таким ненормальным положением вещей, поскольку было кровно заинтересовано в услугах донского казачества по охране южных рубежей Русского государства от постоянных набегов османов, ногайцев, крымских татар и калмыков.

Социальный состав донского казачества был неоднороден. В низовьях Дона традиционно жили потомственные «домовитые» казаки, которые за свою государеву ратную службу получали из Москвы хлебное и пороховое жалование. А в верховьях Дона, напротив, в основном жили «голутвенные» казаки, численность которых постоянно росла за счет беглых крепостных крестьян и холопов. Именно эти «верховские» казаки часто и совершали те самые разбойные походы «за зипунами» в сопредельные государства и территории Дикого поля, о которых мы писали ранее. С очередного такого похода и начался самый мощный бунт донских казаков, который возглавил Степан Тимофеевич Разин (1630—1671), происходивший из зажиточной семьи «домовитых» казаков станицы Зимовейской, расположенной в верховьях Дона.

В мае 1667 г., собрав под своими знаменами примерно тысячу «голутвенных» казаков, С.Т. Разин отправился в низовья Волги. Пограбив здесь, в районе Астрахани и Царицына, богатые купеческие караваны, разинцы вышли в Каспийское море, а затем по Яику поднялись на стругах до пограничного Яицкого городка и захватили его. Перезимовав на Яике, в марте 1668 г. С.Т. Разин с ватагой своих казаков спустился к западному побережью Каспийского моря, где его казаки удачно пограбили население многих персидских городов и селений, в том числе Дербента, Фарабада, Решта и Баку. Зиму 1668—1669 гг. разинцы провели на Свином острове близ Гиляна, где в июне 1669 г. разгромили целый флот персидского шаха Мамед-хана. В августе 1669 г. разинцы высадились в Астрахани и оттуда ушли на Дон, в Кагальницкий городок, который стал их главной опорной базой.

Московское правительство, оценив всю опасность и размах нового казачьего бунта, попыталось с помощью «домовитого» казачества взять ситуацию на Дону под контроль. С этой целью в столицу Донского края город Черкасск был послан думный дворянин Иван Григорьевич Евдокимов, являвшийся доверенным лицом главы Посольского приказа А.Л. Ордина-Нащокина. С.Т. Разин, узнав о тайной миссии московского посла и его переговорах с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, неожиданно прибыл на казачий круг в Черкасск, где, казнив бедолагу И.Г. Евдокимова и низложив войскового атамана К.Я. Яковлева, захватил власть.

В апреле 1670 г. семитысячный отрад С.Т. Разина пересек волго-донской водораздел, вышел к Царицыну и без труда овладел им. Во время пребывания здесь разинцы одержали две очень важных победы: сначала они разбили стрелецкий отряд воеводы И.А. Лопатина, посланный сюда из Москвы, а затем под Черным Яром разгромили астраханских стрельцов во главе с князем С.И. Львовым.

В июне 1670 г. разинцы штурмом овладели Астраханью, где перебили всех «начальных» людей во главе с воеводой князем И.С. Прозоровским, а затем, оставив в городе двухтысячный гарнизон во главе с атаманом Василием Родионовичем Усом, С.Т. Разин вернулся в Царицын и оттуда двинулся вверх по Волге. В течение июля-августа 1670 г. на сторону восставших добровольно перешли Саратов, Самара, Пенза, Сызрань, Саранск и многие другие города Среднего Поволжья. Тогда же С.Т. Разин впервые обратился к местному населению со знаменитыми «прелестными письмами», в которых призвал всех холопов, крепостных крестьян и посадский люд примкнуть к его восстанию и пойти походом на Москву. Именно эти «прелестные письма» многие советские историки (В. Мавродин, В. Буганов, А. Преображенский, А. Пронштейн) выдвигали в качестве главного аргумента антифеодального характера этой крестьянской войны. Однако, как верно заметил все тот же профессор Н.И. Павленко, даже на этом, так называемом «социальном», этапе восстание донских казаков вовсе не утратило своего разбойного и грабительского характера.

В сентябре 1670 г. разношерстное войско Степана Разина подошло к Симбирску. Местный воевода князь Иван Богданович Милославский не стал испытывать судьбу и со своим трехтысячным стрелецким гарнизоном укрылся за мощными каменными стенами Симбирского кремля. Разинцы четыре раза штурмовали эту хорошо укрепленную цитадель, но так и не смогли ее взять.

Московское правительство послало на Волгу многотысячную армию под командованием опытного воеводы князя Юрия Никитича Барятинского, который в кровопролитном сражении у стен Симбирска уничтожил разинское войско. Сам атаман С.Т. Разин, получив тяжелое ранение, ели спасся с поля боя и на всех парах двинулся вниз по Волге в Астрахань, где после смерти Василия Уса верховодил другой донской атаман Федор Шелудяк. До намеченной цели он так и не дошел и решил укрыться в укрепленном Кагальницком городке. Именно здесь в апреле 1671 г. «домовитые» казаки во главе с войсковым атаманом К.Я. Яковлевым арестовали Степана и Фрола Разиных и под «крепким караулом» отправили их в Разбойный приказ в Москву.

Следствие и суд над предводителями бунта продолжались около двух месяцев, а 6 июля 1671 г. С.Т. Разин и ряд его сподвижников были четвертованы на Красной площади в Москве. Младший брат казненного атамана Фрол, пообещавший раскрыть страшную тайну о несметных богатствах разинской казны, был помилован и опять препровожден в Сыскной приказ к его главе князю В.С. Волынскому, где несколько лет подвергался мучительным пыткам, но так ничего и не поведав государевым сыскарям, был казнен в 1676 г. В ноябре 1671 г. пал последний оплот восставших — город Астрахань, где засели несколько тысяч донских казаков во главе с атаманом Ф.И. Шелудяком, который был повешен князем Я.Н. Одоевским в 1672 г.