Экспансия Запала
В начале второго тысячелетия европейские народы имели одну цивилизацию, одну веру (они были христианами) и подчинялись папе. Значительные и довольно богатые территории были заняты мусульманами.
В Европе происходил постепенный подъем производительных сил. Развивались и богатели города как центры ремесла и торговли. Завершался процесс феодализации. В XI в. стал ощущаться рост численности населения, нуждавшегося в средствах к жизни. Наиболее беспокойным слоем были рядовые рыцари, нередко занимавшиеся самым обычным разбоем и готовые ввязаться в любую авантюру. К ним прибивались беглые крестьяне, бродячие торговцы, молодые искатели приключений из всех сословий. В 1095-1097 гг. Европа пережила ряд неурожайных лет. Крестьяне, предоставленные самим себе, были готовы идти куда угодно в поисках лучшей доли.
Рис. 3.7. Восточная Европа в XII в.
В этих условиях в 1095 г. прозвучал призыв папы римского Урбана II освободить «гроб господень», другие святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа и находившиеся в Иерусалиме, на Ближнем Востоке. «Европейская земля не в состоянии прокормить всех ее обитателей», — откровенно объяснял причину первого крестового похода его инициатор. Участникам церковь обещала отпущение грехов и богатую добычу Эти войны получили название крестовых походов, так как участники нашивали на свою одежду красный крест.
Состоялось восемь крупных крестовых походов. В результате первого, в котором принимали участие преимущественно французы, в 1096-1099 гг. был занят Иерусалим. На территории Сирии и Палестины образовалось несколько крупных государств крестоносцев. Однако с течением времени мусульмане постепенно объединились, главным образом под руководством турок. Все завоевания европейцев были утрачены. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев в Палестине — город Акра, что считается концом эпохи крестовых походов.
Частью крестовых походов можно считать борьбу испанских рыцарей против мавров (арабов). Возникли христианские королевства Португалия, Кастилия, Леон, Наварра, Арагон. Эта борьба продолжалась более 600 лет.
Часть рыцарей-монахов после изгнания христиан из Иерусалима продолжала военные действия в Прибалтике. На территории Пруссии местное население было истреблено или окатоличено. Поляки и литовцы приняли католицизм.
Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. После крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право.
Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католической Европы на другой Восток — прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами. Скандинавских викингов давно привлекали славянские земли Приладожья и Приневья. Были образованы военно-рыцарские ордена для захвата новых территорий и обращения их населения в католичество. В конце XII — начале XIII в. последовательно были созданы Тевтонский орден, орден Меченосцев, Ливонский орден специально для покорения Прибалтики, русского Северо-Запада. Ослабление Руси нашествием Батыя привело к оживлению агрессивных замыслов западных соседей.
Александр Невский
В середине XIII в. русская цивилизация оказалась между двух огней. Князю Александру Ярославину Невскому (1220-1263) пришлось делать поистине исторический выбор: или вступить в союз с католической Европой, чтобы совместно бороться против монголо-татарских завоевателей; или, не надеясь на западную помощь, подчиниться Орде и рассчитывать на то, что, как говорили русские люди, «Даст Бог — Орда переменится».
15 июля 1240 г. Александр одержал первую свою крупную победу над шведами в битве на реке Неве. Причем благодаря военному таланту князя потери русского войска в битве были незначительными: новгородцев и ладожан полегло всего около 20 человек. За эту победу Александр получил почетное прозвище Невский. Важным результатом победы явилось сохранение побережья Финского залива за Русью, что дало возможность продолжать торговлю с европейскими странами.
Рис. 3.8. Мемориальный комплекс в Усть-Ижоре на месте Невской битвы
Весной 1242 г. вновь проявился полководческий дар Александра Невского. Новая опасность грозила со стороны немецких рыцарей, которые захватили Псков, Изборск, двигались к Новгороду. Главное сражение русского войска с немецкими рыцарями произошло 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера — Ледовое побоище. Талантливое командование Александра Невского и самоотверженность русских воинов привели к полному разгрому немецкого войска1.
Некоторые зарубежные и отечественные авторы пытаются отрицать, принизить или исказить деяния Александра Невского. Но совокупность источников и полученных фактов позволяет утверждать, что именно Александр Невский выработал спасительную стратегию выживания русского народа в тяжелейший исторический момент. С одной стороны, победы Александра Невского предохранили Русь от дальнейшей экспансии шведских и немецких рыцарей, защитили население северо-западных земель от политического, экономического и духовного порабощения. С другой стороны, Александр Невский, который четырежды ездил в Золотую Орду и получил там ярлык на великое княжение (великий князь в 1252-1263), проводил единственно спасительную для русских людей политику: «Меч на Западе, мир на Востоке». Он понимал, что у Руси нет еще достаточно сил для успешной борьбы с Золотой Ордой, которая в то время в военном и политическом отношении была значительно могущественнее. В условиях невозможности сбросить иго оставалась только необходимость найти пути к сосуществованию с Золотой Ордой.
Рис. 3.9. Александр Невский. Часть триптиха П. Д. Корина
Обе победы Александра Невского внесены в перечень Дней Воинской Славы России, который официально утвержден российским правительством.
В сражениях с западными врагами Александр Невский не потерпел ни одного поражения. Он стремился закончить военный конфликт мирным договором и одним из первых в Европе выдвинул принцип нерушимости границ. Александр Невский после смерти был причислен к лику святых и стал одним из бесспорных героев отечественной истории1.
Русь, Орла и Литва
Экспансия западной католической Европы не закончилась сражениями на Неве и Чудском озере. Руководство католической церкви продолжало политику агрессивного продвижения католицизма в восточном направлении, используя для этого изменение геополитической ситуации и предпочитая действовать чужими руками.
В XIII в. начало меняться политическое положение западных и юго-западных русских земель, которые вошли в состав Великого княжества Литовского. Великое княжество Литовское было создано в 40-50-е гг. XIII в. при князе Миндовге путем объединения разнообразных литовских племен. Постепенно на протяжении XIII-XV вв. происходила литовская экспансия на юг и юго-восток. В состав Великого княжества Литовского вошли земли Черной Руси (Принеманье), Полоцкая, Турово-Пинская, Волынская, Витебская, Киевская, Переяславская, Подольская, Смоленская, Чернигово-Северская земли и др. Благодаря такому территориальному составу население Великого княжества Литовского на три четверти было русским и православным. Таким образом, в результате объединения Литвы и Западной Руси фактически сложилось балто-славянское государство. В период своего расцвета княжество занимаю огромную территорию от Балтики до Черного моря и от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Древнерусские земли составляли основную часть территории этого нового европейского государства. Это отразилось и в его названии. Уже в XIV в. княжество в своем названии содержит три основных этнических компонента, его составляющих, — собственно Литва, Жмудь (Западная Литва) и русские земли: Великое княжество Литовское, Жемайтское и Русское.
Причем присоединение русских территорий происходило не только насильственным путем. Некоторые русские земли добровольно шли под власть литовских князей, видя в них защиту от татарских набегов, а позже и защиту от самодержавных претензий московских князей. Так, например, в 30-е гг. XIV в., заключив договор о взаимной помощи с великим литовским князем Гедимином, смоленский князь Иван Александрович признавал себя вассалом литовского правителя. В 1430 г. рязанский князь Иван Федорович заключил договор с великим князем Витовтом2, также став его вассалом. Таким образом, Великое княжество было создано в результате соглашения между литовскими правителями и местной восточнославянской знатью. В этом компромиссе велика была и роль горожан, так как во многих западнорусских землях вплоть до XV в. решающий голос при решении политических вопросов сохранялся за вече.
1 Представляется примечательным, что в ходе телевизионного проекта РТР «Имя Россия» в 2008 году Александр Невский занял первое место у российских телезрителей. Подтвердилась справедливость мудрой фразы «Большое видится на расстоянии».
2 Литовцы своих князей-основателей называют так: Миндаугас, Гедиминас, Витаутас.
В целом расширение Великого княжества Литовского и Русского проходило относительно мирно, поскольку условия присоединения земель к этому государству в основном удовлетворяли наиболее влиятельные круги местного населения: боярство, горожан и церковь. Уровень политического и духовного развития литовской знати был ниже, чем населения древнерусских земель. Это приводило к русификации социальной верхушки литовцев. Литовские князья принимали православную веру, понимая, что крещение укрепляет их позиции на Руси. В литовской столице, Вильно, строились православные храмы. Здесь важную роль играл так называемый «русский город» — кварталы, где селились православные ремесленники, торговцы. Большое распространение получил русский язык: он стал фактически государственным языком, и даже первые государственные документы — «Литовские статусы» — были написаны на русском языке. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Местное население платило дань литовскому великому князю, было обязано участвовать в ополчении в случае ведения военных действий Литвой. В русских городах продолжали действовать старинные традиционные нормы самоуправления, в XV в. начинает распространяться европейский институт самоуправления — «Магдебургское право». Здесь динамично развивались ремесло, торговля, шел активный культурный обмен с европейскими странами. Во многом именно существование русских земель в составе Великого княжества Литовского выступало как продолжение экономических, политических и культурных традиций Киевской Руси.
Литва как второй центр объединения русских земель
В этих условиях Великое княжество Литовское могло выступать как ядро будущего объединения русских земель. Очевидно, что Литва и Владимирское Великое княжество выступали фактически с одной программой — программой объединения всей русской земли. Особенно энергично объединительную программу осуществлял великий князь Гедимин (правил в 1315-1341). Именно в те годы, когда Москва и Тверь вели ожесточенную борьбу между собой за великое Владимирское княжение, зачастую прибегая к вооруженной помощи Золотой Орды, Великое княжество Литовское при Гедимине являлось центром антиордынского сопротивления. Поддержка Литвы, оказанная смоленскому князю в его борьбе с монгольской ратью в конце 30-х гг. XIV в., решила исход борьбы в пользу смолян. Смоленск перестал платить дань в Орду. Так было остановлено распространение власти Золотой Орды на западных русских землях.
За период правления великого князя Гедимина территория Великого княжества Литовского значительно распространилась на юг и восток. При Гедимине в составе княжества оказались Смоленская, Киевская земли, почти вся территория современной Белоруссии. Расширение границ Великого княжества Литовского и одновременно Московского княжества предопределяло факт их сближения и неизбежного вооруженного столкновения за право стать центром объединения всех древнерусских земель.
Ситуация значительно изменилась не в пользу Литвы после 1385 г., когда была подписана «Кревская уния» между Полыней и Литвой и произошло их государственное объединение. Значительно усилилось влияние католической церкви, началось ограничение в правах православного населения западных и юго-западных русских земель. Сама правящая династия Гедиминовичей отказывается от общерусской программы, стремясь сохранить целостность существующего государства. Это тем более было важно в условиях, когда быстро набирала обороты активная объединительная политика Московского княжества. Таким образом, уже к середине XV в. объединение Руси в составе Великого княжества Литовского стало невозможным.