2.5. Культура

Культура в период раздробленности русских земель имеет ряд характерных особенностей (схема 40). Хотя, как и в эпоху Киевского государства, достижения византийских мастеров продолжают использоваться в качестве образцов, русская духовность приобретает уже свои отличительные черты. Все более заметной становится национальная самобытность русской культуры. Приемы и формы отечественного искусства получают самостоятельное развитие. Русская культура XII—XIII вв. характеризуется двумя на первый взгляд противоположными, но на самом деле глубоко взаимосвязанными тенденциями. Начало удельного периода ознаменовалось созданием первых местно-удельных художественных школ. Ярче всего это проявилось в архитектуре и изобразительном искусстве; литературные произведения в целом сохраняли общерусскую направленность. Но при этом политический распад Киевского государства не означал упадка единой древнерусской культуры. Искусствоведы и филологи отмечают, что духовная жизнь различных русских земель при всем своем многообразии сохраняла общие черты и единство стилей. Политическая раздробленность и даже монголо-татарское нашествие не прервали культурного развития народа и не привели к его упадку. Напротив, жившие в XII—XIV ввхудожники, зодчие, писатели оставили нам немало шедевров литературы и искусства.

Схема 40

Просвещение. В эпоху политической раздробленности продолжали распространяться грамотность и книжное дело. «Книги, как глубина морская, окунувшись в них, мы находим драгоценные камни», — написано в одном из сборников афоризмов того времени. Как и в других христианских странах Средних веков, всякое просвещение на Руси начиналось с изучения книг Священного Писания. В школах читали Псалтырь, Часослов и другую духовную литературу. Популярной книгой был Шестоднев, излагающий библейское учение о сотворении мира. На русский язык были переведены многие книги греческих авторов, знакомивших читателя с античной историей.

Литература (схема 41). В рассматриваемый период в различных политических центрах Руси появляется удельное летописание. Летописная традиция Великого Новгорода сформировалась, как полагают исследователи, в XI в. и по древности не уступает киевской. В середине XII в. летописи в Новгороде составляли священник Герман Воята и его преемник — пономарь Тимофей, служившие в одной из городских церквей. В тот же период в Ростове и Суздале зародилось летописание Владимиро-Суздальской земли.

Схема 41

Высокого литературного совершенства достигла проповедническая литература. Талантливыми писателями и проповедниками были митрополит Климент Смолятич и епископ Кирилл Туровский. В XI в. был создан замечательный памятник древнерусской литературы — Киево-Печерский патерик, рассказывающий об истории создания Киево-Печорского монастыря и его монахах.

В этот же период Даниил Заточник создал настоящий памятник публицистической мысли, который в одной дошедшей до нас редакции называется «Слово», а в другой — «Моление». По своей форме произведение Даниила представляет собой обращение к князю. Социальная принадлежность автора неясна, неизвестно и к какому из властителей Руси он обращается. Несомненно лишь, что Даниил Заточник был талантливым и образованным человеком. В его произведении примеры из Священного Писания удачно сочетаются с народным юмором и изложением бытовых сцен. Автор затрагивает широкий круг социальных и нравственных проблем. Здесь содержатся едкая сатира, направленная против богатых, но неумных людей, рассуждения о семейной жизни и многое другое. Особенно проникновенно звучит призыв Даниила к сочувствию и помощи бедным людям: «Когда веселишься за многими летами, меня вспомни, хлеб сухой жующего; или когда пьешь сладкое питье, вспомни меня, теплую воду пьющего в незаветренном месте».

В конце XII в. было написано всемирно известное «Слово о полку Игореве», пополнившее сокровищницу русской литературы. Сюжет «Слова» несложен, поэма рассказывает о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Князь терпит поражение, попадает в плен, откуда ему удается бежать. Одновременно действие поэмы происходит в Киеве, где княжит двоюродный брат Игоря Святослав, и в Путивле, где ждет своего мужа Игоря верная Ярославна. «Плач Ярославны» поистине стал символом верности и мужества русских женщин, и сегодня мы восхищаемся, читая эти слова. Поражение русских войск послужило автору «Слова» причиной для горьких раздумий о судьбах своей Родины: «Тоска разлилась по Русской земле, печаль обильная потекла среди земли Русской. А князья сами себе крамолу ковали, а поганые, сами с победами нарыскивая на Русскую землю, брали дань по белке от двора». Рассуждая о бедах родной земли, автор рисует образы могущественных князей Руси — Ярослава Осмомысла, Всеволода Большое Гнездо и др. Страстно звучит его призыв к князьям прекратить распри, объединиться перед лицом внешней опасности и защитить родную землю: «Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!».

Архитектура (табл. 4). Немало замечательных творений создали новгородские зодчие. На формирование их взглядов, безусловно, повлиял политический строй средневековой республики, что, конечно, и отразилось при строительстве архитектурных сооружений. Вместо монументальных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но уникальные по совершенству пропорций и форм храмы. Основным строительным материалом здесь был тонкий кирпич. Новгородские памятники отличаются строгостью форм, сочетающейся с пластической выразительностью. В такой манере построены церковь Спаса на Нередице, Георгиевский собор Юрьевского монастыря.

Своеобразная архитектурная школа стала складываться и в Пскове. Здесь строили небольшие приземистые кубической формы одноглавые четырех- или шестистолпные храмы с одной апсидой1. К храму часто пристраивались небольшой придел и звонница, таким образом создавалась зрительная асимметрия постройки. Самый ранний из сохранившихся памятников псковского зодчества — Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.

Прекрасные архитектурные памятники были созданы на Владимиро-Суздальской земле. Со времен княжения Юрия во Владимирской области сохранились две постройки: церковь святых Бориса и Глеба в с. Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Оба памятника построены в середине XII в. Они представляют собой одноглавые четырехстолпные храмы с тремя массивными апсидами и широко расчлененными лопатками. Стены лишены украшений, окна храмов небольшие и напоминают бойницы. После того как Андрей Боголюбский перенес центр политической жизни Руси из Киева во Владимир, на этих землях началось строительство монументальных, роскошных по внешнему и внутреннему оформлению храмов и сформировались свои особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества. Основным строительным материалом владимирским зодчим служил белый известняк. Постройки украшались пилястрами2, барельефными изображениями людей и животных. При Андрее Боголюбском в центре Владимира на высоком берегу был воздвигнут Успенский собор. В нем и поместили величайшую русскую святыню — икону Владимирской Богоматери. Грандиозный белокаменный храм, украшенный колоннами и пилястрами, возвышался над городом и окрестностями. При Всеволоде Большое Гнездо этот храм был перестроен и расширен: из одноглазого он стал пятиглавым. В княжение Всеволода возведен и другой замечательный памятник древнерусского зодчества — Дмитровский собор — одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм, отличающийся благородством форм и идеальными пропорциями.

1 Апсида — полукруглый выступ здания, где устанавливался алтарь.

2 Пилястра — плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну.

Несколько десятилетий спустя был построен Рождественский собор и Суздале, славящийся богато украшенными Златыми вратами.

Шедевром мировой архитектуры считается церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. Зодчие Андрея Боголюбского полностью преодолели характерную для искусства своего времени «тяжесть камня» и массивность форм. Вознесенный средь лугов и вод, храм напоминает тонкую белую свечу. По преданию, князь Андрей построил его после смерти своего любимого сына Изяслава.

Изобразительное искусство (см. табл. 4). В эпоху удельной раздробленности развивается искусство резьбы по камню, восходящее к древним славянским традициям резьбы по дереву. Каменная резьба составляет внешний декор Владимиро-Суздальских храмов. Тончайшим ажурным узором покрыты стены Дмитровского собора. Наряду с библейскими персонажами художник изобразил и самого князя Всеволода, сидящего на троне в окружении сыновей. Замечательные рельефы украшают и храм Покрова на Нерли. На всех трех фасадах церкви выполнена одна и та же композиция, в центре которой изображен играющий на гуслях библейский царь Давид. Каменный орнамент придает стенам храма дополнительную легкость и воздушность.

Внутри храмы оформлялись фресками. Для росписи Дмитровского собора князь Всеволод пригласил византийских мастеров. До наших дней их фрески дошли лишь фрагментарно.

Сохранились и некоторые иконы Владимиро-Суздальской Руси. «Деисус», «Дмитрий Солунский», а также знаменитая «Ярославская Оранта». Эта больших размеров икона была обнаружена в 1919 г. в кладовой Спасского монастыря в Ярославле. Первоначальный слой закрывал грунт, поверх которого была нанесена малярная живопись XVIII—XIX вв. Сняв поверхностные слои, реставраторы нашли почти неповрежденный шедевр древнего искусства. Фигура Богородицы на иконе стройная, классических пропорций, ее светлый лик соответствует русскому идеалу красоты. О древней живописи Великого Новгорода мы можем судить по сохранившейся до наших дней замечательной иконе «Благовещение Устюжское». На этой иконе изображена сцена явления архангела Гавриила деве Марии с вестью о том, что она станет матерью Спасителя. Композиция иконы насыщена богословской символикой. Не менее знамениты новгородские иконы «Ангел Златые Власы» и «Спас Нерукотворный». Оба эти произведения были созданы в XII в. По манере художественного исполнения древнейшие новгородские иконы были близки к византийским образцам. Но при этом в Новгороде писались иконы, в которых уже отражались местные художественные течения, более близкие народным массам. Формировалась собственная иконописная школа. К произведениям новгородской школы относится «Успение Богородицы» — первая из известных нам икон, содержащих многофигурную композицию.

Таблица 4

Развитие архитектуры и изобразительного искусства в удельный период

 

Вид искусства

Школа

Архитектура

Изобразительное искусство

фрески

каменные рельефы

иконопись

Новгородская

Храмовые здания, отличающиеся строгостью форм и лаконизмом (Геогриевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря и др.)

Фрески церкви Спаса на Нередице

 

«Благовещение Устюжское», «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы», написанные в византийской манере

Владимиро-Суздальская

Парадные белокаменные храмы, богато украшенные каменной резьбой (Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли)

Фрески Дмитровского собора

Украшение фасадов Дмитровского собора и церкви Покрова на Нерли

«Ярославская Оранта», «Дмитрий Солунский» и др.

Контрольные вопросы

1. Каковы были причины распада Древнерусского государства?

2. Какие основные политические центры русских земель существовали в период феодальной раздробленности?

3. В чем состояли особенности политического устройства Новгородской земли?

4. Кем и когда центр политической жизни Руси был перенесен из Киева но Владимир?

5. Как происходило завоевание русских земель монголо-татарами?

6. Какие последствия имело монголо-татарское завоевание для дальнейшего хода русской истории?

7. Каковы основные черты развития культуры русских земель удельного периода?

8. Какие основные памятники архитектуры, изобразительного искусства и литературы периода раздробленности сохранились до наших времен и как в них отражены основные черты того периода?


Поделиться: