7. Серебряный век русской культуры

Рубеж XIX-XX веков ознаменован значительными достижениями российской науки. Многие из этих достижений обрели мировую известность и значение.

В 1904 г. ученый-физиолог И.П. Павлов за исследования в области физиологии пищеварения был удостоен Нобелевской премии. В 1908 г. Нобелевскую премию получил российский ученый-биолог И.И. Мечников за исследования по иммунологии.

В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере, тем самым заложив основу современной экологии. К.Э. Циолковский обосновал возможность космических полетов. Н.Е. Жуковский — «отец русской авиации» — сделал ряд открытий в самолетостроении.

Расцвет исторической науки связан с трудами В.О. Ключевского, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова, Е.В. Тарле и др.

Выдающимися представителями русской философии стали Н.А. Бердяеву В.С. Соловьев, П.А. Флоренский и др.

Серебряный век переживала и литература. Для нее характерно появление наряду с критическим реализмом новых направлений.

М. Горький

С.А. Есенин

В традициях критического реализма созданы произведения Л.Н. Толстого («Живой труп», «После бала»), А.П. Чехова («Вишневый сад», «Три сестры»), А.И. Куприна («Поединок»), М. Горького («Мать»).

«Крестьянскими» поэтами называли С.А. Есенина, Н.А. Клюева и др. Поэты-символисты (В.Я. Брюсов, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт) сложные идеи и чувства пытались выражать с помощью художественных символов. Акмеисты (А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам) в отличие от символистов возвращали словам их первоначальный смысл и изображали реальный, а не вымышленный идеальный мир.

Футуристы отступили от культурных традиций и внимание уделяли прежде всего не содержанию, а поэтической форме, шокируя современников языком и названиями своих произведений. Ярким представителем футуризма был В.В. Маяковский.

В живописи традиции реалистической школы продолжали передвижники (И.Е. Репин, В.И. Суриков). Представителями русского авангарда являлись В.В. Кандинский, М.З. Шагал, П.А. Филонов, К.С. Малевич.

Символизм в русской живописи не оформился как единое направление: каждый его приверженец искал собственную манеру и тематику (М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин и др.).

В.В. Маяковский

Л.С. Бакст. Портрет С.П. Дягилева. 1906 г.

М.А. Врубель. Демон сидящий. 1890 г.

Сторонники модерна — В.А. Серов, Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев в 1898 г. образовали художественное объединение «Мир ». Мирискусники создали немало выдающихся полотен. Кроме того, они стали авторами прекрасных театральных декораций для Русских сезонов, устраиваемых в 1908-1913 гг. в Париже и других европейских городах театральным деятелем, меценатом С.П. Дягилевым.

Русские сезоны познакомили европейскую публику с русским музыкальным и балетным искусством. Русская балетная школа в начале XX в. дала миру плеяду выдающихся танцоров: А.П. Павлову, Т.Т. Карсавину, В.Ф. Нижинского. Музыкальное искусство в начале XX в. связано с композиторами И.Ф. Стравинским, А.Н. Скрябиным, С.В. Рахманиновым, оперными певцами Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой.

Появился новый вид искусства — кинематограф. С 1903 г. в городах стали открываться стационарные кинотеатры — иллюзионы. В Москве старейшим кинотеатром является «Художественный» (существует и ныне), открытый кинопредпринимателем А.А. Ханжонковым. Им же был открыт и другой кинотеатр — «Москва» (ныне «Дом Ханжонкова»). На экранах блистали звезды немого кино Вера Холодная и Иван Мозжухин. Выдающимся режиссером первых российских фильмов был Я.А. Протазанов.

В архитектуре, как и в других видах искусства, в начале XX в. сосуществовали различные направления. В стиле модерн работал архитектор Ф.О. Шехтель (здание Ярославского вокзала, Художественного театра, особняк С.П. Рябушинского в Москве).

К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911 г.

Ф.О. Шехтель. Особняк С.П. Рябушинского в Москве. 1900-1903 гг.

Архитектурным памятником другого стиля — неоклассицизма — стал Музей изящных искусств (арх. Р.И. Клейн). Ныне это Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Р.И. Клейн. Музей изящных искусств. 1896-1912 гг.

В неорусском стиле работал архитектор А.В. Щусев (Казанский вокзал в Москве).

А.В. Щусев. Казанский вокзал (Москва ). 1914-1926 гг.

С.М. Волну хин. Памятник Ивану Федорову. 1909 г.

В скульптуре заслуженную известность получили работы П.П. Трубецкого (памятник императору Александру III в Петербурге), С.М. Волнухина (памятник Ивану Федорову, бюст купца-мецената П.М. Третьякова), Н.А. Андреева (памятник Н.В. Гоголю, А.Н. Островскому в Москве).

Задания

1. Напишите название периода в истории русской культуры, о котором идет речь.

«Годы творческого созидания, с 1907 по 1917, были похожи на великолепный фейерверк, озаривший небо. Русская культура решительно возвестила о приходе двадцатого века и, судя по всему, намеревалась сохранить свое главенствующее влияние. Во всех областях искусства — живописи, скульптуре, музыке, театре и балете — Россия вырвалась вперед, преподнеся миру новое понимание красоты <...>» (С. Масси).

Ответ:

2. Напишите термин, обозначающий серию культурных мероприятий, о которых пишет художник А. Бенуа.

«Каждый, кто принимал в этом участие, чувствовал, что несет всему миру все подлинно русское, все, что составляет главную его гордость: русская духовная культура, русское искусство. Не Бородин, не Римский-Корсаков, не Шаляпин, Головин или Дягилев победили в Париже, а русская культура, неповторимые черты русского искусства, его буйная сила и в то же время необычайная тонкость».

Ответ:

3. Рассмотрите изображения известных архитектурных сооружений и напишите название архитектурного стиля, в котором возведено каждое здание.

4. Установите соответствие между фрагментами произведений и литературными направлениями, к которым они относятся.

ФРАГМЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

A) Тень не созданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене

Фиолетовые руки

На эмалевой стене.

Полусонно чертят звуки

в звонко-звучной тишине <...>

В.Л. Брюсов

Б) Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв,

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф <...>

Н.С. Гумилев

B) Я сразу смазал карту будня

плеснувши краску из стакана,

я показал на блюдце студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть могли бы

На флейте водосточных труб?

В.В. Маяковский

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

1) акмеизм

2) футуризм

3) символизм

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

     

5. Прочитайте текст и запишите пропущенные фамилии деятелей культуры (Нижинский, Бакст, Карсавина, Дягилев, Бенуа, Стравинский, Шаляпин, Мусоргский, Фокин, Павлова, Римский-Корсаков).

19 мая 1909 г. стало великим днем в истории балета и всего русского искусства: в Париже начались незабываемые театральные вечера, в которых балетные представления чередовались с оперными. Оперный артист ____ триумфально исполнял партию Ивана Грозного в опере «Псковитянка», музыку к которой написал композитор ____ , создавал незабываемый образ царя Бориса В опере «Борис Годунов» (композитор ____ ).

В балетах, хореографом которых был ____ , блистали ____ , ____ , ____ . Эскизы костюмов и декорации для парижских постановок создали художники ____ и ____ . «Богом в танце» парижской публикой был провозглашен танцовщик ____ . От его прыжков на сцене у зрителей, да и самих артистов перехватывало дыхание. В следующем году устроитель театральных сезонов ____ представил балет «Жар-птица», музыку к которому написал ____ .

6. Из приведенного списка выберите фамилии деятелей российской науки и техники и запишите номера, под которыми они указаны, в строку ответов.

1) А.А. Блок

2) Л.Н. Толстой

3) И.П. Павлов

4) И.И. Мечников

5) Ф.И. Шаляпин

6) Л.В. Собинов

7) П.П. Трубецкой

8) В.О. Ключевский

9) Н.Е. Жуковский

10) К.Э. Циолковский

11) В.В. Маяковский

12) К.С. Малевич

13) Л.С. Бакст

Ответ:

7. Продолжите фразу.

Лауреатами Нобелевской премии в начале XX в. стали российские ученые ____ и ____ .


Поделиться: