Урок 21. Древнееврейское царство

Цели: продолжить знакомство с библейскими сказаниями, показать положительные качества их героев; формировать умения составлять рассказ на основе данных учебника и исторических документов, анализировать тексты документов и выделять в них логические части; развивать речь, расширяя словарный запас учащихся; воспитывать уважительное отношение к истории и традициям еврейского народа.

Планируемые результаты: предметные: рассказывать о древнееврейском царстве, используя основные и дополнительные источники информации; давать образную характеристику исторических личностей; расширять опыт оценочной деятельности; выявлять закономерности исторического развития; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; решать развивающие и проблемные задачи; выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное; обобщать информацию и делать выводы; личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать подвиги Самсона и Давида; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру своего и других народов; учиться быть толерантным.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Генрих Гейне, немецкий поэт XIX в., утверждал: «Моим прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Книги? Да, одной старой, простой книги, скромной, как природа, и, как природа, естественной... и... [эта книга] так прямо и называется: “Книга” — “Библия”».

— Не удивило ли вас это утверждение? Если да, то чем? Сегодня мы продолжим знакомиться с героями этой удивительной книги, и в конце урока вы выразите свое отношение к высказыванию Г. Гейне.

А сейчас мы отправляемся в Древнееврейское царство. Как вы помните, после долгих странствий евреи пришли в Палестину.

— Рассмотрите иллюстрацию «В Древней Палестине» на с. 78 учебника. Как она характеризует хозяйство этой страны?

(Ученики анализируют картину.)

Да, богата пастбищами и плодородна была широкая долина реки Иордан. Однако за обладание этими землями приходилось вести изнурительные войны.

Тема урока: «Древнееврейское царство».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине.

2. Предания о первых царях.

3. Правление Соломона.

Проблемный вопрос. Почему Библия является наиболее популярной книгой с древности и до наших дней?

III. Работа по теме урока

1. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине

— Как мы уже говорили, за обладание благодатными землями евреям приходилось вести изнурительные войны. Что в дошедших до нас преданиях вам кажется сказочным, а что — достоверным?

— Давайте прочитаем вслух текст п. 1 § 17 учебника и ответим на вопросы.

(Использование приема «Комментированное чтение».)

— Что означает выражение иерихонская труба?

— Что помогло евреям, с вашей точки зрения, одержать победу над врагами?

— Кто такие филистимляне? Какие цели они ставили?

— В чем была сила Самсона?

— Чему учит нас подвиг Самсона?

2. Предания о первых царях

— Давайте прочитаем вслух текст п. 2 § 17, ответим на вопросы и выполним задания.

— Почему израильтяне решили объединиться и выбрать себе царя?

— Кто стал первым царем Древнееврейского царства? Что нам о нем известно?

— Перескажите библейское сказание о Давиде и Голиафе.

— Почему победил Давид?

— Какой смысл мы вкладываем сегодня в выражение «Сражается как Давид с Голиафом»?

— Что нам известно о царстве Давида?

3. Правление Соломона

После Давида на престол вступил его сын Соломон. Этот царь славился богатством и мудростью.

— Работая с текстом п. 3, 4 § 17, приведите примеры, подтверждающие мудрость царя Соломона.

По преданию, во сне Соломону явился сам Бог и пообещал исполнить любое его желание, но Соломон, вместо того чтобы пожелать несметные богатства и власть, попросил даровать ему «сердце разумное, чтобы судить народ», и за это Господь наделил царя не только мудростью, но и невиданным богатством и славой: «Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе». На протяжении его царствования все цари и мудрецы земли (в том числе и Савская царица) приходили к Соломону с дарами, чтобы внимать его мудрости и учиться у него. Впоследствии некоторые из его мудрых изречений были записаны в «Книге Притчей» Ветхого Завета.

— Сейчас мы познакомимся с некоторыми изречениями величайшего правителя. Работая в парах, внимательно изучите высказывания Соломона, обсудите и проанализируйте их.

Рабочий материал для работы в парах

Для первой пары

• Слушай наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей.

• Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.

• Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.

• Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

Для второй пары

• Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.

• Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает.

• Благонравная жена приобретает славу мужу.

• Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство.

Для третьей пары

• Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.

• Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.

• Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

• Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Для четвертой пары

• Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его.

• Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует.

• Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

• Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

Для пятой пары

• Всякий благоразумный действует со знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.

• Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.

• От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

• Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слою возбуждает ярость.

Для шестой пары

• Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

• Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

• Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

• И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Для седьмой пары

• Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.

• Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат.

• Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.

• Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.

Для восьмой пары

• Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

• Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.

• Слава юношей — сила их, а украшение стариков - седина.

• Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

Для девятой пары

• Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

• Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.

• Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно.

Для десятой пары

• Вуши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои.

• Не говори: «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

• Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день.

• Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.

Для одиннадцатой пары

• Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом во все дни жизни своей.

• Не прельщайся лакомыми яствами.

• Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

— Согласны ли вы с этими изречениями?

— Должны ли мы следовать им в нашей сегодняшней жизни?

Мы убедились, что «Книга притчей» была написана царем Израиля Соломоном для того, чтобы люди научились правильно жить, правильно вести себя в разных обстоятельствах, чтобы они понимали, что делают, и были мудры и осмотрительны в поступках.

IV. Подведение итогов урока

Проверим результаты нашей работы с помощью игры. Я задаю вопросы, а вы на них отвечаете. Побеждает тот, кто ответит быстрее и точнее всех.

— Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил. Как назывались эти правила?

— Как по-другому называют Древнееврейское царство?

— Кто был первым царем Древнееврейского царства?

— Как звали человека, водившего свой народ по пустыне сорок лет?

— У какого героя древнееврейских мифов сила была в волосах?

— Как звали возлюбленную Самсона, которая предала его?

— Как звали царя Израиля, победившего Голиафа?

— Как звали царя Израиля, о мудрости которого ходили легенды?

— Как называют предания еврейских племен, передаваемые из поколения в поколение?

— Какое слово в переводе с греческого означает книги?

— Как называется священная книга христиан?

Вернемся к проблемному вопросу, который я задала в начале урока.

Генрих Гейне, немецкий поэт XIX в., писал следующее: «Моим прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Книги? Да, одной старой, простой книги, скромной, как природа, и, как природа, естественной... и... [эта книга] так прямо и называется: “Книга” — “Библия”».

— Согласны ли вы с мнением писателя? Позицию аргументируйте.

Библия была и остается самой популярной в мире книгой. Ее нравственные заповеди объединяют всех людей доброй воли, учат их жить в согласии друг с другом и со своей совестью. Библейские сюжеты вдохновляли и вдохновляют писателей, поэтов, художников, скульпторов на создание высокохудожественных произведений, ставших, как и сама Книга книг, достоянием духовного наследия человечества.

Домашнее задание

§ 17. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — выполнить задания в рубрике «Подумайте».

2. Для средних учеников — подготовить сообщение на тему «Храм бога Яхве».

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».


Поделиться: