11.4. Культура в первой половине XIX в.

Для первой половины XIX в. был характерен значительный культурный и духовный подъем. Этому во многом способствовали рост национального самосознания, вызванный героической победой в Отечественной войне 1812 г., и в определенной степени «просвещенная политика» верховной власти в первые годы царствования Александра I (табл. 28).

Образование. В 1802 г. впервые в России было создано министерство народного просвещения для руководства образовательными процессами в стране. Было образовано шесть учебных округов, в каждом из которых намечалось создать университет как центр учебной и педагогической деятельности. В 1802 г. был основан университет в г.Дерпт (Тарту), в 1804 г. — в Казани, Харькове, Вильно (закрыт в 1831 г. и перенесен в Киев, где с 1832 г. он стал носить имя Святого Владимира) и, наконец, в 1819 г. — в Петербурге. Подготовку, близкую к университетской, давали привилегированные закрытые дворянские лицеи — Демидовский в Ярославле (открыт в 1805 г.) и Царскосельский (открыт в 1811 г.). Во второй трети XIX в. появляются технические и военные учебные заведения: Петербургский горный институт, Петербургский технологический институт, Московское ремесленное училище, академии Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская.

Среднее образование давали гимназии. Предполагалось, что они будут открыты в каждом губернском городе, но реально это происходило постепенно: в 1824 г. их было 24, а к середине XIX в. — более 50-ти.

Система начального образования в первой половине XIX в. была представлена церковно-приходскими школами, волостными и уездными училищами, где могли получать знания дети «из народа».

Книжное дело. В этот период в России увеличилось число издаваемых книг, расширилась читательская аудитория. Появились крупные отечественные книгоиздатели: братья И.И. и К.И. Глазуновы, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин и др. В 1830-е гг. в стране насчитывалось более 100 книжных лавок.

Наиболее успешной в 1820—1840-е гг. в издательской и книготорговой сфере была деятельность купца А.Ф. Смирдина (1795—1857), которого А.С. Пушкин назвал «благородным книжником». Он выпустил в свет сочинения В.А. Жуковского, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова. Именно А.Ф. Смирдин впервые ввел оплату литературного труда писателей, а также старался сделать книги доступными и для небогатых людей, снижая розничные цены. Он предложил и осуществил идею книжной лотереи и продажу книг по почтовым заказам с рассылкой их во все концы России.

Таблица 28

Культура России в первой половине XIX в.

Особенности развития:

• значительный культурный подъем, названный русским «золотым веком»;

• взаимопроникновение лучших образцов европейской и русской культур

Раздел

Содержание

Образование

Создание министерства народного просвещения (1802):

• образование шести учебных округов во главе с университетами, открытыми в Дерпте (1802), Казани, Харькове, Вильно (1804),

Петербурге (1819);

• открытие народных училищ, гимназий, привилегированных лицеев (Демидовского в Ярославле (1805), Царскосельского (1811))

Книжное дело

Появление крупных издателей: В.А. Плавильщиков, братья И.И. и К.И. Глазуновы, А.Ф. Смирдин (издал сочинения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др., ввел авторский гонорар, организовал продажу книг по почте).

Резкое увеличение выпуска книжной продукции

Наука, в том числе географические открытия

Создание новой геометрической системы — неевклидовой геометрии (Н.И. Лобаческий, 1826). Открытия в области физики: сварка металлов (В.В. Петров), гальванотехника (Б.С. Якоби). Достижения в астрономии: открытие в 1839 г. Пулковской обсерватории (В.Я. Струве). Появление новых направлений в медицине, в том числе военно-полевой хирургии (Н.И. Пирогов). Интерес к изучению отечественной истории (издание «Истории государства Российского» (1818—1826) Н.М. Карамзина).

Осуществление первого кругосветного плавания в 1803—1806 гг. Ю.Ф. Лисянским и И.Ф. Крузенштерном.

Открытие Антарктиды в 1819—1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым.

Создание в 1845 г. Ф.П. Литке Русского географического общества

Географические и научные открытия. Становлению России как великой морской державы способствовали экспедиции русских мореплавателей и путешественников.

В 1803—1806 гг. было осуществлено первое кругосветное плавание русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна (1770—1846) и Ю.Ф. Лисянского (1773—1837). В 1819—1821 гг. была снаряжена научная экспедиция в южные полярные моря на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена (1778—1852) и М.П. Лазарева (1788—1851). Основным ее итогом стало открытие Антарктиды. Большой вклад в освоение окраинных российских земель, исследование Северного Ледовитого океана и берегов Камчатки внес адмирал Ф.П. Литке (1797—1882). По его инициативе в 1845 г. было учреждено Русское географическое общество, сыгравшее важную роль в развитии географической науки.

В первой половине XIX в. началась дифференциация научных дисциплин (естественных и гуманитарных), и в этом плане русская наука в те годы имела серьезные успехи.

Профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792—1856) создал новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Важные открытия в области физики сделали ученые В.В. Петров и Б.С. Якоби. В 1802 г. В.В. Петров (1761—1834) продемонстрировал явление вольтовой дуги и выдвинул идею о ее практическом использовании для сварки и плавления металлов. Б.С. Якоби (1801—1874) успешно работал в области электрохимии и открыл метод гальванотехники.

В 1839 г. вступила в строй Пулковская обсерватория под Петербургом. Ее возглавил выдающийся астроном В.Я. Струве (1793—1864), обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути, что явилось значительным астрономическим открытием XIX в.

Основателем многих направлений в медицине, и прежде всего в хирургии, был Н.И. Пирогов (1810—1881). Во время Крымской войны, как уже отмечалось, он возглавил группу хирургов, самоотверженно работавших в осажденном Севастополе. По его инициативе в штаты воинских частей были введены санитары-носильщики, а солдаты оснащены индивидуальными пакетами и обучены делать перевязку. Он впервые провел операцию под наркозом на поле боя, стал применять неподвижную гипсовую повязку, широко использовал антисептические средства в военно-полевой хирургии.

Событием в общественно-культурной жизни стало появление в 1818 г. «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1766—1826) — первого общедоступного систематического труда по отечественной истории. Это произведение имело огромный успех и оказало определенное влияние на формирование общественного сознания людей.

Художественная культура. Ее расцвет в первой половине XIX в. дает возможность назвать этот период «золотым веком» русской культуры (табл. 29).

Таблица 29

Художественная культура в первой половине XIX в.

Раздел

Содержание

Литература

Переход к сентиментализму и романтизму (Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.А. Бестужев-Марлинский, М.Н. Загоскин).

Развитие реализма (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)

Театр и музыка

Разделение в 1824 г. Петровского театра на две труппы и начало самостоятельной деятельности Большого и Малого театров.

Сохранение лучших народных традиций в музыкальном искусстве (А.Н. Верстовский, М.И. Глинка,

А.С. Даргомыжский)

Архитектура и скульптура

Продолжение в архитектуре традиций классицизма — русский ампир (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин,

О. Монферран, К.И. Росси, О.И. Бове, Д.И. Жилярди).

Создание скульптурных памятников (П.К. Клодт, Б.И. Орловский, И.П. Мартос)

Живопись

Развитие различных направлений изобразительного искусства:

• романтизм (О.А. Кипренский);

• реализм (В.А. Тропинин, П.А. Федотов);

• классицизм (К.П. Брюллов, А.А. Иванов);

• бытовой жанр (А.Г. Венецианов)

Литература. На рубеже XVIII—XIX вв. произошел переход от классицизма как художественного направления к сентиментализму. Его представителями были поэт Г.Р. Державин, писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). Но русский сентиментализм продержался недолго. Его вытеснил романтизм, появившийся в героическое время Отечественной войны 1812 г. Сущность романтического искусства состояла в стремлении противопоставить реальной действительности некий идеальный образ. Особенностями русского романтизма были интерес к национальной самобытности и отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. Это ярко просматривается в балладах, стихах, сказках В.А. Жуковского (1783—1852), исторических романах А.А. Бестужева-Марлинского (1797—1837) и М.Н. Загоскина (1789—1852).

Во второй трети XIX в. в русской литературе начал утверждаться реализм, который связан, прежде всего, с творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и других великих писателей. Для этого направления характерны правдивое отражение действительности во всем ее многообразии и противоречивости, внимание к простому человеку, раздумья о судьбах страны и народа.

В данный исторический период обозначился интерес к русскому фольклору. Это направление разрабатывали представители славянофильства. Наиболее полное собрание текстов, включающее лирические и исторические народные песни, баллады, было собрано и издано П.В. Киреевским (1808—1856).

Театр и музыка. Заметную роль в общественно-культурной жизни России стал играть театр. Продолжали свою творческую работу как частные (крепостные и вольнонаемные, прежде всего иностранные) труппы, так и государственные. В Мос'кве в 1824 г. произошло разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. С этого момента начали свою самостоятельную деятельность Малый и Большой театры. В Петербурге имелось несколько театров, самыми крупными были Александринский и Мариинский. Театральные труппы работали и в провинции.

Наиболее известными актерами были М.С. Щепкин (1788—1863), П.С. Мочалов (1800—1848), В.А. Каратыгин (1802—1853), заложившие классические традиции русской театральной школы.

В музыкальном искусстве использовались лучшие народные традиции. Композиторы в основном обращались к историческим, героикопатриотическим сюжетам.

Видным композитором, представителем романтизма в музыке был А.Н. Верстовский (1799—1862). Самым популярным его сочинением стала опера «Аскольдова могила», поставленная в 1835 г. на либретто М.Н. Загоскина. Родоначальником основных жанров отечественной профессиональной музыки по праву считается М.И. Глинка (1804—1857). Его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») стала событием в культурной жизни страны, а мелодичность написанных им инструментальной музыки и романсов является образцом и в настоящее время.

Принципы реализма и народности широко использовал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813—1869), оперы которого «Русалка» и «Каменный гость» были впервые поставлены в этот период на русской сцене.

Архитектура и скульптура. Для архитектуры первой половины XIX в. характерно продолжение традиции классицизма, который получил название русский ампир1.

Для зодчих этого времени отличительной чертой был синтез архитектуры и скульптуры (хотя и не всегда). Ближе к середине XIX в. в России начинает исчезать преобладающее стилевое единство в архитектуре, которая приобретает все более функционально-утилитарный характер. Работы по созданию грандиозных архитектурных ансамблей и их упорядочению были главными в архитектурно-градостроительной деятельности данного периода.

Выдающимися зодчими, создавшими замечательные памятники, были:

• А.Д. Захаров (1761—1811), по проекту которого в Петербурге возведено здание Адмиралтейства (1806—1823). Именно от него разошлись лучи главных проспектов города, а торжественная устремленность ввысь задала тон всей городской архитектуре;

• А.Н. Воронихин (1759—1814) — автор проектов Горного института (1806—1823), а также Казанского собора (1811), с возведением которого ведущая магистраль Петербурга — Невский проспект — приобрела завершенный вид;

• Огюст Монферран (1786—1858) — французский архитектор, по проекту которого в течение 40 лет (с 1818 по 1858 г.) возводился Исаакиевский собор в Петербурге — самое большое здание, построенное в России в первой половине XIX в. По его же проекту были сооружены 47-метровая колонна на Дворцовой площади (1829—1834) — памятник императору Александру I и монумент в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812 г.;

1 Ампир (франц. empire — империя) — архитектурный стиль, возникший во Франции в эпоху империи Наполеона. Является своеобразным развитием и завершением классицизма. Ориентирован не на греческую (как классицизм), а римскую античность. Ампир характеризовался массивностью и монументальностью архитектурных форм и богатым декором в виде орнаментов, эмблем и т.п. В первой трети XIX в. этот стиль получил также широкое распространение и в России.

• К.И. Росси (1775—1849), с творческой деятельностью которого связаны завершающие работы по формированию центральных петербургских архитектурных ансамблей. По проектам К.И. Росси построены здания Сената и Синода (1829—1834), Главного штаба и министерств на Дворцовой площади (1818—1829), Михайловский дворец (1819—1825) (Русский музей);

• О.И. Бове (1784—1834) — по его проектам в Москве построены Большой театр (1821—1824), здание Голицынской больницы (1-я градская; 1828—1832), Триумфальные ворота (1827—1834);

• Д.И. Жилярди (1785—1845), который провел огромную работу по восстановлению памятников и облика Москвы после пожара 1812 г. Наиболее известное его строение — старое здание Московского университета (1817—1819). Большинство московских архитектурных сооружений Д.И. Жилярди спроектировал вместе с другим талантливым мастером, выходцем из крепостных крестьян А.Г. Григорьевым (1782—1868). К ним относятся усадьба Кузьминки, здание Опекунского совета на Солянке (1823—1826), дом Луниных на Никитском бульваре (1818—1823).

Скульптура как вид искусства в первой половины XIX в. существовала и в сочетании с архитектурой и градостроительством, и самостоятельно.

В первом случае показательно творчество П.К. Клодта (1805—1867). Его скульптурная группа «Укротители коней» (1849—1850), установленная на Аничковом мосту в Петербурге, символизирует борьбу человека с силами природы. Другая известная работа мастера — памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге.

Талантливым скульптором был Б.И. Орловский (1796—1837), в творчестве которого сочетались точность портретного изображения, классическая строгость и величественность (памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге, 1828—1836).

По проекту И.П. Мартоса (1754—1835) в 1818 г. был установлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.

Живопись. Русское изобразительное искусство развивалось в первой половине XIX в. в рамках различных художественных направлений: романтизма, классицизма, реализма.

О.А. Кипренский (1782—1836) относился к романтикам в живописи; его кисти принадлежат великолепные портреты А.С. Пушкина (1827), В.А. Жуковского (1816), Е.П. Ростопчиной (1809) и др. В.А. Тропинину (1776—1857) была больше свойственна реалистическая манера письма. Он одним из первых стал обращаться к изображению людей из народа («Кружевница»). Создал также галерею портретов героев Отечественной войны 1812 г. (атаман М.И. Платов, партизан А.С. Фигнер, генерал П.И. Багратион и др.).

Классическое направление в живописи было представлено творчеством К.П. Брюллова (1799—1852), писавшим как полотна на исторические сюжеты («Последний день Помпеи», «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 г.»), так и парадные портреты («Всадница»), а также картинами А.А. Иванова (1806—1858) религиозно-нравственного содержания («Явление Христа народу», «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора»).

Одним из родоначальников бытового жанра русской живописи первой половины XIX в. являлся А.Г. Венецианов (1780—1847), отразивший повседневную жизнь крестьян («На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Девушка с теленком», «Утро помещицы»).

Важным событием в художественной жизни страны стало открытие в Москве в 1832 г. училища живописи, ваяния и зодчества, ставшего центром подготовки молодых художников.

Основоположником критического реализма в изобразительном искусстве стал П.А. Федотов (1815—1852). В его творчестве впервые в русской жанровой живописи появились картины, на которых отражены конфликты, подразумевавшие критику отдельных сторон российской действительности («Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор»).

Вместе с тем необходимо отметить, что в XIX в., как и в предшествующие периоды, существовали разные уровни культуры: дворянский и крестьянский, городской и сельский, профессиональный и традиционный. В основном нам известны достижения профессиональной культуры (образование, наука, живопись и др.). Но важную роль в России играла и традиционная, прежде всего крестьянская, культура. Это зафиксированный в жизни многих поколений крестьянства коллективный опыт хозяйственной деятельности, организации быта, обрядности в повседневном обиходе. Названные компоненты представляли доминирующую часть общественно-культурного и духовного уровня в России. Они были не так ярки и заметны, как достижения профессиональной культуры, но составляли основу повседневной культурно-бытовой жизни русского народа.

Контрольные вопросы

1. Чем было вызвано ужесточение внутренней политики России во второй трети XIX в.?

2. Можно ли говорить о консервативном реформаторстве Николая I?

3. Каковы были последствия реформы управления государственными крестьянами?

4. Как финансовая реформа повлияла на экономическое развитие страны?

5. В чем заключалась сущность общественных споров в среде образованной части общества в этот период?

6. Каковы основные направления внешней политики при Николае I?

7. Почему культуру России первой половины XIX в. называют «золотым веком»?