Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в.
С конца XVIII в. в эпоху Просвещения в Европе возникает движение протеста против рабства и работорговли. Движение аболиционистов (противников рабства) осуждало не только расизм, но и лицемерие церковников, которые оправдывали рабство, считая, что чернокожие, которых крестили после захвата, имеют шанс спасти свои души. Юридически работорговля была запрещена в Великобритании в 1807 г., в США — в 1808 г., во Франции — в 1848 г. Фактически рабовладение сохранялось в США до Гражданской войны 1861-1865 гг. Генеральным актом Брюссельской конференции 1889-1890 гг. работорговля запрещалась, и началась борьба с тайным вывозом невольников из Африки, которые колониальным странам были нужны в самой Африке. В различных формах рабство сохраняется и в наши дни.
Со второй половины XIX в. последствия промышленного переворота в Англии и развитие промышленного производства в других странах Европы и Северной Америки вызвали серьезные изменения в жизни народов Азии и Африки.
Колониальные и зависимые страны превращались в рынок сбыта готовых промышленных изделий и источник сырья для промышленности развитых стран. Эти территории вошли в сферу влияния наиболее развитых стран, заняли отведенное для них место в мировом рынке.
Колониальные державы боролись за господство, за установление контроля над ресурсами, захватывали новые территории. В уже завоеванных землях метрополия через местную колониальную администрацию проводила политику, учитывающую местные особенности.
В Индии большинство раджей, навабов и султанов тесно сотрудничали с колонизаторами, которые распоряжались в их «самоуправляющихся княжествах». Против тех, кто стремился сохранить реальную независимость, армия Ост-Индской компании вела кровопролитные войны. Так, в середине XIX в. было нанесено поражение сикхам. Государство Пенджаб было аннексировано и превращено в провинцию. Но англичане сохранили привилегии сердаров, перешедших на их сторону, и считались с традиционной общинной организацией.
Англии удалось подчинить себе всю Индию. Здесь стали возникать плантации хлопка, джута, чая, где использовался труд наемных законтрактованных кули. Англичане развивали средства транспорта, связи, расширяли порты. Возникли первые текстильные фабрики, в том числе принадлежавшие индийцам. Завоз готовых промышленных изделий и организация их производства на месте приводили к разорению ремесленников. Шло расслоение крестьянства. Ряд княжеств потерял былую «самостоятельность».
Сильное влияние оказывали европейские страны на развитие таких формально независимых государств, как Турция, Иран, Китай.
В войнах с Россией и Францией Турция понесла значительные территориальные потери на Балканах, в Трансильвании и на Кавказе. Обособились берберские княжества Аравии. В 1829 г. при поддержке европейских держав независимость получила Греция. В 1830 г. была признана автономия Сербии. В 1829 г. Франция установила протекторат над Алжиром. Старая военно-ленная система не позволяла сформировать современную и многочисленную армию. Развитие морской торговли, давление европейского капитала на восточном направлении создавали угрозу превращения Турции в полуколонию. Внутри страны сохранялось немало феодальных пережитков, проблемой являлось резкое правовое неравенство мусульман и иноверцев.
В первой трети XIX в. стало формироваться новое войско на основе рекрутских наборов с унифицированным вооружением и государственным обеспечением. Был ликвидирован корпус янычар, разгромлено восстание гвардейцев, мусульманских фанатиков, распущены некоторые мусульманские ордена. Местное управление было унифицировано. Великий визирь стал премьер-министром, появились правительственные советы и министерства.
С 1839 г. по начало 70-х гг. XIX в. в турецком обществе проводились реформы, которые получили название танзимат («упорядочение», «реформы», «преобразования»). Султан Абдул-Меджид реализовал программу, которую разработал бывший посол во Франции, министр иностранных дел Мустафа Решид-паша (1800-1858). В султанском манифесте (1839) впервые в мусульманско-восточной традиции содержалась идея гражданского равенства и обеспечения естественных прав человека. Декларировались свобода собственности, безопасность жизни, охрана чести и достоинства «без различия вероисповедания и национальной принадлежности». Запрещалась конфискация имущества, введение соразмерных налогов, ужесточалось преследование взяточничества, армия перестраивалась по прусскому образцу.
При управителях крупных территориальных образований — вилайетов и санджаков — были созданы меджлисы — совещательные органы с участием даже немусульман. В 1856 г. было провозглашено полное равенство мусульман и немусульман, включая политические, личные и имущественные права. Иностранцы получали право на недвижимость в империи, уравнивались в налоговом отношении. Общины греков, армян, евреев и других получили официальный статус, и немусульмане, составлявшие большую часть городского, торгово-ремесленного населения, образованных слоев, стали допускаться к государственной службе. Реорганизовались юстиция, тюрьмы, были упразднены следственные пытки, началась кодификация законодательства.
Были отменены цеховые регламенты в городах. Создавалась сеть светских образовательных учреждений под руководством созданного министерства просвещения. Европеизация страны обеспечивалась предоставлением нрав и льгот иностранному капиталу, благодаря режиму капитуляций, в соответствии с которым иностранцы получали значительные таможенные льготы, были неподсудны местным властям и т. д. Турция начала втягиваться в мировой рынок, стали развиваться промышленность, дороги, связь. Одновременно росло национальное самосознание, формировалась интеллектуальная оппозиция.
Вершиной Танзимата стало принятие Конституции в 1876 г. Движение «новых османов» считало, что принятие конституции позволит получить поддержку европейских стран в борьбе с Россией. За подданными султана признавались неотъемлемые гражданские права независимо от вероисповедания и национальности — на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельностью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых административных должностей. Предусматривался созыв двухпалатного парламента. Члены Сената назначались султаном пожизненно. Нижняя палата избиралась. Султан назначал правительство. Он мог распустить парламент, объявить военное положение, контролировал внешнюю политику, обнародовал законы.
Парламент был созван, но очень быстро распущен. Многие «новые османы» были казнены. Конституция 1876 г. прекратила свое действие. У клерикальнодворцовой оппозиции хватило сил совершить государственный переворот и установить режим зулюма (деспотии, тирании). Эпоха Танзимата в истории Турции закончилась.
В Иране в XIX в. правили шахи из династии каджаров, одного из тюркских племен. В Иране не было сильной национальной армии, централизованного государственного аппарата и единой налоговой системы. Иран не смог противостоять колониальным устремлениям России и Англии. В результате русско-персидских войн 1804-1813 гг. и 1824-1826 гг. к России отошли территории современных Азербайджана, Армении и Грузии. В Афганистане и Туркестане интересы Англии и России сталкивались.
Проведение реформ для Ирана было жизненной необходимостью. Визирь и главнокомандующий Амир Кебир в правление Наср-эд-дин шаха укрепил государственный аппарат, создал постоянную армию, поощрял местных предпринимателей, основал первую школу европейского типа, направил студентов для обучения за границу. Реформами были недовольны духовенство и некоторые феодалы. Реформатор был обвинен в измене, сослан и убит (1852).
Основной формой проникновения иностранного капитала в Иран стали концессии, предоставление российскому или английскому капиталу вести определенную деятельность на территории страны. Это вызывало недовольство местного капитала. В 1896 г. Насер-эд-дин шах был убит.
К концу XVIII в. торговля империи Цин с внешним миром начала расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум — в основном контрабандой из Индии. Китайское население быстро приобщилось к курению опиума, особенно в приморских районах. Ввоз опиума постоянно возрастал и стал подлинным бедствием для страны, что привело к серии Опиумных войн в середине XIX в. Поражение в этих войнах привело к постепенному превращению Китая в фактическую полуколонию европейских держав.
За влияние в Китае, за рынки сбыта промышленных изделий в Китае боролись Англия, Германия, Россия, Франция, США, Япония. Следует учесть, что уже к началу XIX в. население Китая превысило 300 млн человек.
К середине XIX в. руки европейских стран и США дотянулись до Японии. Страна восходящего солнца формально была наследственной монархией. Фактически с начала XVII в. страной правили сегуны (командующие вооруженными силами) из династии (клана) Токугава (1603-1867). Огромную роль играли 250-300 Займе — крупных феодалов (князей). Они были полными хозяевами на 2/3 территории страны, судили своих подданных, собирали налоги, но не могли вести внутренние войны, подчинялись сегуну, которому напрямую подчинялись также 17 крупнейших городов. Страну объединяла военная администрация сегуна — бакуфу. Привилегированные слои самураев (служилых дворян) и духовенства вместе с семьями составляли около 2 млн человек из 28 млн всего населения страны.
Основную группу населения составляли крестьяне-общинники-собственники и различные категории зависимого крестьянства. Они отдавали сегуну, дайме, духовенству 50-70% урожая в виде оброка, делали своим хозяевам обязательные подарки, выполняли барщинные работы, находились от господствующих групп в полной зависимости. Крестьянам запрещалось владеть оружием, поэтому в их среде получил развитие такой вид борьбы, как карате, что в переводе означает «голыми руками». Крестьяне поднимали восстания, в которых участвовали и деклассированные самураи.
В городском населении меньшинство составляли купцы и ремесленники, объединенные в гильдии и цеха, скупщики риса, часто выступавшие в роли ростовщиков. Купечеству, представлявшему собой быстро растущий социальный слой, не нравились чрезмерные сословные ограничения, налоговые тяготы. Большинство жителей составляли поденщики, рабочие мануфактур, мелкие торговцы и др. Особенностью сословного строя Японии было наличие низшей касты — ета. Принадлежавшие к ней выполняли всякого рода грязную, неприятную работу: убой скота, погребение покойников, уборку мусора и т. п. К этой касте, насчитывавшей до 1 млн человек, относились также палачи и разнообразные категории ниндзя — шпионов на службе у феодалов.
Военно-феодальный режим Токугава с 1640 г. проводил политику изоляции Японии от остального мира. На Курильских островах, до которых добрались русские казаки, японцам запрещалось появляться под страхом смерти. Удар по сегунату был нанесен извне. В 1853-1854 гг. американская военно-морская эскадра, обладая превосходством в артиллерийском вооружении, заставила японское правительство подписать неравноправный договор. Для американцев были открыты порты Симода и Хакодатэ. Американцы могли закупать в Японии топливо и провиант. Признавалось хождение в стране любой иностранной валюты, открывался доступ американским товарам. Чуть позже Япония была вынуждена подписать подобные договоры с Англией, Голландией, Францией и Россией. Иностранцы отныне были допущены в страну, получили права экстерриториальности (особую юрисдикцию) в своих сеттльменох (особых городских районах), западные товары освобождались от торговых пошлин. Дипломатия канонерок (кораблей с мощным артиллерийским вооружением) оказалась весьма эффективной.
Иностранная конкуренция разоряла японскую промышленность, ремесло и сельское хозяйство. Антисегунская оппозиция группировалась вокруг императорского двора, выступавшего с лозунгами борьбы с чужеземцами («варварами»). В результате сложной политической и вооруженной борьбы между феодальными кланами сегун был свергнут, и вся полнота власти была «возвращена» императору, которым в 1867 г. стал 15-летний Муцухито (1852-1912). В царствование Муцухито началось проведение комплекса реформ, которые получили название Мэйдзи исин (обновление, реставрация Мэйдзи). Дело в том, что в соответствии с традициями молодой японский император в качестве главного девиза своего правления избрал Мэйдзи, то есть просвещенное правление. В европейской историографии события японской истории, начиная с 1868 г., получили наименование «революция Мэйдзи».
В Японии запоздало установилась абсолютная монархия. Открылись перспективы для скорого завершения централизации страны. Законом об императорском доме определялся порядок престолонаследия, собственность императорской фамилии провозглашалась наследственной и неотчуждаемой. Правление сегунов было уничтожено. Было учреждено центральное японское правительство, создан Государственный совет. Все княжества были ликвидированы, а страна поделена на губернии (кены). В городских и сельских округах было введено всесословное самоуправление в виде объединенных собраний. Армия была реорганизована по европейскому образцу на основе всеобщей воинской повинности, что упразднило важную сословную привилегию. Провозглашалось равенство всех перед законом, все японцы становились подданными императора (микадо), каста ета была уничтожена. Были введены обязательные для всех фамилии, отменены прежние ограничения в браках. Договоры с иностранцами были признаны. Лозунг «Долой варваров» был снят. Напротив, под влиянием европейцев началось строительство железных дорог, пароходов, стали использоваться телеграф, почта, было введено обязательное начальное обучение. Европейские элементы быстро проникали в повседневный быт.
Европеизация государственного строя, технической базы были бы невозможны без одновременных изменений в экономической сфере. У сторонников сегуна земли были изъяты и перешли к сторонникам императора, ростовщикам, частично — к крестьянам. Были сняты все ограничения в сельском хозяйстве, в том числе связанные с выращиванием определенных сельскохозяйственных культур. Земля стала свободно продаваться и покупаться, были отменены запреты, существовавшие с 1643 г. Был установлен единый поземельный налог в размере 3% от стоимости земли. В городах были ликвидированы гильдии и цеха, провозглашалась свобода профессий и торговли. В стране были ликвидированы заставы между княжествами, на которых взимались таможенные пошлины. Была введена единая денежная система, единая денежная единица — иена. К 1867 г. в стране легально обращались 1694 вида денежных знаков1. В 1876 г. возник первый в Японии частный банк купеческого дома Мицуи, кредитовавшего борьбу с сегунатом. Осуществлялась реформа налоговой и судебной систем. В стране быстро создавались условия для успешного развития капитализма. В 1860 г. столица была перенесена из Киото в Иедо (Эдо) и получила название Токио («восточная столица»).
Со второй половины 70-х гг. XIX в. стали появляться политические организации, а затем и политические партии — Конституционно-либеральная (1881), Партия реформ (1881), Конституционно-императорская (1882) и т. д. В 1889 г. император даровал стране Конституцию. Был создан двухпалатный парламент. Право выбирать нижнюю, основную палату, получил примерно 1% населения страны. Парламент контролировал финансы и занимался законодательной деятельностью. За отказ голосовать по ряду расходов парламент несколько раз распускался правительством, а его формировал император. Конституция провозглашала демократические свободы и гражданские права, а также обязанности для всех японцев. Император обладал всей полнотой власти. Появилась должность премьер-министра, а также Тайный совет, Совет старейшин и Совет маршалов для руководства армией и флотом.
Вслед за «революцией Мэйдзи» начался мощный экономический рост страны. Император и его правительство стали единственной, полной и общепризнанной властью. Самурайские мятежи были подавлены. В то же время самураи стали государственными чиновниками (до 90%), офицерами и управляющими фирм («самураями с портфелями»). Большая часть самурайского сословия стала социальной базой формирования либерально-конституционного движения. Многие бывшие землевладельцы вместо прежней земельной ренты получили пенсии от государства и вложили их в банковское дело. Государство строило арсеналы, металлургические заводы, верфи и т. д., а затем за бесценок продало их в руки крупных торгово-промышленных компаний («Мицуи», «Мицубиси» и др.).
Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия
Английская революция создала необходимые условия для мощного развития английского общества, англо-саксонской цивилизации. В XVII-XIX вв. Англия становится лидером мирового развития, страной, постоянно вносившей огромный вклад во все сферы человеческого бытия.
В 1705 г. в Англии была построена паровая машина для подъема воды. В этом же году Френсис Хоксби открывает эффект свечения электричества путем трения стеклянного вакуумного шара. В 1709 г. Абрахам Дерби выплавляет в домне чугун, впервые используя кокс, полученный из каменного угля. В 1712 г. англичанин Ньюкомен построил «Дэдли Кэстл» — первый работоспособный паровой насос. В XVIII в. в Англии развернулась первая в мире промышленная революция, в результате которой на смену мануфактурному производству пришло промышленное, фабричное производство.
1 Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права: Учебник: В 2 т. Т. 2. М.: Остожье, 1998. С. 271.
Английская индустриализация осуществлялась при весьма благоприятных, созревших предпосылках. В результате огораживаний и разорения ремесленников появился значительный слой наемных работников, готовых дешево продавать свою рабочую силу. В стране имелись крупные капиталы, постоянно пополнявшиеся за счет грабежа колоний. Огромную роль играли изобретения, преобразовавшие производство.
ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ
Индустриализация. Наряду с понятием «промышленный переворот» используется и термин «индустриализация». Он происходит от латинского слова industria — усердие, деятельность. Индустриализация представляет не просто появление и быстрое развитие промышленности в обществе. Индустриализация — это превращение традиционного, аграрного или аграрно-индустриального общества в индустриальное, развитое в промышленном отношении. Индустриализация связана с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия.
В 1733 г. был изобретен летучий челнок, что способствовало более быстрой переработке пряжи. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Ловкий делец, использовавший чужое изобретение, Аркрайт, построил прядильную фабрику, в которой водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К концу века в Англии появилось 150 таких фабрик. Тканей требовалось все больше. Были изобретены механическая прялка (1765, Дж. Харгривс), прядильная «мюль-машина» (1779, С. Кромптон), механический ткацкий станок (1785, Э. Картрайт). В 1776 г. Джемс Уатт строит первую коммерческую паровую машину, что устранило зависимость фабрик от энергии падающей воды и обеспечило быстрый рост фабричных городов. К концу XVIII в. было построено уже 5 тыс. паровых машин, использование которых означало великую энергетическую революцию.
Увеличение числа машин вызвало повышение спроса на металл. Железную руду завозили из Швеции и России. В 1784 г. Генри Корт разработал процесс пудлингования железа, что улучшило качество металла и снизило его себестоимость.
Развитие промышленности и торговли способствовало улучшению дорог и развитию транспорта. Использование осушительных канав сделало возможным пользование дорогами круглый год. Был разработан способ твердого покрытия дорог. С 1786 г. из Лондона по разным направлениям стали регулярно ходить почтовые кареты (дилижансы). Быстро строилась сеть каналов, по которым можно было дешево перевозить особенно тяжелые грузы — уголь, металлы, строительные материалы. Наконец, в 1803 г. англичанин Р. Тревитик построил первый паровоз, а в 1825 г. была открыта первая железная дорога Стоктон—Дарлингтон. Триумфом английских достижений за два века стало проведение первой всемирной выставки в 1851 г.
Рис. 5.16. Паровая машина Дж. Уатта
В политической жизни Англии на протяжении полутораста лет после казни короля (январь 1649 г.) господствовали богатые промышленники, землевладельцы, верхи управленческого и офицерского корпусов. Власть короля была предельно ограничена, в стране впервые в мировой истории сформировались две настоящие политические партии — виги и тори. Они и вели борьбу за места в парламенте и право формировать правительство. В Англии были выработаны процедуры разрешения самых острых политических споров через достижение компромиссного, наименее болезненного решения для всех участвующих сторон. В 1782 г. в Англии впервые в истории ушел в отставку весь кабинет министров. И это не стало катастрофой для английского капитализма. Через два года была распущена палата общин и сформировано новое правительство, которое действовало более уверенно. В 1832 г. была проведена первая парламентская реформа. Расширился состав избирателей и более четко определился характер отношений между законодательной и исполнительной властями.
Но многие считали, что от реформы 1832 г. выиграли только буржуазные элементы и партия вигов, защищавшая их интересы. Поэтому в 1836-1837 гг. в Лондоне, а затем и в других городах возникло движение в пользу избирательного права. В 1837 г. была выработана хартия (по-английски «чартер») с основными требованиями рабочих: всеобщее избирательное право для мужчин, ежегодно избираемый парламент, тайная подача голосов, отмена избирательного ценза для депутатов, вознаграждение членов парламента, равномерное распределение избирательных мест по округам — равное представительство. Были собраны миллионы подписей. На многолюдных митингах и собраниях обсуждалось положение рабочего класса. В 1840 г. была предпринята попытка создания единой чартистской партии. Чартистское движение выдвинуло способных, авторитетных лидеров. Однако все три петиции с собранными подписями были отвергнуты палатой общин. Весной 1848 г. стихийные выступления рабочих были подавлены.
Рис. 5.17. Локомобиль
Индустриализация в Англии вела к росту крупных городов как центров промышленности. В стране разворачивались процессы урбанизации, увеличения числа горожан в составе населения. Города становились средоточием фабрично-заводского пролетариата, жившего в тяжелых материальных условиях. Английские пролетарии были лишены каких бы то ни было прав. В новую эпоху перед лицом растущего народного возмущения буржуазия, добиваясь государственной власти и усиления своих позиций в обществе, старалась избежать революций, действовала более осторожно, предпочитая реформы, проводимые сверху. Многие внутренние проблемы правящие круги стали решать за счет перераспределения колониальных доходов в интересах большего числа людей.
В стране классического капитализма, в Англии, реформизм стал основой внутренней политики правящего класса. Чартизм сыграт свою роль. В 1872 г. было введено тайное голосование при выборах в палату общин. В 1911 г. влияние палаты общин еще больше возросло, гак как было установлено правило, в соответствии с которым финансовые законопроекты не нуждались в утверждении палаты лордов, если они принимались на трех последовательных сессиях в течение по меньшей мере двух лет. После этого законопроект поступал на подпись королю.
Беспрепятственно действовали самые различные политические партии. Огромным влиянием пользовались профессиональные союзы — тред-юнионы. На обобщении исторического опыта развития капитализма главным образом строились теории К. Маркса и Ф. Энгельса, получившие название марксизм. В самой Англии значительное распространение получило направление общественной мысли, которое по имени римского полководца Фабия Кунктатора («Медлителя»), известного своей выжидательной тактикой, получало название фабианства. Среди членов Фабианского общества, возникшего в 1884 г., были Беатриса и Сидней Вебб, знаменитый писатель Бернард Шоу, которые искали пути к улучшению жизни простых людей без ломки общественного организма. Социализмом в действии они считали предоставление избирательных прав все большему числу граждан, расширение функций муниципалитетов, последовательную государственную политику в целях упорядочивания отношений между трудом и капиталом. На базе этих и близких взглядов в Англии последовательно возникали общественные организации, которые стремились воздействовать на правительство, получить представительство в парламенте. В 1900 г. по решению конгресса тред-юнионов был образован «Комитет рабочего представительства», вокруг которого объединилось около миллиона человек. В 1906 г. Комитет преобразовался в Рабочую («лейбористскую») партию, которая на протяжении XX в. заняла одно из главных мест в общественно-политической жизни британского общества.
Англия находилась в авангарде социально-экономического прогресса. Похожие изменения в экономических, социальных и политических отношениях происходили во многих странах. Модернизация представляла собой глобальный процесс, в который втягивались государства и регионы. Разновременность протекания процесса модернизации, которая многое объясняет, представлена в обобщающей схеме.
ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.
Общие проблемы развития |
Страны «первого эшелона» модернизации (США, Англия, Франция) |
Россия и страны «второго эшелона» (Германия, Италия, Япония) |
Страны «третьего эшелона» (Китай, Латинская Америка) |
Начало перехода к модернизации экономики |
Раннее |
Относительно позднее |
Позднее |
Преобладающие факторы развития |
Внутренние |
Внутренние и внешние |
Внешние |
Элементы традиционного общества |
Минимальны |
Значительны |
Значительны |
Путь перехода к модернизации |
Революционный |
Реформаторский |
Смешанный |
Наличие либеральных политических тенденций |
Высокоразвиты |
Отсутствовали или минимальны |
Минимальны |
Темпы модернизации |
Средние |
Высокие |
Средние |
Политическая и социальная стабильность |
Относительно высокая |
Низкая |
Средняя |
Характер развития |
Интенсивный, авангардный |
Догоняющий |
Догоняющий |
Роль государства в экономике |
Минимальна |
Высока |
Значительна |
Качественные показатели социально-экономического развития |
Высокие |
Низкие |
Низкие |
Характер экономики |
Частнокапиталистический |
Многоукладный |
Многоукладный |
Секуляризация сознания и развитие науки
В эпоху Реформации и революций в некоторых европейских странах религия, прежде всего католическая, начинает утрачивать свои позиции и влияние на духовную жизнь общества. Распространение книгопечатания, объективного знания об окружающем мире способствовало секуляризации (или обмирщению) общественного сознания.
ИСТОРИЯ В ТЕРМИНАХ
Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский) — это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций, становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций. Термин «секуляризация» был впервые использован в 1646 г. французским посланником Лонгвилем во время переговоров, предшествовавших заключению Вестфальского мира, и означал возможность удовлетворения интересов победителей за счет конфискации монастырских владений. И первоначально термин «секуляризация» означал акт отчуждения церковного имущества в пользу монарха, государства или частных лиц.
В XVII—XVIII вв. регулирование общественных процессов все больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Реформация дала мощный импульс политической стороне процесса секуляризации. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. Северогерманские князья отказались подчиняться власти пап и проводили независимую внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичный процесс проходил и в странах, не затронутых Реформацией. В республике Венеция он проходил в 1606-1607 гг. К середине XVII в. на этот путь встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам.
Пришел конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.
В политике все большего числа государств появлялось все больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.
Европейское Просвещение раздвинуло границы и углубило процесс секуляризации. Оно впервые обосновало идею независимости человека от всех авторитетов, в том числе и от авторитета религии, церкви. Как отмечал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые во Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй — все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего»1.
В противоположность религиозным установкам, подчиняющим человека Богу, разум — вере, просветители проводили идею активно действующего субъекта, способного познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом. Отныне не вера, а разум рассматривается в качестве источника и основного импульса всей субъективной деятельности человека. Человек как разумное существо, с точки зрения просветителей, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право человека быть свободным во всех сферах своей жизни.
В Новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу. На рубеже XVIII-XIX вв. в мире насчитывалось около 1 тыс. ученых, в середине XIX в. — 10 тыс., в 1900 г. — 100 тыс. ученых. В конце XX в. общее число научных работников в мире превысило 5 млн человек. В 50-70-х гг. XX в. удвоение числа ученых происходило в Европе за 15 лет, в США — за 10 лет, в СССР — за 7 лет. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Если в 1900 г. было около 10 тыс. научных журналов, то к концу XX в. их число выросло до нескольких сотен тысяч. К концу XX в. наука охватывала огромные области знания и включала в себя около 15 тыс. дисциплин. Свыше 90% всех важнейших научно-технических новаций было осуществлено в XX в.
Но началось все, как многие считают, с XVII в., с Англии, с Исаака Ньютона (1643—1727), выдающегося английского ученого. Он стал основателем классической физики, построил рефлекторный телескоп (1668), открыл закон всемирного тяготения (1687), создал законы небесной механики, разработал важнейшие методы высшей математики.
В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская наука, светская культура. Светский подход, секулярность, свобода совести легли в основу миропонимания человека, его самосознания как свободного самодеятельного субъекта. Человек ничего не обязан принимать на веру, слепо подчиняться силе традиции. Современный человек критически воспринимает и оценивает мир, в котором он живет. Современный человек устраивает окружающий мир сообразно своим целям и возможностям. Понятно, что современный человек стал современным не сразу. Не будет преувеличением утверждать, что во многом именно секуляризация сформировала современное общество, индивида и культуру.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 20. С. 16.
Романтизм, либерализм, дарвинизм
В конце XVIII в. в европейской и американской культуре значительное распространение приобрел романтизм. Это идейное и художественное направление отразило разочарование в итогах Французской революции, в идеологии Просвещения и общественного прогресса. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности стремление к безграничной свободе и совершенствованию, к личной и гражданской независимости. Для романтического мировосприятия и искусства наиболее важным было неприятие грубой социальной действительности, «прозы жизни», которые сильно расходились с идеальными представлениями. Увлеченные романтизмом писатели, художники, актеры изображали сильные страсти, одухотворенную и целительную природу, героизировали протест и борьбу против несовершенства жизни и несправедливости. Философия романтизма была систематизирована в трудах немецких философов Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. Романтическим видением мира пронизано творчество немецких писателей В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофмана, английских поэтов Д. Байрона и Шелли, русских поэтов В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова и многих других творцов в разных странах.
Основателем современного либерализма считается философ Джон Локк (1632- 1704), который считал, что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения — общественного договора. Высшей целью всякого общества, государства Локк считал сохранение и защиту личной свободы, которую наравне с равенством и частной собственностью он рассматривал как естественные права человека. Широкое распространение получили взгляды философа-идеалиста Джорджа Беркли (1685-1753) и агностика, сторонника непознаваемости природы, Давида Юма (1711-1776).
В основном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель, обобщил результаты собственных наблюдений во время плавания на корабле «Бигль» (1831-1836) и достижения современной ему биологии и селекции, на основании чего выявил факторы эволюции органического мира. В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) он обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Эволюционная теория Дарвина опровергала представления о божественном происхождении человека, господствовавшие на протяжении тысячелетий, и была встречена жесткой критикой. В США в некоторых штатах принимались решения, которыми запрещалось ознакомление детей с дарвинизмом в школах.