§ 5. Возникновение Древнерусского государства (IX-X вв.)

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности

Древнерусское государство возникло в период появления на исторической арене других европейских государств: распад империи Карла Великого (843) на Западное (будущая Франция), Среднее (позже Италия) и Восточное (Германия) королевства; Моравское государство (830); Венгерское государство (896); Польское государство (960).

Предпосылками образования Древнерусского государства были:

+ развитие производительных сил восточнославянских племен;

+ формирование соседской общины, внутриобщинного самоуправления, племенных правителей;

+ развитие торговли, в том числе международной и межплеменной;

+ рост социального и имущественного неравенства, выделение племенной знати;

+ существование внешней опасности.

В VIII—IX вв. восточные славяне заселили берега Невы, освоили леса на южном побережье Ладожского озера, вышли к рекам Сясь, Паша, Свирь. Обширные пространства быстро осваивались в экономическом отношении. Славяне валили и жгли вековые деревья, золой удобряя землю. Заводили пашни, сеяли хлеб, разводили скот. В здешних краях издревле добывалось железо из болотных руд. Реки и озера были полны рыбой. В лесу били зверя, промышляли пушниной. Славянское население состояло из ильменских словен и кривичей.

Восточные славяне или русские принесли в Приневье высокую материальную культуру — пашенное земледелие, высокоразвитое мастерство. Отношения с местными финно-угорскими племенами — чудь, водь, ижора, весь, карелы — носили мирный характер. Местные племена облагались данью и наравне с русскими находились под руководством князей.

Особенностями складывания Древнерусского государства были:

+ во-первых, значительное влияние Византии, одного из наиболее развитых государств того времени, наследницы античной цивилизации (в России имеется мощная школа византоведения);

+ во-вторых, с момента возникновения государства оно имело полиэтничный характер, но ведущую роль играл древнерусский этнос;

+ в-третьих, на развитие страны оказывали влияние различные религии, но в качестве государственной было выбрано христианство.

Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период

Базовой структурой социальной организации, основой общественной жизни в странах Западной Европы в Средние века была марка (с немецкого — граница, пограничная область). Это была соседская община, члены которой не принадлежали к одному роду (кровнородственная община). Соседская, или территориальная община представляла собой объединение крестьянских дворов свободных крестьян, в котором пахотная земля являлась собственностью входивших в общину индивидуальных крестьянских семейств. Пастбища, луга и другие земельные угодья являлись общей собственностью членов общины. Марка выполняла хозяйственные, административные и судебные функции.

В процессе феодализации марка (община) попадала в зависимость от крупных феодальных собственников. Пахотные наделы превращались из собственности крестьянских семей в держания феодально зависимых крестьян. Община в дополнение к прежним функциям стала следить за выполнением крестьянами обязанностей перед землевладельцами.

Считается, что марка оказала влияние на формирование организации жизни в средневековых городах. Все жители городов длительное время составляли одну общину и зависели от того феодала, на земле которого возник город. Этот феодал определял обязанности горожан по отношению к нему.

Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII—IX вв.

Низшим звеном социальной организации славянского общества также была соседская (территориальная) община — мир, вервь. Название вервь происходило от слова «веревка». Веревкой измеряли землю при ее распределении внутри общины. Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства. Хозяйства отдельных семей совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату долга и т. д. Земледельцы являлись непосредственными производителями хлеба и других продуктов, необходимых для всех жителей.

Система земледелия в восточнославянских землях постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла и, прежде всего, обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной.)

Рис. 2.13. Деньги Древней Руси: куны (шкурки куницы) и гривны

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили от леса большие площади земли.

Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя.

На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

К моменту образования государства в жизни русской деревни соседская (территориальная) община, которая пришла на смену родовой (кровной) общине, занимала важное место. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

Меняющиеся условия жизни, хозяйственная и экономическая деятельность, а также изменения индивидуального и группового самосознания создавали новые возможности и побуждали людей к поиску более подходящих форм общежития. Фактором социального развития была взаимосвязь материального мира и человеческого сознания. Эта взаимосвязь лежала в основе зарождения частной собственности. Частная собственность не могла возникнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Сельская община возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала тысячу лет, до XX в. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно сокращалось. Впоследствии они остались только на крайнем севере страны.

