3. Русская культура в XIV-XVI вв.

В русской культуре этого периода нашли отражение главные события эпохи — объединение земель вокруг Москвы и создание единого государства, а также освобождение от ордынского владычества.

С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Успешно развивалось книжное знание. Этому во многом способствовало появление в XIV в. на Руси бумаги. До этого наши предки писали на бересте, пергамене и вощеных дощечках. Берестяные грамоты — это плотный берестяной свиток с процарапанными, хорошо различимыми буквами. Жители Новгорода, Пскова и многих других городов широко использовали бересту как для официальных записей, так и в личной переписке. Вощеные дощечки имели восковое покрытие. Пришедший в негодность слой воска можно было заменить и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным. Пергамен — специально выделанная кожа телят — был очень дорогим материалом. Писец, переписавший на рубеже XIV XVI вв. Евангелие для Кирилло-Белозерского монастыря, помянул о расходах на материал: три рубля за кожу. Три рубля были огромной суммой. За один рубль в XIV в. можно было купить коня. Бумага удобнее для письма, чем береста и вощеные дощечки, и значительно дешевле, чем пергамен. Написанные на бумаге книги стоили меньше.

В XVI в. в России началось книгопечатание. В 1564 г. в Москве Иван Федоров и Петр Мстиславец издали «Апостол» — первую датированную русскую печатную книгу. Вскоре была издана книга для обучения грамоте — «Часословец».

В литературе нашла отражение героическая борьба против иноземных захватчиков.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» включает рассказ о богатыре Евпатии Коловрате. «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» посвящены Куликовской битве и утверждают мысль о необходимости объединения русских земель для победы над Ордой. Предполагаемый автор «Задонщины» — Сафоний Рязанец — представляет московского князя достойным организатором единого русского войска.

«Апостол». 1564 г.

В XV в. тверской купец Афанасий Никитин предпринял путешествие с торговыми целями по Ирану и Индии. В основе его путевых записок, известных как «Хожение за три моря», — собственные наблюдения.

В XVI столетии появился «Домострой» — настоящая энциклопедия русской жизни того времени. В «Домострое» можно было найти множество советов и наставлений на все случаи жизни: как вести домашнее хозяйство, как правильно воспитывать сыновей и дочерей, как лечиться от различных недугов, как правильно выбрать жену, как исполнять религиозные обряды и т.д.

В конце XV-XVI вв. в литературе появляются публицистические произведения.

Два противоположных взгляда на взаимоотношения государя и подданных содержит переписка царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского. Курбский, опасаясь царского гнева и расправы, бежал в Литву. Оттуда он обратился в своем послании к царю. Курбский был противником неограниченной самодержавной власти. Наилучшей формой правления для Курбского являлась власть монарха, опиравшегося на Боярскую думу и Земский собор.

Иван IV, в отличие от Курбского, считал невозможным ограничить самодержавную власть. Перед царем, власть которого от Бога, все подданные — «холопы» и должны безропотно подчиняться монарху, трепеща от страха. Лучшим средством поддержания страха царь считал опалы и казни. По мнению Грозного, если будет страх, то будет и порядок в государстве.

Сторонником укрепления самодержавной власти царя с опорой на дворянство был талантливый писатель-публицист Иван Пересветов.

Митрополитом Макарием в XVI в. были составлены «Великие Четьи-минеи» — 12-томный свод религиозных произведений, распределенных по дням, в которые те или иные произведения следовало читать.

Продолжалось летописание, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси.

В XVI в. была составлена «Книга степенная царского родословия», в которой даны портреты и описания русских князей (от Владимира I до Ивана Грозного) и митрополитов, что подчеркивало прочность союза правителей и церкви.

В царствование Ивана IV Грозного был составлен объемный летописный свод — так называемая Никоновская летопись. Огромное количество миниатюр сопровождало текст летописи. Современники назвали летопись «Лицевым сводом» («лицо» — изображение).

Значительных успехов достигла архитектура. В Москве — столице единого Русского государства — в XIV-XVI вв. развернулось грандиозное строительство.

Еще в XIV в. при князе Дмитрии Ивановиче были возведены белокаменные кремлевские стены. При Иване III Московский Кремль был перестроен из нового строительного материала — кирпича — итальянскими и русскими мастерами.

Успенский собор Московского Кремля. XV в.

Благовещенский собор Московского Кремля. XV в.

В Кремле итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был построен Успенский собор (1475-1479). Благовещенский собор — домовую церковь московских государей (1481- 1489) — возвели псковские мастера. Алевиз Новый возвел Архангельский собор (1505-1509). Так сформировался ансамбль Соборной площади Московского Кремля.

В Успенском соборе с 1547 г. все русские цари венчались на царство. Архангельский собор стал усыпальницей многих представителей правившей династии.

Для приема иностранных послов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату (1487-1491). Самой высокой постройкой в Москве на долгое время стала колокольня Ивана Великого (1505-1508, столп колокольни достроен в 1598-1600). Ее высота — 81 метр.

Грановитая палата Московского Кремля. XV в.

Колокольня Ивана Великого. Начало XVI в.

В конце XVI в. зодчий Федор Конь возвел в Москве белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо).

В XVI в. в деревянном и каменном зодчестве возник шатровый стиль. Шатром в архитектуре называется высокая многогранная пирамида, завершающая сооружение.

Выдающимся архитектурным памятником шатрового стиля является церковь Вознесения в Коломенском, построенная в честь рождения Ивана IV по воле великого князя Василия III.

В 1552 г. войско Ивана IV Грозного совершило победоносный поход на Казань. В честь взятия Казани на Красной площади в Москве был возведен храм Покрова на Рву (также известен как Покровский собор и храм Василия Блаженного). Принято считать, что строили собор два русских мастера — Постник и Барма (в литературе можно встретить и иную точку зрения, а именно: храм был возведен под руководством одного зодчего).

Живопись конца XIV — начала XV в. представлена прежде всего именами Феофана Грека и Андрея Рублева.

До нас дошли фресковые росписи Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Феофан Грек принимал участие и в написании икон для Благовещенского собора Московского Кремля.

Современником Феофана Грека был величайший русский художник, монах Андрей Рублев (1360-1430). В начале XV в. вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире, с Феофаном Греком делал росписи Благовещенского собора Московского Кремля (не сохранились до настоящего времени).

Самая известная работа Андрея Рублева — икона «Троица».

Образ Троицы был любим в народе. Это символ единства, любви и согласия. В период феодальных распрей многие князья мирились друг с другом именно в Троицын день. Этот образ нес идею понимания и объединения.

«Троица» Андрея Рублева стала одной из вершин мирового искусства. Ныне икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Кисти Андрея Рублева принадлежат также иконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом Посаде.

В конце XV-XVI в. в живописи проявился талант Дионисия.

Андрей Рублев. Троица. Начало XV в.

Феофан Грек. Троица. Конец XIV в.

Храм Покрова на Рву (собор Василия Блаженного)

Церковь Вознесения в селе Коломенском. XVI в.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

Дионисий расписывал Успенский собор Московского Кремля, Рождественский собор Ферапонтова монастыря под Вологдой.

Памятником русского литейного искусства этого периода является Царь-пушка, отлитая в 1586 г. (в период царствования Федора Иоанновича) «литейных дел мастером» Андреем Чоховым. Ее длина — 5,34 м, масса ствола — 40 т. Царь-пушка по сей день находится на территории Московского Кремля.

Задания

1. Определите, по какому признаку образованы ряды.

Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари, Постник, Барма ____ Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий ____ Иван Пересветов, Андрей Курбский ____ .

2. Перечислите имена правителей, с которыми связаны строительство и перестройки Московского Кремля.

3. Запишите термин, о котором идет речь.

Материал для письма в Древней Руси, изготовленный из обработанной особым способом телячьей кожи.

Ответ:

4. Какой термин является лишним в ряду?

Пергамен, вощеная дощечка, писало, берестяная грамота, барабан.

5. Продолжите предложения.

«Хожение за три моря» совершил ____

Начало книгопечатания в России связано с ____

«Великие Четьи-минеи» собрал ____

Составил «Домострой» ____

Покровский собор на Красной площади возвели ____

Изготовил Царь-пушку ____

Икона «Троица» принадлежит кисти ____

Соорудили Грановитую палату в Московском Кремле

Успенский собор Московского Кремля возведен ____

Автором поэмы «Задонщина» считают ____

6. Дайте определение следующих понятий.

«Домострой» —

Шатровый стиль —

Пергамен —

«Великие Четьи-минеи» —

«Лицевой свод» —

7. Рассмотрите изображение и выполните задания.

1) Напишите названия этого сооружения.

2) Укажите век, в котором храм был построен.

3) Напишите, в честь какого события было решено построить этот храм. Укажите дату этого события.

4) С кем связано строительство храма?

5) Стрелочкой укажите на иллюстрации шатер.

6) Где расположен этот храм?

8. Заполните пропуски в схеме.

9. Установите соответствие между архитектурными сооружениями и именами правителей, при которых они были воздвигнуты.

СООРУЖЕНИЯ

A) Покровский собор (храм Василия Блаженного)

Б) Успенский собор Московского Кремля

B) церковь Вознесения в селе Коломенском

ПРАВИТЕЛИ

1) Иван III Васильевич

2) Василий III Иванович

3) Иван IV Васильевич

4) Федор Иоаннович

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

     

10. Установите соответствие между фрагментами произведений XIV-XV вв. и источниками, из которых эти фрагменты приведены.

ФРАГМЕНТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликованье...

Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась <...> Уже поганые оружие свое побросали, а головы свои склонили под мечи русские.

Б) Индийцы совсем не едят мяса <...> Едят рис... с маслом да травы разные, а варят их с маслом и молоком. А едят все правою рукою, левою же ни за что не возьмутся; ножа не держат, а ложки не знают...

В) Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту».

ИСТОЧНИКИ

1) Житие Сергия Радонежского

2) «Задонщина»

3) «Повесть о разорении Рязани Батыем»

4) «Хожение за три моря»

Ответ:

А

Б

В

     

11. Рассмотрите изображения памятников архитектуры и выполните задания.

1) Подпишите название каждого храма.

2) Определите, к какому из храмов относятся слова французского композитора XIX в. Г. Берлиоза: «Ничто в жизни так не поразило меня, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском... Это какой-то новый вид архитектуры, и в нем была гармония красоты и таинственная тишина». ____

3) Укажите название архитектурного стиля, в котором построен храм. ____

4) В каком веке построен храм? ____

12. Рассмотрите изображение и выполните задания.

Укажите стрелками и подпишите следующие архитектурные элементы:

1) шатер

2) кокошник

3) пилястры

4) галерея

5) крыльцо

13. Прочитайте фрагмент и укажите название произведения, из которого фрагмент заимствован.

«Наказывай сына твоего в юности, и он упокоит тебя в старости и принесет тебе честь. <...> Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны спрашивать мужей своих, как Богу и мужу угодить <...>»

1) «Домострой»

2) «Задонщина»

3) «Хождение за три моря»

4) «Лицевой свод»

Ответ:

14. Прочитайте отрывок из послания старца Филофея и укажите имя правителя, которому оно адресовано.

«Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

1) Иван III

2) Василий III

3) Иван IV

4) Федор Иоаннович

Ответ:

15. Прочитайте отрывок из письма, адресованного царю Ивану IV, и укажите имя его автора.

«Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел!.. Но обо всем вместе скажу: всего лишен был и из земли Божьей тобою без вины изгнан... Полки твои водил и наступал с ними и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы <...> Но тебе до всего того и дела нет...»

1) Сильвестр

2) Афанасий Никитин

3) Макарий

4) Андрей Курбский

Ответ:


Поделиться: