9.12. Русская литература и искусство начала XX в.

В начале XX столетия выдающаяся плеяда деятелей русской литературы и искусства продолжала свое творчество в русле критического реализма. Среди них — крупнейшие писатели: Л. Н. Толстой («Воскресение»), А. П. Чехов («Вишневый сад», «Три сестры»), М. Горький («Мать») и др. В этом направлении развивалось творчество художников: И. Е. Репина («Торжественное заседание Государственного совета», совместное Б. М. Кустодиевыми И. С. Куликовым), В. И. Сурикова («Переход Суворова через Альпы», «Стенька Разин»), композиторов Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), С. В. Рахманининова (симфонические и концертные произведения), театральных режиссеров (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко).

В тоже время изменения в условиях жизни, научно-технические изобретения создавали возможность и требовали новых форм отображения действительности, влияния на читателя и зрителя, взаимодействия с ними. В художественной жизни Запада, а затем и в России возник модернизм — совокупность новых направлений в искусстве.

Реализму противопоставили свою поэзию символисты (В. Я. Брюсов, А. А. Блок), акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, Э. О. Мандельштам), футуристы (В. В. Маяковский, И. Северянин). Модернизм в живописи был представлен М. А. Врубелем (цикл полотен «Демон»), Н. К. Рерихом («Идолы», «Небесный бой», «Человечьи праотцы»), В 1898 г. возникла группа художников «Мир искусства» во главе с А. Н. Бенуа, положившая в основу своего творчества лозунг «искусство для искусства». М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. Шагал выступили основателями неопримитивизма.

К. С. Малевич со своим знаменитым «Черным квадратом», В. В. Кандинский стали родоначальниками абстракционизма в русской живописи. Модернистские черты присущи творчеству В. А. Серова («Девочка с персиками», «Портрет Иды Рубинштейн», «Петр I», «Похищение Европы»).

Новое направление в музыке связано с именами Н. А. Скрябина («Прометей», «Поэма экстаза»), И. Ф. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»). Реформатором балета стал С. П. Дягилев, организовавший «русские сезоны» в Париже и познакомивший западноевропейских зрителей с новым русским искусством. Новаторское направление в театре было представлено экспериментами В. Э. Мейерхольда. В архитектуре модернизм проявился в творчестве Ф. О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве), Р. И. Клейна (здания Метрополя, Московского художественного театра).

Русская скульптура наиболее ярко была представлена именами П. П. Трубецкого (бюсты Л. Н. Толстого, Ф. И. Шаляпина, С. Ю. Витте, конный памятник Александру III), А. С. Голубкиной («Рабочий», «Идущий», «Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин»). Появился новый вид искусства — кинематография.

В начале XX в. число интересующихся (читателей, зрителей, посетителей выставок) как классическим, так и модернистским искусством росло. Расширялись книгоиздание и книготорговля, увеличивалось количество музеев, выставок, библиотек. Однако достижения высокой культуры оставались доступными незначительному слою грамотного, в основном городского, населения. Основная масса крестьянства оставалась в рамках традиционного, патриархального быта, обладала упрощенным, мифологическим сознанием. Городская культура оставалась для нее чужой, а порой и враждебной. Значительный социокультурный разрыв между отдельными слоями общества был чреват грозной опасностью. Он явился одной из причин революционных потрясений 1917 г. и последующих лет.