Древнерусское государство в оценках современных историков

Отсутствие достоверных, бесспорных данных о предгосударственном периоде в истории нашей страны и становлении Древнерусского государства является причиной многолетних дискуссий и различных спекуляций.

«Итак, можно наметить следующие стадии восточнославянского политогенеза. На протяжении VI—VIII вв. у славян существовала военная демократия, во времени развивавшаяся не очень динамично. Затем наблюдаем развитие вождества от более ранней, примитивной формы к более развитой (IX-X вв.)... Консолидированное вождество предшествовало формированию гражданской общины, которое приходится на период XI — первую половину XII в. В дальнейшем идет интенсивный процесс распада сформировавшихся городов-государств на более мелкие. Процесс этот по-разному протекает в различных землях. Ни одну из этих стадий нет возможности связать с государством», — характеризует происходивший исторический процесс А. Ю. Дворниченко1.

Наиболее распространенными являются следующие теории.

Согласно норманнской теории, Древнерусское государство было основано варягами (викингами, норманнами, то есть скандинавами), которых в 862 г. пригласили княжить, управлять собой два славянских (ильменские словене и кривичи) и два финских племени (чудь и весь). Впервые эту теорию, опираясь на легендарный летописный рассказ, сформулировали в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер, приглашенные для работы в Россию. Сторонниками этой версии были многие дореволюционные историки, но, например, Н. М. Карамзин считал, что варягов «избрали». С изложения «норманнской версии» начинаются разделы о Древней (Киевской) Руси в школьных и большинстве вузовских учебников.

Первым антинорманистом еще в XVIII в. был М. В. Ломоносов2. Он и другие сторонники «славянской теории» доказывали, что уже в VI—VIII вв. славянские племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы с чертами ранней государственности. В качестве таких протогосударств с опорой на различные источники называют «Державу волынян», Куябу (вокруг Киева), Славию (вокруг Новгорода), Артанию (район Рязани, Чернигова), «Русь». Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, советский академик Б. А. Рыбаков и другие считали, что славяне-земледельцы стояли на более высокой ступеньке развития, чем разбойные скандинавы, не нуждались в их услугах. Среди современных историков немало сторонников этой более «патриотической» версии.

На Украине создателем украинского (не русского) государства считают западного славянина (венеда) Рюрика, а его родовой знак (тотем), изображающий сокола, падающего на добычу, является государственным символом современной Украины (выглядит как трезубец).

Рис. 2.14. Князь Рюрик похоронен в окрестностях Приозерска (Ленинградская область)

1 Дворниченко А. Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия: Учеб, пособие. М.: Весь Мир, 2010. С. 172.

2 См.: Фомин В. В. Ломоносов: гений русской истории. М.: Русская панорама, 2006.

Согласно «карельской версии» современного историка В. И. Паранина, государство восточных славян базировалось в VI—VIII вв. на территории современного Карельского перешейка. Эта территория к северу от современного Санкт-Петербурга автором отождествляется с островом Рус, упоминаемым в арабских, византийских и других источниках. Остров с востока омывался Ладожским озером, с юга рекой Невой, с запада Финским заливом, а с севера — сплошной в то время водной системой реки Вуоксы. «Карельские» русы уже тогда контролировали пути «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», то есть к Черному и Каспийскому морям. Их вождь (хакан) закрепился в Старой Ладоге, что и получило отражение в летописи.

Полулегендарный Рюрик (время правления 862-879) пришел с дружиной в Старую Ладогу. Затем переместился в Новгород. Он стал первым правителем у ильменских словен, кривичей, веси и чуди; присоединил к своему государству племена весь, мерю, мурому; основал династию Рюриковичей, которая правила в России в 862-1598 гг. Рюрик предположительно похоронен в окрестностях Приозерска, города на берегу Ладожского озера в Ленинградской области. В 1862 г. в Новгороде в правление Александра II был установлен памятник «Тысячелетию России». 862 г. среди большинства российских историков считается исходной точкой российской государственности.

Рис. 2.15. В. В. Васнецов. Варяги. 1909

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства

Высшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (правил в 980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (правил в 1019-1054). Территориально Русь располагалась от Балтийского (Варяжского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн человек. Семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли территориально-соседские (уже не кровнородственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам — торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала Боярская дума, которую первоначально составляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др.

Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и ополчение. Первоначально в постоянные отряды («дворы князей») входили дворовые слуги, как свободные, так и зависимые («холопы»). Позже служба князю стала основываться на его договоре со своим слугой (боярином) и стала постоянной. Само слово «боярин» берет свое происхождение от слова «боляр», или «боец». При необходимости, в случае военной опасности собиралось народное ополчение во главе с тысяцким, по решению вечевого собрания. Ополчение составляли свободные люди — крестьяне и горожане. Ополчение строилось по «десятичному принципу». Воины объединялись в десятки, десятки — в сотни, сотни — в тысячи. Большинство командиров — десятских, сотских, тысяцких — выбирали сами воины. Воины хорошо знали друг друга. Сотню обычно составляли мужчины из одной волости, как правило связанные какой-то степенью родства. Со временем на смену десятичной системе приходит территориальный (окружной) принцип. «Тысячу» заменяет территориальная единица — рать. Отряды стали называться «полками». «Десятки» преобразовались в новую территориальную единицу — «копье».

Рис. 2.16. Владимир I закладывает десятинную церковь в Киеве

В 988 г. при Владимире I христианство в византийском варианте было принято в качестве государственной религии вместо язычества. Русская православная церковь изначально поддерживала государство и зависела от него, так как по Уставу Владимира, провозглашенного святым, получала на свое функционирование 10% от всех доходов в государстве. Великие князья фактически назначали высшее духовенство, поощряли развитие монастырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

Новейшие археологические открытия в Новгороле и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства

26 июля 1951 г. в Новгороде на Неревском раскопе была обнаружена первая берестяная грамота. С тех пор писем на коре березы в 11 городах России найдено уже более тысячи, и 915 из них приходится на новгородские раскопы. Летом 2010 г. в Великом Новгороде и Старой Руссе было найдено более 40 берестяных грамот.

Изучение текстов берестяных грамот (письменных источников) и других археологических артефактов позволило ученым (академики Б. А. Рыбаков, В. Л. Янин и др.) сделать более конкретной картину возникновения Древнерусского государства. На территории первоначальной крепости Новгорода находились языческое капище (место для религиозных отправлений), кладбище и место вечевых собраний. Эта территория была местопребыванием древнего племенного (или межплеменного) центра, обладающего признаками, традиционными как для Восточной, так и для Северной Европы раннего Средневековья. В древности кладбище обычно служило и местом вечевых сходок, и местом суда, и местом различных административных отправлений, а также культовых празднеств и игрищ; иными словами, это, как правило, был центр племени. Недаром в русском языке словом «погост» означается и кладбище, и административный центр нескольких деревень. По отношению к городу, возникшему на основе собственных внутренних закономерностей развития местного племенного центра, княжеская власть была вторичной.

В русских городах жила основная масса землевладельцев-бояр, имевших обширные хозяйства в сельской местности. Они были заинтересованы в сборе и дележе дани, собираемой в прилегающих территориях. Так, в городах зарождался государственный аппарат, происходила консолидация верхних слоев общества, укреплялись межтерриториальные связи, то есть развивался процесс становления государства.

Проблема особенностей социального строя Древней Руси

Основой социальной организации Древней Руси была община. В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой отмеряли земельные участки; вервь называли также «сотней», позже — «губой»). Их с уважением называли «люди», «мужи». Они пахали, сеяли, рубили и палили лес под новую пашню («подсечно-огневая система»). Могли завалить медведя, лося, кабана, наловить рыбы, собрать мед из лесных бортей. «Муж» Древней Руси участвовал в сходе общины, выбирал старосту, участвовал в судебном разбирательстве в составе своеобразной «коллегии присяжных» — «двенадцати лучших мужей» (это называлось «извод»). Древний русич вместе с соседями преследовал конокрада, поджигателя, убийцу, участвовал в вооруженном ополчении в случае крупных военных походов и вместе с другими отбивался от налета кочевников. Свободный человек должен был контролировать свои чувства, отвечать за себя, родственников и зависимых людей. За предумышленное убийство в соответствии с «Русской Правдой», сводом законов первой половины XI в., имущество конфисковывалось, а семья полностью обращалась в рабство (эта процедура называлась «поток и разграбление»). За клок волос, вырванный из бороды или усов, обиженному свободному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гривен (гривна — слиток серебра весом примерно в 200 граммов; в настоящее время гривна является основной денежной единицей на Украине). Так ценилось личное достоинство свободного человека. Убийство без отягчающих обстоятельств каралось штрафом в размере 40 гривен.

«Муж» Древней Руси был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали все боеспособные мужчины. Оружие (мечи, щиты, копья) получали, как правило, из княжеского арсенала. Каждый мужчина умел обращаться с топором, ножом, луком. Так, армия Святослава, который реально правил с 965 г., но почти постоянно до своей смерти в 972 г. находился в военных походах, включая в себя наряду с дружиной и народное ополчение, насчитывала до 50-60 тыс. человек.

Общинное население составляло абсолютное большинство в Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Владимирских, Полоцких, Галицких, Киевских и других землях. Своеобразную общину составляло и население городов, среди которых наибольший интерес представляет Новгород с его вечевым строем.

В то же время различные жизненные обстоятельства создавали категории людей иного юридического статуса. Рядовичами называли тех, кто попадал во временную зависимость от хозяина на основании договора («ряда»), заключенного с ним. Закупами становились те, кто потерял свое имущество и получал от хозяина небольшой участок земли и орудия труда. Закуп работал за ссуду (купу), пас скот хозяина, не мог от него уйти, мог подвергаться телесному наказанию, но не мог быть продан в рабство, сохраняя шанс выкупиться на свободу. В результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступления, через женитьбу или замужество на холопе или холопке русские люди могли стать холопами. Право господина в отношении холопа было ничем не ограничено. Его убийство «стоило» всего 5 гривен. Холопами были, с одной стороны, слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины, даже княжеской или боярской администрации. С другой стороны, холопы (рабы русского общества), в отличие от античных рабов, могли быть посажены на землю («страдные люди», «страдники»), работали в качестве ремесленников. Люмпен-пролетариями1 Древней Руси по аналогии с Древним Римом можно назвать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего прежнего социального положения: крестьяне, выгнанные из общины; выкупившиеся на свободу вольноотпущенные холопы (как правило, после смерти хозяина); разорившиеся купцы и даже князья «без места», то есть не получившие территории, на которой они выполняли управленческие функции. При рассмотрении судебных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип — «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы, князья и бояре.

1 Люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen — «лохмотья») — термин, введенный Карлом Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками. Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые без рассуждений повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя»

Академик Л. В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

Концепция общинного строя (И. Я. Фроянов) исходила из того, что в X — начале XI в. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских округ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Они представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Таким образом, государство возникло на общинной основе.

Есть все основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские государства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всеми признаками, которые должны характеризовать государственность с точки зрения политологов или юристов, специалистов по государственному праву. В державе Ярослава Мудрого имелся достаточно развитый государственный аппарат с дифференциацией функций (вирники, мытники, ябедники и др.). Различные стороны жизни регулировались писаным правом — «Русской Правдой», а семейно-бытовые отношения строились в соответствии с каноническим и обычным правом. Чеканилась своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого). На западе и юге границы определялись системой договоров. На востоке четкой границы не было. Брачные договоры детей Ярослава Мудрого со всеми правящими домами Европы демонстрировали высокий авторитет древнерусского правителя.

В Древнерусском государстве имелись центробежные, сепаратистские тенденции, стремление отдельных князей, земель обособиться, стать полностью самостоятельными, независимыми от какого бы то ни было центра. Некоторые Рюриковичи проводили политику централизации, подчинения всех территорий единому центру, но центростремительные, централизаторские тенденции оказались слабее центробежных.

Степень внутреннего единства, прочности государственного устройства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователей И. Я. Фроянова, А. Ю. Дворниченко, которые рассматривают Древнюю Русь как объединение союзов племен, своеобразную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, которые контролировали территории «волостей» и пригороды.

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия

По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например во Франции, за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к личности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значительную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также выполнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах — сеньорией, а в России — вотчиной.

В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось. В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в имениях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.

Во всех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

В русских землях становление социально-экономических отношений, присущих для феодального общества, имело свои особенности. Давление со стороны князя, его администрации имело определенные пределы. В стране было много свободных земель. Столетиями сохранялась возможность сняться с прежнего места и обосноваться на 50-100 верст севернее или восточнее. На новом месте за несколько дней можно было поставить дом, за несколько месяцев расчистить участок под пашню. Такая возможность многие десятилетия согревала душу русского человека. Колонизация свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непрерывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.

Проблема формирования элиты Древней Руси

В IX-X вв. на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать — дань (полюдье), судебные подати (виры, продажи) и т. д.

На втором этапе складывается индивидуальная, крупная земельная собственность, которая в Западной Европе получила название сеньориальной, так как принадлежала сеньорам — крупным землевладельцам. Феодальная собственность на землю возникала, оформлялась юридически по-разному в разных русских землях, с разной скоростью в результате усиления имущественного неравенства и в связи с переходом значительной части пахотной земли общинников в частную собственность крупных собственников — феодалов, князей и бояр. Земледельческие общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. Формировалась система эксплуатации лично-свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Другим путем подчинения соседской общины феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в крупных собственников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Феодальные отношения со временем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

В X в. возникает, а в последующем столетии укрепляется домениальное землевладение киевских князей. Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, передаваемое от отца к сыну. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой знати — бояр. Князья и их знатные дружинники начинают прибирать к рукам различные, в основном общинные, земельные угодья. Идет процесс феодализации русского общества, так как обладание землей дает существенные экономические преимущества и становится важным политическим фактором1.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние, мелкие феодалы находились в вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В то же время эти вассалы сами осуществляли управление в своих вотчинах и великокняжеские наместники не имели права вмешиваться в их внутренние дела.

1 До этого владение землей не играло большой роли в обеспечении могущества властителей. Основными источниками их богатства были поступления от торговли и военная добыча. Известно высказывание Владимира I о том, что богатство, которое «лежит мертво», ничто по сравнению с храброй и сильной дружиной: «с нею можно доискаться и больше этого» (Соловьев С. М. Соч.: Кн. 1. С. 348).

Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. Феодальные дворы с их запасами продуктов являлись как бы узлами прочности, устойчивости нового общества. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», то есть на общие работы в пользу хозяина.

В XII — первой половине XIII в. вотчинное землевладение продолжает расти. В хозяйственной жизни на первое место выходят боярские и княжеские вотчины, а также церковные, феодальные по своей сущности земельные владения. Если в письменных источниках XI в. о боярских и монастырских вотчинах мало сведений, то в XII столетии упоминания о крупных землевладениях приобретают регулярный характер1. Государственно-феодальная форма собственности продолжала играть ведущую роль. Большинство непосредственных производителей продолжало оставаться лично свободными людьми. Они зависели только от государственной власти, уплачивая дань и иные государственные подати.

Роль вече

При объединении восточнославянских родоплеменных союзов (поляне, древляне, словене, кривичи и др.) в древнерусское раннефеодальное государство племенные сходки, собрания всех одноплеменников постепенно превратились в вече — ключевой институт древнерусской демократии.

Большинство современных историков вслед за дореволюционными признает, что в IX—XII вв. значительное большинство населения, во всяком случае свободные, полноправные мужчины, главы семей, «мужи», активно участвовало в жизни общества. Общепризнанным считается, что вече, народное собрание, играло значительную роль не только в Новгороде и Пскове, но и в других крупных городах. Вечевые сходки определяли отношения с князем, решали вопросы войны и мира, финансовые, судебные и некоторые другие. Известно, что в Новгороде с 1095 по 1305 г. князья менялись 58 раз, задерживаясь иногда лишь на несколько месяцев. На великокняжеский киевский престол 14 из 50 князей непосредственно приглашало вече, а прочие просто не вызвали возражений. Дело в том, что, например, крупный военный поход проводился силами не только княжеской дружины, но и народного ополчения, собрать которое без всеобщего согласия было сложно. Слово «вече» происходит от «вещать, говорить». Слово «парламент» тоже происходит от глагола «говорить».

Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси

Важным элементом феодального общества был город. Точные даты основания многих русских городов неизвестны, но большинство из них в качестве крупных поселений уже существовали ко времени первого упоминания в летописи. В догосударственный период центры управления племенами именовались «градами». В города и городки постепенно превращались многие замки-крепости. Каждый город был военным центром, крепостью с укрепленными стенами и башнями. В них строились двух- и трехэтажные деревянные здания, храмы, выкладывались деревянные мостовые.

1 Археологами исследовано несколько десятков укрепленных поселений этого времени, идентифицируемых с боярскими усадьбами. Они обнаружены в различных регионах Руси: Киевской, Черниговской, Галицкой, Смоленской, Полоцкой, Ростово-Суздальской, Рязанской землях.

Города на Руси являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и продовольственные запасы, завозимые сюда феодалами. В укрепленных дворцах накапливались запасы железных орудий труда, оружия, посуды, зерна, холста, изделий из драгоценных металлов.

В Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправление. Вечевые собрания избирали десятских, сотских, тысяцких. Князья стремились установить над городами жесткий контроль путем назначения своих специальных представителей — посадников, воевод, так называемых «старцев градских».

В городах, большинство из которых имело от нескольких сотен до нескольких тысяч жителей, развивались ремесло (более 60 специальностей), торговля. Но многие жители имели небольшие земельные участки прямо рядом с домом. Мастера одной профессии селились в городе все вместе, целой улицей. Во многих старинных русских городах сохранились древние названия таких ремесленных улиц: Гончарная, Колокольная, Кузнецкий мост, Кожевенная, Оружейная и т. д. Были ремесленники, особенно в крупных городах, с выгодным географическим положением, которые производили продукцию на рынок, на экспорт.

Рис. 2.17. Старая Ладога — первая столица Древней Руси

Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западных коллег. Русские кузнецы делали замки, которые состояли более чем из 40 деталей. Изготавливались самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла. Пользовались известностью ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклодувы. Развивалось производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — кольчуг, колющих мечей, сабель. В ХIIIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. Готовые местные (глиняная посуда, кожаная обувь, металлические изделия и т. д.) и привозные (ткани, украшения, вина и т. п.) изделия в силу развитости натурального, самообеспечивающегося хозяйства имели ограниченный спрос. Следует учесть и ненадежность средств сообщения. Судоходные реки далеко не полностью решали проблему создания прочных связей между различными территориями.

Старейшими городами современной России являются Старая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Ростов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитывали до 300 городов. Во всех русских землях перед монгольским нашествием жило, по утверждению некоторых авторов, до 12 млн человек.

Пути возникновения городов в Древней Руси

Город, как правило, строили на холме, на месте слияния двух рек, что обеспечивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой воздвигалась крепостная стена, носила название кремля, крома, или детинца. Там находились дворцы князей, дворы бояр, церкви, а позднее и монастыри. С двух сторон кремль обычно защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполненный водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкала ремесленная часть города — посад. Отдельные районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, назывались слободами.

Города возникали как административные центры, резиденции князей, посадников. В городах рядом с князьями и боярами старались располагаться священники. Некоторые города вырастали из укрепленных мест, форпостов в приграничных зонах, в стратегически важных точках. Вооруженные отряды, гарнизоны держали под своим контролем территории, представлявшие ценность в экономическом, стратегическом и иных отношениях.

Города были средоточием культуры того времени, центром различных инноваций, которые постепенно проникали на другие территории. Распространителями передового опыта были люди интеллигентных профессий — переписчики книг, архитекторы, художники, врачи. Большинство грамотных людей того времени также находилось в городах. На землях, прилегавших к городам, вводилось трехполье, распространялись новые сельскохозяйственные культуры, породы скота. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. В основном в городах велось каменное строительство, особенно храмовое. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас от домонгольского времени. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня, и наиболее квалифицированные строители жили также в городах.

Таким образом, в социальном отношении древнерусское общество представляло собой довольно пеструю картину. Если к ней добавить различные категории дружинников (старшие — бояре, младшие — гриди), духовенство (белое — приходское и черное — монахи), а также иноземцев, то станет понятной разработанность российского законодательства. Не следует забывать о древнерусской семье, о той исключительной роли, которую играли женщины: они обустраивали дом, воспитывали детей, разделяя моральные ценности христианства.


Поделиться: