6.6. Культура

XVII в. — это начальный период формирования новых культурных традиций в различных сферах духовной жизни общества (схема 102). Распространялись просвещение и грамотность. Начался процесс секуляризации — обмирщения культуры, что означало все большее проявление в различных ее отраслях светских элементов. Все сильнее в России стало сказываться влияние культуры западных стран. В различных видах искусства возникли совершенно новые жанры и стили.

Просвещение. О его развитии свидетельствует работа Печатного двора, который стал издавать все больше книг гражданского содержания. Первой из них был букварь Василия Бурцова, вышедший в свет в 1634 г. В середине столетия увидела свет «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в конце — богато украшенный рисунками букварь Кариона Истомина. Возникают регулярные школы, например при Печатном дворе и в Заиконоспасском монастыре. В 1687 г. братья Лихуды (греки по происхождению) открыли Славяно-греко-латинскую академию. Ее выпускником в следующем XVIII в. станет М.В. Ломоносов.

Схема 102

Литература (схема 103). В начале XVII в. в них отражались события Смутного времени. Сохранились народные песни о Григории Отрепьеве, Марине Мнишек, царевне Ксении Годуновой. О Смуте рассказывают и многие произведения письменной литературы: «Сказание Авраамия Палицына», «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Новый летописец» и т.д.

В XVII в. на страницах русских изданий появляется вымышленный герой, которого в русской литературе до этого времени не существовало. Очень популярными становятся бытовые и сатирические повести. В «Повести о Шемякином суде» и «Повести об Ерше Ершовиче» высмеивается неправедный суд царских чиновников. В «Слове о бражнике» пародируется житийное поведение, а в «Повести о Фроле Скобееве» описываются похождения ловкого авантюриста.

Подлинным шедевром русской литературы считается «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Испытавший за свою жизнь немало гонений со стороны властей, лидер раскола был посажен в земляную тюрьму в северном городе Пустозерске. Предчувствуя скорую казнь, он написал на клочках бумаги автобиографию. По существу это были первые русские мемуары. Никогда еще в русской литературе так многогранно и лирично не изображалась человеческая судьба. Протопоп Аввакум отходит от церковно-славянского книжного стиля и пишет языком живой разговорной речи: «Понеже люблю свой природный русский язык».

Схема 103

О начале обмирщении культуры говорит появление при дворе Алексея Михайловича первого русского театра. Его организатором стал дьяк посольского приказа Артамон Матвеев, а режиссером — пастор Грегори. Репертуар театра составляли пьесы, написанные на основе библейских сюжетов. В театре играли исключительно мужчины и юноши.

Архитектура. Развитие каменного зодчества было прервано событиями Смутного времени (схема 104). С середины XVII в. каменные церкви стали строиться не только в городах, но и в сельской местности. Выдающимся памятником русского зодчества является ансамбль Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Храмовое строительство XVII в. имеет свои особенности. В эту эпоху преобладали пятиглавые соборы. Богаты были украшения церквей: кокошники, карнизы, колонны, оконные наличники, иногда изразцы. Главы церквей XVII в. поставлены на высоких «шеях» и принимают отчетливо выраженную луковичную форму. Строительство шатровых церквей было запрещено после церковной реформы, так как они считались несоответствующими византийским образцам. В конце века появляется новый стиль: московское, или нарышкинское1, барокко. Здания, построенные в этом стиле, как правило, красного и белого цветов, стройные, высокие и богато украшенные колоннами и пилястрами. К лучшим образцам нарышкинского барокко относятся церковь Покрова в Филях и колокольня Новодевичьего монастыря (Москва).

Схема 104

1 Этот стиль называют нарышкинским, потому что он возник в усадьбах бояр Нарышкиных.

Схема 105

Зодчество XVII в. представлено не только церковной, но и гражданской архитектурой: Теремной дворец в Московском Кремле, Кремль в Ростове Великом, палаты купцов Поганкиных в Пскове и др. Шедевром деревянной архитектуры был не сохранившийся до наших дней дворец Алексея Михайловича в с. Коломенском.

Изобразительное искусство. В русской иконописи ХVII в. намечается отход от канонов прошлых веков (схема 105). Появляются иконы нового, или фряжского, письма. Традиции русской живописи в них сочетаются с достижениями европейского искусства. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата, ставшая художественным центром России. Лучшим мастером считался Симон Ушаков.

Для живописи XVII в. характерно появление вполне светского жанра — портрета. Изображения отдельных лиц назывались тогда парсунами. Самая старая из сохранившихся парсун — портрет полководца М.В. Скопина-Шуйского. В начале века парсуны создавались на основе иконописных традиций, затем они становятся более реалистичными.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные тенденции политического и социально-экономического развития России в XVII в.?

2. Какие перемены претерпела самодержавная власть в XVII в.?

3. Почему современники называли XVII в. бунташным?

4. В чем смысл церковного раскола и каковы его последствия?

5. Какие основные тенденции развития были свойственны русской культуре в XVII в.?


Поделиться: