§ 2. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности

Восточный и античный типы цивилизационного развития

В нашей стране многие годы продолжаются споры о том, тяготеет ли Россия более к Западу, который считает себя наследником античного мира Древней Греции и Древнего Рима, или к многоликому, но единому в своих сущностных основах Востоку.

Рис. 2.2. Привратное изображение доброго духа Шеду (Шумер)

Рис. 2.3. Венера Милосская. Музей Лувр в Париже

Уже в развитии древних цивилизаций историки находят немало общих моментов, которые позволяют специалистам говорить о восточном и западном типах цивилизационного развития.

Существует огромная литература по истории ряда государств Древнего Востока. К ним относятся Египетская империя (3200-525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000-538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000-605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия — 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. — 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. — 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400-586 гг. до н. э.).

Не меньше внимания историки уделили истории Древней Греции (II тысячелетие — 149 г. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. — 476 г. н. э.).

В обобщенной форме эти два типа цивилизационного развития представлены в нижеследующей таблице.

ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. ВОСТОЧНЫЙ И АНТИЧНЫЙ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

 

Цивилизации Древнего Востока

Античная цивилизация (Древняя Греция и Древний Рим)

Экономическая сфера

1. Преобладание государственной, царской, а также коллективной, общинной собственности на землю, на другие материальные ценности над частной собственностью как основа личной несвободы людей.

2. Натуральное хозяйство преобладает и тормозит развитие рынка

1. Возникновение и укрепление частной собственности на землю, на другие орудия и средства производства как основы личной свободы людей.

2. Развитые товарно-денежные, рыночные отношения между людьми, регулируемые главным образом гражданским (цивильным) правом

Политическая

сфера

1. Царская власть имеет деспотический, единовластный, наследственный, харизматический характер.

2. Управление осуществляется с помощью мощного государственного аппарата: центральная, региональная, местная власть чиновничества. Преобладает принцип назначения сверху.

3. Верховный правитель опирается на многочисленные вооруженные силы, личную гвардию, другие силовые структуры.

4. Крупные многонациональные империи основываются на насилии. Войны преобладают над дипломатией в международных отношениях.

5. Суд опирается на обычай или писаный закон

1. Впервые закладываются основы демократии, республиканской формы правления, принципы организации коллективной власти.

2. Власть осуществляется также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры.

3. Закладываются основы разделения законодательной, исполнительной

и судебной властей. Значительная часть должностных лиц, имеющих властные функции, выбирается населением, гражданами.

4. В основе военной организации лежит принцип всеобщей воинской повинности. Выполнение воинского долга — гражданская доблесть.

5. Появляются политические партии, межпартийная борьба за власть, другие элементы гражданского общества.

6. Закладываются основы правового государства, судебной системы с привлечением граждан (суд присяжных)

Духовно-культурная сфера

1. Высшие правители обожествляются, существующие религии освящают государственно-политическое устройство.

2. Художественная культура обслуживает интересы высшей власти и духовенства.

3. Общественное сознание отличается консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе

1. Античная мифология, языческая религия отражает представления людей о высших силах, уверенность в том, что с ними можно договориться и даже бороться.

2. Художественная культура обращена

к человеку, показывает его физическое и духовное совершенство, огромные возможности.

3. Для общественного сознания характерны

дух соревнования, творчества, стремления изменить жизнь к лучшему, бросить вызов судьбе

Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век)

В 1865 г. Дж. Леббок впервые предложил разделить так называемый каменный век на палеолит (древний каменный век, свыше 1 млн лет — 12-10 тыс. лет до н. э.), мезолит (средний каменный век, занимающий период от 10 до 5 тысячелетия до н. э.) и неолит (новый каменный век, 5-2 тыс. до н. э.).

ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ

Неолитическая революция. Под неолитической революцией сегодня понимается крупнейшее, глобальное изменение в производительных силах, сутью которого стал переход от хозяйства присваивающего, связанного с охотой, рыболовством, собирательством, к хозяйству производящему, связанному с появлением земледелия и животноводства. В результате неолитической революции человек сумел окончательно подняться над природой (не отрываясь от нее), выделиться из природного мира и стать самостоятельным организатором своей жизни. Человек потребляющий трансформировался в человека созидающего. Хомо сапиенс стал в полной мере отвечать этому понятию.

Неолитическая революция привела к возникновению человеческих сообществ, древнейших государств в районах, благоприятствовавших развитию земледелия. Эта великая цивилизационная революция предопределила возникновение древнейших локальных цивилизаций, которые в своей совокупности положили начало истории мировой цивилизации.

Стартовой площадкой, с которой началась настоящая история человечества, человека, стала огромная территория, протянувшаяся от северного побережья Африки до Тихого океана в полосе между Северным тропиком и приблизительно 40-м градусом северной широты. Эта полоса протянулась на 10 тыс. км с запада на восток и на 4 тыс. км с севера на юг. В эту полосу вошли территории Европы, Африки и Азии, прилегающие к Средиземному, Черному и Каспийскому морям, к Персидскому и Бенгальскому заливам. Это Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Малоазийский, Аравийский и Индостанский полуострова. Это Южная Европа, Северная Африка, Ближний, Средний и Дальний Восток, Индия. Это территория, на которой и сегодня проживает 4/5 населения земного шара.

Самым главным фактором, предопределившим возникновение древнейших цивилизаций, были благоприятные природно-климатические условия. Евро-афро-азиатская древняя цивилизация формировалась в бассейне рек Нил, Тигр и Евфрат, в восточной части Средиземноморского побережья. Ареалом для Восточноазиатской цивилизации стал бассейн реки Хуанхэ, а для Южноазиатской — бассейн реки Инд. Названные водные артерии иногда называют «великими историческими реками», так как на их берегах возникли древнейшие цивилизации.

Доместикация, или одомашнивание, животных (коза, овца, бык, осел, лошадь, верблюд и др.) улучшила питание людей. Животные стали использоваться для выполнения тяжелых, в том числе сельскохозяйственных работ.

Страна ариев

Ариями называли себя народы Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.), говорившие на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов позволила ученым предположить, что изначально существовала праарийская общность (древние арии), потомками которых являются исторические и современные арийские или индоиранские народы.

Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку. Под властью глав семей находились люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот, количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды, занимавшие селения-общины. Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы. Во главе общества стояли жрецы, среди которых особо выделялись поэты-провидцы, и аристократическая верхушка, состоявшая из воинов-колесничих. Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско. Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности. Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия.

Страной или прародиной ариев в III-II тысячелетиях до н. э. была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современного Афганистана и Ирана. В реальной истории происходили сложные миграции ариев. На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (1700-1500 гг. до н. э.), Мидийское и Персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н. э.).

Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.

Киммерийцы и скифы

В Северном Причерноморье (от Кавказа до Фракии) в VIII—VII вв. до н. э. располагались племена киммерийцев. Их стали теснить скифы, и киммерийцы, захватив часть Малой Азии, смешались с местным населением.

Скифы сменили киммерийцев и обитали в Северном Причерноморье с VII в. до н. э. до III в. н. э.

В низовьях Днепра и Дона в V-IV вв. до н. э. у скифов в результате сложного политогенеза появляется государство во главе с царями. У скифов были развиты земледелие, скотоводство, ремесла (особенно обработка металлов), торговля с античными государствами Причерноморья, архитектура. В скифских «царских» курганах найдены выдающиеся произведения скифского и античного искусства, коллекции которых находятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скифское государство представляло собой объединение народов Северного Причерноморья во главе со скифами. Образовалось оно в IV в. до н. э. Столицей был Неаполь Скифский. Скифское государство было уничтожено готами в III в. н. э.

Рис. 2.4. Скифский воин

Современное российское Приазовье, черноморское побережье Кавказа от Новороссийска до Сочи, плодородные районы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Северного Кавказа являются территориями, на которых существовали древнейшие в России государственно-политические образования. На этой обширной территории происходили перемещения различных этнических общностей, развивались земледелие, скотоводство, ремесло, устанавливались внешнеэкономические отношения со странами Европы и Азии. Этот регион по-прежнему имеет жизненно важное значение для нашей страны.

Древние империи Центральной Азии

Сложную историческую эволюцию прошла персидская (иранская) цивилизация. Основную часть территории Древнеперсидского государства составляло огромное Иранское плоскогорье, расположенное к востоку от Месопотамии. Природные условия здесь позволяли заниматься земледелием и скотоводством. Горы были богаты лесом, металлом (золото, серебро, медь, железо, свинец), мрамором.

В 3 тысячелетии до н. э. на территорию плоскогорья проникают из Азии так называемые иранские племена. Около 670 г. до н. э. одно из этих племен — мидяне — образовали государство Мидию и, объединившись с вавилонянами, разгромили ассирийскую державу. Однако в 550 г. до н. э. они покорились другому племени — персам. Объединенное Персидское государство возглавил выдающийся полководец и государственный деятель древности Кир (правил в 558-529 гг. до н. э.). По происхождению царский сын, Кир начинал свою жизнь как подкидыш, воспитанный пастухом. Он покорил Армению, Каппадокию, Лидийское царство, где были захвачены огромные богатства царя Креза, первого правителя, который стал чеканить металлические деньги. Кир подчинил себе Вавилон, Палестину и Финикию. В этих землях поддерживались прежние порядки, почитались местные боги и традиции.

При сыне Кира Камбизе был покорен Египет, и Персия — вслед за Ассирией — стала, по существу, мировой державой. Персия была местом, где проводились крупные социальные преобразования. При Дарии I (правил в 522-486 гг. до н. э.) страна была разделена на сатрапии, которые облагались денежными или натуральными налогами. Впервые в истории чеканилась единая для всего огромного государства золотая монета — дарик. Сатрапы могли чеканить серебряную и медную монету. Впервые в истории были устроены дороги: на них через каждые 20 км располагались почтовые станции, гостиницы, сменные лошади. «Почтовые смотрители» одновременно были «ушами царя», его информаторами. Денежная система, дорожная сеть, разнообразие товаров, производимых в разных частях Персии, обеспечивали устойчивое экономическое развитие, оживленную торговлю.

Персы занимали особое положение в государстве: служили в армии, были чиновниками, занимались земледелием и скотоводством, полностью освобождались от всех налогов и повинностей. Опорой царской власти была армия. Командующие пятью военными округами подчинялись непосредственно царю.

В древности персы поклонялись многим богам. По имени одного из племен персидские жрецы, чародеи и волшебники назывались маги (слово «магия» широко известно и в наши дни). Особым почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Культ огня сохранился у части персов до настоящего времени. Широко распространенным был культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Большое место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток хаома.

Около 628 г. до н. э. родился пророк Заратуштра (Зороастр), которому приписывают основание религиозной системы, построенной на едином культе верховного бога Ахурамазды. Маздаизм в правление Дария I стал государственной религией персов. Зороастризм, маздаизм, огнепоклонство иногда также называют авестизмом по названию главной священной книги Авесты. Главное в зороастризме — борьба светлого и темного начал в мире. Светлый бог Ахурамазда (в греческой передаче Ормузд) создал все светлое, чистое, разумное и полезное для людей: возделанную землю; домашних животных; чистые стихии — землю, воду и особенно огонь; правду, мудрость, добро. Глава духов тьмы Ангра-Майнью (у греков Ариман) сотворил все злое, нечистое и вредное: пустыню; диких зверей, хищных птиц, гадов и насекомых; болезни, смерть и бесплодие; ложь, зло и моральную нечистоту. Людям, вставшим на сторону светлых духов, Авеста обещала счастливую жизнь.

Основой резкого дуализма светлого и темного начал считается реально существовавший конфликт оседло-земледельческого и кочевого скотоводческого населения. Этой чертой иранская религия отличалась от других религий мира. Жрецы-атраваны приносили жертвы, поддерживали священный огонь. В связи с тем, что всякий труп считался нечистым и не должен был соприкасаться с чистыми стихиями — землей, водой и огнем, — особые служители складывали голые тела в дакмах, специальных круглых башнях, где коршуны съедали мертвую плоть, а кости скатывались на дно колодца. Такие «башни молчания» до сих пор используются парсами, современными последователями маздаизма.

В отличие от других древних религий, маздаизм включал в себя эсхатологическое учение о конце мира и Страшном суде. Согласно этому учению спаситель должен был родиться от девы и спасти человеческий род, поставить последнюю точку в борьбе с духом зла. До этого момента души почитателей Ахурамазды пребывали в раю, а все остальные — в аду. Спасителем считался Митра, который изображался воином, победителем мифического быка. Его «днем рождения» было 25 декабря — день зимнего солнцеворота (сравните «рождество Христово» по католическому обычаю). Зороастризм оказал значительное влияние на евреев, на Римскую империю, способствовал появлению многочисленных сект: манихеев, несториан, павликиан, богомилов, иезидов и др. Сами иранцы в VII в. н. э. приняли мусульманство, будучи завоеванными арабами. Но маздаизм в первозданном виде сохранился у гебров (буквально — неверных) в Иране и у парсов в Западной Индии.

Персидская империя в первой половине V в. до н. э. безуспешно пыталась включить в свой состав территорию Древней Греции, а в 330 г. до н. э. после катастрофического разгрома Александром Македонским вошла в состав его огромного государства.

Кочевым племенам Передней Азии приписывается одомашнивание лошади в 3 тысячелетии до н. э., а также изобретение колеса, боевых колесниц, разнообразных продуктов и изделий, связанных с коневодством, овцеводством, верблюдоводством.

На обширной территории от Каспийского моря до Персидского и Оманского заливов веками совершенствовались системы орошаемого земледелия. В VI в. н. э. иранцы стали разводить рис, сахарный тростник, научились производить шелк. Персидские ткани, а затем в особенности персидские ковры были ценнейшим товаром развитой иранской торговли.

Египетская, шумерская, индийская, китайская, еврейская и персидская цивилизации представляют особый интерес для познания путей, которыми развивалось человечество. В то же время нельзя не упомянуть и о некоторых других культурноисторических системах древнейшей исторической эпохи.

Античная Греиия (скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье)

Слово «античный» в переводе с латинского языка означает «древний», «старинный». После гибели античного общества интерес к нему возродился в XIII-XV вв. и сохраняется до настоящего времени.

Географически античный мир охватывал огромные территории в Европе, Северной Африке, Азии, но фактически античная цивилизация связана с историей возникновения, развития и упадка Древней Греции и Древнего Рима, когда центром притяжения многих народов было Средиземное море, Апеннинский и Балканский полуострова.

В архаический период (VIII—VI вв. до н. э.) на территории Древней Греции произошла цивилизационная революция, одна из важнейших в мировой истории. Необходимость бережно использовать ограниченные земельные угодья при сложном пересеченном горно-долинном рельефе местности в условиях угрожающего процесса денудации, то есть обнажения, выветривания почвы, была, по мнению А. Д. Тойнби, тем «вызовом», который побудил творческую мысль древних греков и обусловил их «ответ».

Во-первых, участки земли стали индивидуальной частной собственностью. Во-вторых, собственники земли объединились для совместного решения общих проблем в города-полисы. В Афинах в 594 г. до н. э. архонт Солон отменил все существовавшие долги, освободил закабаленных и навсегда запретил продажу в рабство за долги. Афинские граждане были разделены на четыре группы в зависимости от размера их земельных владений. Роль народного собрания значительно выросла, фактически родилась афинская демократия. В архаический период греки стали культивировать маслины. Оливковое дерево считается даром богини Афины жителям города. Действительно, оливковые деревья оказались весьма удачным приобретением. Их корневая система хорошо удерживала почву. Они были приспособлены к местным климатическим условиям. Маслины, оливковое масло являлись полезным, универсальным продуктом и отличным экспортным товаром.

В поисках новых территорий, пригодных для обработки земель, избыточное население греческих городов стало осваивать берега Средиземного и Черного морей.

В Малой Азии и на островах Эгейского моря появились Эфес, Милет, Галикарнас. На восточном направлении по берегам Черного моря возникли Византий, Синоп, Ольвия, Херсонес, Пантикапей и др. На западном направлении были основаны Массилия в Галлии, Сагунт в Испании и т. д. Колонии (в пер. с лат. поселение) имели собственную конституцию, гражданство, свои суды, законы, монеты. Они были самостоятельны и независимы от метрополии («материнского города») и нередко превращались в крупные, самостоятельные центры. Создание колоний способствовало развитию мореплавания, торговли, росту жизненного уровня горожан. Благоприятные материальные условия, наличие избыточного продукта, богатства, достаточного свободного времени способствовали духовному творчеству, обеспечивали развитие и востребованность интеллектуальных способностей свободных греков. Немаловажную роль играло соревнование, дух соперничества, которое греки называли «агон», а также амбиции знатных родов, отдельных политиков. Дух соревнования, противоборства, активность проявлялись не только в частых войнах, но и в Олимпийских играх (с 776 г. до н. э.), в состязаниях поэтов, актеров и т. д.

Рис. 2.5. Перикл — великий государственный деятель античных Афин

Историки выделяют следующие основные факторы становления античной цивилизации:

+ ускорение темпов культурной эволюции в основных цивилизационных зонах;

+ достижения агрокультуры и разнообразных ремесел;

+ развитие товарно-денежных отношений;

+ освоение письменности, новый уровень накопления знаний;

+ совершенствование законотворчества, его внедрение в политику и общественную жизнь;

+ возникновение и распространение морально-этических учений;

+ интенсивное развитие международных и межгосударственных связей.

Временем наивысшего расцвета античной цивилизации стал классический период (V — первая половина IV в. до н. э.).

Последний, эллинистический период в истории Древней Греции открывается походами Александра Македонского (356-323 гг. до н. э., царь македонский с 336 г. до н. э.).

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ. АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

Стал царем Македонским в 336 г. до н. э. Прожил 33 года (356-323 гг. до н. э). Этот жизненный срок стал символом того, что может сделать выдающийся человек за сравнительно небольшое время. Была разгромлена Персия, одержаны крупные победы, завоеваны огромные территории, создана великая империя. Все развалилось со смертью великого полководца и правителя Александра Македонского.

Рис. 2.6. Александр Македонский

Античный Рим

Римское государство возникло на Апеннинском полуострове. Вместе с островом Сицилией «итальянский сапог» представляет собой естественный мост между Европой и Африкой. Природные условия полуострова позволяли заниматься как хлебопашеством и скотоводством, так и ремеслом, строительством (имелись строевой лес, медь и олово), мореплаванием.

Царский период в истории Древнего Рима окончился изгнанием рода Тарквиниев и установлением в 510 г. республики.

В республиканский период, с 510 по 27 гг. до н. э., римляне создали развитую демократическую систему, завоевали огромные территории1.

В конце II в. до н. э. началась почти непрерывная политическая борьба, временами перераставшая в настоящую гражданскую войну. На протяжении нескольких десятилетий на развитие событий решающее влияние оказывали политические амбиции, лидерские качества Мария, Суллы, Помпея, Красса, Цицерона, Марка Антония, Юлия Цезаря, Октавиана и других выдающихся деятелей. Сложившиеся политические «партии» оптиматов, выступавших за сохранение твердой власти сената, и популяров, которые считали возможным расширить участие населения в решении государственных дел, своей ожесточенной борьбой довели римскую республику до установления сначала диктатуры Юлия Цезаря, а затем Октавиана Августа. Огромную роль в событиях сыграла армия. Этот бурный период римской истории закончился в 27 г. до н. э. установлением империи.

Рис. 2.7. Колизей Древнего Рима. Современный вид

В январе 27 г. до н. э. племянник Юлия Цезаря Октавиан заявил в народном собрании о том, что он слагает с себя чрезвычайные полномочия и «восстанавливает» республику. Однако сенаторы уговорили его остаться у руководства государством и преподнесли ему почетный титул Августа (что означало «почитаемый», или «возвеличенный богами»). Октавиан согласился, хотя сам никогда не использовал преподнесенный титул для обозначения своей власти. Подобные сцены «отречения» от власти как сильный политический ход впоследствии довольно часто разыгрывались в разных странах. В римской истории наступил новый период — императорский.

1 См.: Зелинский Ф. Ф. Римская республика. СПб.: Алетейя, 2002; Холланд Т. Рубикон. Триумф и трагедия Римской республики. М.: Вече, 2007.

Третий и последний императорский период в развитии римской цивилизации продолжался еще полтысячелетия, с 27 г. до н. э. до 476 г. н. э.

Великое переселение народов в III—VI вв. Падение Римской империи

В IV в. н. э. началось «великое переселение народов». Кочевые племена гуннов, пришедшие из Средней Азии, потеснили племенной союз остготов (восточных готов), которые прижали к границам Римской империи вестготов (западных готов). Последние получили разрешение поселиться за Дунаем в пределах Римской державы, но положение их оказалось очень тяжелым, привело к затяжной борьбе с корыстолюбивым и надменным Римом. В 410 г. готы во главе с Аларихом заняли и разграбили «вечный город», «светоч мира»1. Затем различные «варварские» народы постепенно, одну за другой захватывают римские территории. Вандалы заняли Африку, англосаксы — Британию, бургунды — часть Галлии, франки — Северную Европу. Римлянам, правда, удалось в 451 г. вместе с рядом «варварских племен» нанести поражение Атилле, после смерти которого гуннская федерация распалась2. Но Италия продолжала подвергаться нападениям. Население Рима страдало от голода и хаоса, сократилось до 20 тыс. человек. На форуме, где раньше решались судьбы всего мира, росла трава и паслись свиньи. В 476 г. наступила развязка. Вождь германских наемников Одоакр сверг с престола последнего римского императора Ромула-Августула. Он стал наместником восточного императора в Италии, королем Италии и правил из Равенны3. Милитаризация и паразитизм, утрата гражданских доблестей и высокой морали, политические амбиции и личные качества римских деятелей привели высокоразвитую цивилизацию к закономерной гибели.

Рождение и расцвет мусульманской цивилизации

Германцы завоевали Западную Римскую империю. А часть Восточной Римской империи завоевали арабы. Они никогда не были подвластны Римской империи и не принимали христианства. У каждого арабского племени было свое божество.

1 См.: Вольфрам X. Готы: От истоков до середины VI в. (Опыт исторической этнографии). СПб.: Ювента, 2003.

2 См.: Альфан Л. Великие империи варваров: от великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. М.: ВЕЧЕ; СПб.: Евразия, 2006; Буданова В. Я. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М.: Наука, 2000; Мюссе Л. Варварские нашествия на Европу: германский натиск. СПб.: Евразия, 2006: Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу: волна вторая. СПб.: Евразия, 2006; ТоддМ. Варвары: древние германцы: быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2005; Томпсон Э. А. Гунны: грозные воины степей. М.: Центрполиграф, 2008.

3 См.: Гиббон Э. Упадок и разрушение Римской империи. М.: Центрполиграф, 2005.

Общим для всех племен предметом почитания являлся черный камень, который находился в Мекке1.

Огромное значение имело объединение арабских племен на основе ислама. Основателем ислама (в переводе с арабского «покорность») был пророк Мухаммед (570-632), уроженец Мекки, реальное историческое лицо. Он принадлежал к жреческому роду, но детские годы провел в бедности, рано оставшись без родителей. По роду занятий будущий пророк был торговцем, много путешествовал, был очень впечатлительным и склонным к размышлениям. Новое вероучение, которому было суждено стать одной из мировых религий, было обретено Мухаммедом как божественное откровение свыше2. Некоторые исследователи считают, что это произошло во время очередного эпилептического припадка.

Проповеди Мухаммеда не понравились жрецам Мекки. В 622 г. из-за преследований новому вероучителю пришлось бежать в Медину. С момента «хиджры» (бегства) Мухаммеда из Мекки мусульмане («покорные Аллаху») ведут свое отдельное летоисчисление. В Медине была построена первая мечеть, установлены правила молитвы и поведения в быту, ритуал бракосочетания, порядок наследования и прочие атрибуты3.

В 630 г. Мухаммед вернулся в родной город во главе вооруженного отряда. Жрецы и население Мекки после нескольких лет вооруженного противоборства приняли Мухаммеда и его новое учение. Победа укрепила авторитет Мухаммеда в Аравии. Представители различных аравийских племен заключали с ним союзы и принимали ислам.

Мухаммед организовал огромный религиозно-политический союз, во власти которого оказалась значительная часть Аравии. В сильном централизованном государстве, созданном Мухаммедом, верховный правитель был одновременно и религиозным вождем. Мухаммед стремился распространить свое влияние на Палестину и Сирию, но в 632 г. умер, не оставив мужского потомства. По одной из легенд его отравили. Похоронен Мухаммед в Мединской мечети. Вождь, наследовавший Мухаммеду, носил название халифа. Арабское государство называлось халифатом.

У арабов в VIII—IX вв. основной формой земельных владений стали земельные участки, предоставляемые халифом в качестве пожалования. Крестьяне пожалованных земель платили налоги государству и ренту феодалу. Арабские феодалы были обязаны нести военную службу. Значительная часть земель принадлежала мусульманским духовным учреждениям. С этих вакуфных земель не собирали налогов и не требовали военной службы. Широкое распространение приобрела практика дарения земельных владений духовенству. Такие вакфы были номинальными, так как феодалы большую часть доходов оставляли за собой. Арабы не навязывали ислама в завоеванных землях. На немусульман просто накладывался дополнительный налог, что оказывалось сильным стимулом для принятия новой веры.

1 Некоторые исследователи считают, что камень представляет собой обработанный метеорит.

2 См.: Бычков А. А. Легенды и мифы страны пророков. М.: Олимп, 2008; Элиаде М. История веры и религиозных идей. От Магомета до Реформации. М.: Академический проект, 2008.

3 См.: Ислам классический: Энциклопедия. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005; Шредер Э. Народ Мухаммеда: антология духовных сокровищ исламской цивилизации. М.: Центрполиграф, 2008.

Рис. 2.8. В гареме

Быстрый триумф и распространение ислама были обусловлены рядом обстоятельств1.

Во-первых, мусульманство было молодой религией, но сумело творчески переработать и вобрать в себя многое из христианства, иудаизма, зороастризма и т. д. Ислам содержал привлекательную идею загробной жизни. В джанне («сад» по-арабски), мусульманском раю, правоверного ждали тенистые сады с каналами и прудами, с реками молока, вина и меда. Обитателей джанны вознаграждали супругами-девственницами — гуриями. Им прислуживали вечно юные мальчики, а охраняли ангелы. В джаханнаме (ад), напротив, полагалось гореть в вечном огне, пить кипяток и гнойную воду, мучиться от жгучего холода и т. д. Всем немусульманам полагался только ад.

Среди 120 тыс. пророков, предшествовавших Мухаммеду, почетные места отводились Адаму, Ною, Аврааму, Моисею (Муса), Иисусу (Иса) и другим уважаемым персонажам. Правоверные считали, что в день Страшного суда Мухаммед и Иисус будут вместе вершить свой суд над людьми.

Во-вторых, новая религия отличалась простотой. Обращаемые должны были выполнять пять основных требований.

1. Признавать главный догмат — «Нет Бога, кроме Бога (Аллаха), и Мухаммед — пророк его».

2. Молиться пять раз в день, обратившись лицом к Мекке.

3. Поститься один месяц в году (рамадан, или рамазан).

4. Обязательно раздавать милостыню, своеобразный налог в пользу бедных (закят).

5. Не менее одного раза в течение своей жизни совершить паломничество в Мекку.

Эти требования были понятными, доступными, легко усваивались массами кочевников-скотоводов, воинами, торговцами Ближнего Востока.

В-третьих, для народов, принявших мусульманство, новое вероучение стало достаточным основанием для экспансионистских устремлений. Желание принести истинную веру, приобщить к ней другие земли и народы стало для арабов идеологической основой ведения священной войны — газавата, которая давала воинам возможность обогатиться. Мощная экспансия арабов затронула огромные территории. К середине VIII в. под властью арабских халифов оказались Аравия, Сирия, Палестина, Месопотамия, Египет, Северная Африка, Пиренейский полуостров, Закавказье, Средняя Азия, Индия. Наступление арабов было остановлено на юге Франции в битве при Пуатье (731), у Константинополя византийцами (718), а также китайцами. Государство халифов простиралось от Атлантического океана до реки Инд. Ни одно государство никогда не было больше его.

1 См.: Николь Д. Мир ислама. М.: Мир книги, 2007; Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама. М.: Фаир-Пресс, 2007; Хорри К. Что такое ислам: история и действительность. СПб.: Амфора, 2008.

В-четвертых, важным преимуществом ислама стала его мощная консолидирующая, объединяющая сила, центростремительная тенденция. Новое учение не только указывало путь к спасению, содержало в себе идею развития, движения, распространения, но и предложило новую систему ценностей, представленную в Коране.

Мусульманская цивилизация обладала значительным творческим потенциалом и дала немало нового в разных сферах жизни.

Мухаммед и первые халифы (избранные наследники) создали особую разновидность государства, которое принято называть теократическим (теос — бог, кратос — власть). Государство Арабский халифат называют теократическим государством. В Арабском халифате (632-1258) вся религиозная, военная и административная власть сосредотачивалась в руках халифов. После убийства четвертого халифа — Али — мусульманами управляла династия Омейядов (661-750). Центром страны был Дамаск. В результате жестокой резни Омейядов сменили Абассиды (750-1258), которые перенесли столицу в Багдад1.

Халифат представлял собой военную деспотию. Ближайшим лицом к халифу был визирь, который отвечал за финансово-хозяйственные дела, распоряжался от имени халифа, был чем-то вроде премьер-министра. Визирь опирался на огромную сеть шпионов, бывшую одновременно и государственной почтовой службой, впервые функционировавшей на постоянной основе. Опорой верховной власти была гвардия. Отдельными областями управляли шейхи и сеиды. Первичной ячейкой арабского общества была палатка, объединявшая семью как часть рода, племени.

Жесткая вертикальная система государственного управления сочеталась с унифицированной налогово-податной и денежной системой. В пользу халифа платился вакф. В военных трофеях он составлял до 20%. Все население платило поземельный налог — харадж — десятую часть доходов, а также натуральный налог на войско. Немусульманское население платило дополнительную подушную подать, от которой можно было избавиться, приняв ислам. Быстрое распространение получил арабский язык.

Четкая организация войска, высокая маневренность, религиозный фанатизм (погибшему воину гарантировалось прямое попадание в рай), а также внутренние неурядицы, терзавшие государства соседей, — все это позволило арабам осуществить огромные завоевания.

Однако уже в первой четверти IX в. первая мусульманская империя стала распадаться на отдельные государства. С конца X в. арабские территории попали под влияние усилившегося Ирана. В 1258 г. арабский халифат прекратил свое существование с захватом Багдада монголами.

1 См.: Мюллер А. История ислама: От доисламской истории арабов до падения династии Абассидов. М.: ACT, Астрель, 2004; Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750-1517). М.: Муравей-гайд, 2001.

Рис. 2.9. Искусство мозаики у мусульман (вход в Санкт-Петербургскую мечеть)

Арабы многое сделали для совершенствования орошаемого земледелия. Главным образом арабам мир обязан знакомством с такими полевыми, бахчевыми и садовыми культурами, как гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, дамаскская роза, тростниковый сахар. У арабов не было серьезных конкурентов в коневодстве, овцеводстве, верблюдоводстве, в производстве многих продуктов питания, упряжи, транспортных средств, оружия, домашней утвари и т. д. Арабами был найден фосфору указан способ приготовления чистого алкоголя и серной кислоты. На арабском востоке производились бумага, керамика, различные стройматериалы, благовония, ткани (шелк, дамаст, муслин, атлас). Арабские географы составили фундаментальные описания тогдашнего культурного мира («Золотые луга» Масуди в X в., географическая энциклопедия Якута в XIII в. и т. д.). Арабская цифровая система стала общепринятой в мире. Считается, что она была заимствована у индийцев, но арабские математики ввели понятие «нуля». Многое сделали арабские переводчики для сохранения античных, китайских, индийских, византийских текстов. Благодаря арабам происходило быстрое развитие производительных сил, культуры во многих районах. В Европе это был Пиренейский полуостров, нынешняя территория Испании.

Ислам был принят в Иране, для которого в этом приобретении оказалось больше плюсов, чем минусов. В средневековом Иране высокого уровня достигло ремесло. Из серебра изготавливались великолепная посуда, украшения. Богатой отделкой и высоким качеством отличалось холодное оружие. Под влиянием ислама получило развитие храмовое зодчество (мечети), строительство крепостей, мостов, дорог, широко использовались орнаменты, керамика и т. д.

Мировое значение достижений иранской художественной культуры стало осознаваться постепенно. Поэма «Шахнаме», вобравшая в себя национальный эпос персов и таджиков и принадлежащая перу Абулькасима Фирдоуси (ок. 940-1020), оказала большое влияние на литературу не только Востока и Запада отточенностью формы, идеями тираноборства, справедливости и гуманизма. Трудно назвать страну, где не было бы поклонников Омара Хайяма (ок. 1048-1122). Его четверостишья — рубаи — проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. Будучи математиком, этот энциклопедист средневекового Ирана дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно. Образ романтического, загадочного Востока уже в 20-х гг. XX в. вдохновил русского поэта С. А. Есенина на цикл великолепных стихов «Персидские мотивы».

ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Человек и природа

Человек и Человек

Мир человека

1. Высокоразвитое усовершенствованное орошаемое (оазисное) земледелие; выращивание и распространение (культивирование) полевых, бахчевых и садовых культур (гречиха, рис, лимоны, тростниковый сахар и т. д.); развитое коневодство, овцеводство, верблюдоводство; производство продуктов, упряжи и т. д.

2. Развитые горное (руды, стройматериалы), металлургическое (оружие, посуда), ювелирное производства; легкая промышленность (шелк, муслин, атлас, благовония и т. п.). Строятся города, крепости, мечети, дворцы, используется водяное колесо римлян.

3. Усовершенствование колесного транспорта, регулярная почта, высокая мобильность.

4. Энциклопедии по географии (Эль-Масуди), арабские цифры для математики, введение понятия «нуля» в индийскую цифровую систему. Развитие астрономии, астрологии, химии. Переписка античных и византийских книг. Дом науки в Багдаде

1. Преобладание системы власти-собственности халифов, султанов; единая налоговая система; особый статус мечети, вакуфных земель; восточный базар; Коран

и экономика.

2. Мусульмане и немусульмане. Правители, мусульманское духовенство, воины

и остальные.

3. Создание теократического государства, его особенности у арабов и турок, эволюция мусульманской политической системы.

4. Роль ислама в консолидации арабов, турок-сельджуков

и других народов.

5. Шариат — свод мусульманского права. Коран о мусульманской семье, о правах и обязанностях мусульманина. Подготовка и роль кадиев.

6. Коран о мусульманском обществе. Ибн Аль-Асир — труды по всеобщей истории

1. Арабский язык и алфавит как одна из основ мусульманской общности и мусульманской цивилизации.

2. Мусульманская концепция предопределения жизни человека Аллахом. Фундаментализм, консерватизм, традиционализм, терпимость и гибкость в мышлении, менталитете мусульман.

3. «Канон врачебной науки» Ибн Сины (Авиценны) выдержал 30 латинских изданий в средневековой Европе — энциклопедия теоретической и клинической медицины.

4. Высокий уровень культуры наездников у арабов, особая система подготовки янычар, специфические состязания.

5. Запрет на изображение человека; высокий уровень декоративного, прикладного искусства, в частности орнаментов, украшений; переработка античных, византийских, китайских и индийских достижений: музыкальные инструменты, геральдика, арка в архитектуре; Ибн Аль-Араби, Фирдоуси и др.

6. Ислам — осн