УРОК 7. ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ (§ 6)

Цель урока: определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси; на основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством; показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Характеристика основных видов деятельности: актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах; давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Основные понятия: усобицы, монотеистическая религия, христианство, православие, католичество, двоеверие, патриарх.

Оборудование урока: карта «Русь в X—XI вв.»; картины, посвящённые Крещению Руси; изображение Владимира Святославича.

ХОД УРОКА

Примерные вопросы и задания для фронтального опроса учащихся:

1. Какие события древнерусской истории произошли в правление:

А) Игоря; Б) Ольги; В) Святослава?

2. Дайте определение полюдья.

3*. Кто из правителей Руси внёс больший вклад в укрепление древнерусской государственности? Свой ответ обоснуйте.

Примерные вопросы и задания для индивидуальных ответов:

1. Почему погиб князь Игорь?

2. Каковы основные направления внешней политики Святослава?

3. Назовите причины и результаты походов Святослава.

4*. Определите, к кому из правителей Руси можно отнести следующие отрывки из исторических документов;

A. «Отправилась... к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге — оброки и дани, и ловища её сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места её и погосты, а сани её стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места её для ловли птиц, и по Десне...»

Б. «В тот год сказала дружина... „Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам“. И послушал их... пошёл к древлянам за данью...»

B. «Пошёл... на Дунай, на болгар. И бились обе стороны, и одолел... болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков. ..»

1. Игорь. 2. Святослав. 3. Ольга.

Свой ответ обоснуйте.

(Ответ: А — 3, Б — 1, В — 2.)

5*. Заполните схему управления Древнерусским государством.

(Ответ: 1. Великий князь Киевский. 2. Старшая дружина. 3. Младшая дружина. 4. Князь племён и земель, подданные великого князя Киевского.)

Нескольким ученикам дать карточки с понятиями, попросить расшифровать их: наместник, полюдье, дань, погосты и уроки, внешняя и внутренняя политика.

Учащиеся, заранее получившие задание, выступают с сообщениями о князе Игоре, княгине Ольге и князе Святославе.

План изучения нового материала:

I. Начало правления Владимира, его внутренняя и внешняя политика.

II. Причины Крещения Руси.

III. Крещение Руси.

Урок проводится в традиционной форме, а также с использованием проблемного подхода.

Начать изучение материала целесообразно с ответа учащихся на вопросы перед § 6.

I. Начало правления Владимира, его внутренняя и внешняя политика

Учитель начинает с рассказа об усобицах среди наследников Святослава, в результате которых его сын Владимир пришёл к власти, после чего задаёт школьникам вопрос о проблемах во внутренней и внешней политике, доставшихся в наследство Владимиру. Необходимо сделать следующие акценты:

— внешняя политика — постоянные войны, которые вёл Святослав, дестабилизировали международное положение Руси и осложнили отношения с Византией и кочевниками;

— внутренняя политика — ослабление центральной власти вследствие усобиц между наследниками Святослава.

Основываясь на рассказе учителя, ученики заполняют таблицу «Политика князя Владимира».

Проблема, стоящая перед Древнерусским государством

Меры, предпринятые князем Владимиром

Результаты

Внутренняя

Посылает своих сыновей в качестве наместников в разные концы Русской земли

Усиление контроля центра за положением на местах

Внешняя

1. Походы Владимира на Польшу.

2. Создание системы оборонительных сооружений против кочевников-печенегов

1. Присоединение к Руси пограничных с Польшей земель.

2. Укрепление обороны границ от кочевников1

II. Причины крещения Руси

Учитель перечисляет причины Крещения Руси Владимиром, предлагая учащимся записать их и определить их характер:

1. Внешнеполитические.

2. Внутриполитические.

3. Общественные.

4. Культурные.

Вариантом организации учебной деятельности учащихся является самостоятельное чтение ими текста учебника на с. 42—43 (п. 3 «Причины Крещения Руси») и на его основе составление и заполнение в тетради схемы «Предпосылки Крещения Руси», например, такой:

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Что такое религия?

2. Когда и почему возникли религиозные верования?

3. Какая религия была у славян до принятия христианства?

1 Текст, выделенный полужирным шрифтом, заполняется учениками.

III. Крещение Руси

Необходимо познакомить учащихся с последовательностью и взаимосвязью событий, результатом которых стало Крещение Руси. Учитель перечисляет учащимся основные события Крещения и объясняет причинно-следственные связи между ними. Учащиеся записывают эти события в тетрадь.

Можно предложить учащимся самостоятельно прочесть п. 4 учебника (с. 43—44) и составить план этого пункта.

Учителю необходимо обратить внимание учеников на то, что религиозная ситуация на Руси после принятия христианства оставалась весьма сложной и характеризовалась как двоеверие, после чего учащиеся заполняют таблицу.

Религиозная ситуация на Руси после принятия христианства

Элементы христианства

Элементы язычества

Строительство собора Святой Богородицы

Сохраняются поверья

Церковь получала десятину

Поклоняются домовым, лешим, водяным...

Празднование христианских праздников

Празднуют языческие праздники

Посещение церкви, поклонение иконам

Задание для учащихся:

*Расставьте отрывки из «Повести временных лет» в хронологической последовательности.

1. После всего этого Владимир вернулся в Киев. И когда пришёл, повелел опрокинуть идолов. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они Святого Крещения.

2. И повелел крестить себя... Многие из дружинников, увидев это, крестились...

3. В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старейшин градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: „Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира...

4. «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите её за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари и послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников. Если крестишься, то и её получишь, и Царство Небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь...»

5. Они же сказали: «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы...»

6. И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу»...

7. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и сёлам...

8. И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо». И когда прошёл год, в 6496 (988) году пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе...

Обсуждение вопросов Крещения Руси учитель может построить и в форме беседы с учащимися на материале, основанном на обсуждении следующих вопросов:

1. Что изменилось на Руси после Крещения?

2. Какую роль стала играть церковь в Русском государстве?

Краткое изложение ответов на эти вопросы ученики должны записать в тетрадь.

При реализации проблемного подхода изучение материала необходимо начать с формулировки исходного противоречия — славяне были язычниками, но языческая реформа Владимира была ими отвергнута, а из четырёх предлагаемых им вариантов монотеистической религии они выбрали именно византийский вариант христианства — и постановки учебной задачи: почему Владимир крестил Русь по византийскому обряду?

Для решения проблемы учащиеся, используя текст учебника, документы1 и объяснения учителя, должны доказать и обосновать следующий тезис: целью политики Владимира было укрепление государственности, и византийский вариант христианства оказался наиболее подходящим для достижения этой цели. Доказательство и обоснование этого тезиса можно изложить либо в виде устного ответа, либо в виде краткого (на страницу) исторического сочинения.

Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ВЫБОРЕ ВЕРЫ КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

В лето 986 пришли к Владимиру послы веры Магометанской от Болгар Волжских и стали хвалить веру свою, так говоря:

— Ты, князь, и мудр, и разумен, а веры истинной не знаешь. Уверуй

в закон наш и поклонись Магомету.

Спросил Владимир:

— А в чём вера ваша?

Те отвечали:

— Совершать обрезание, свинины не есть и вина не пить.

Не понравилась их вера Владимиру. А про то, что вина пить нельзя, так сказал он:

— Руси — веселие пить, не можем без того быть!

Затем пришли Немцы, посланные от Папы Римского, и так сказали князю Владимиру:

— Велел тебе передать Папа Римский: «Земля твоя —такая же, как и наша. А вера — не как наша вера. Наша вера — свет: поклоняемся Богу, сотворившему небо и землю, а вы поклоняетесь простому дереву». Прими веру нашу.

Спросил их Владимир:

— Какова заповедь ваша?

Те отвечали:

— Поститься по силе, а если кто ест или пьёт —то всё во славу Божию!

И не принял Владимир веру их, так сказав:

— Возвращайтесь обратно, потому что и отцы наши не приняли вас!

Услыхали про это Евреи Хазарские и тоже пришли свой закон хвалить. И их Владимир прогнал.

После же прислали к Владимиру Греки своего Философа. И так сказал Философ:

— Слышал я, что приходили к тебе Магометане, уча принять веру свою, и Немцы, и Евреи. Их вера неправильна. Если хочешь, то расскажу тебе всё по порядку, весь закон христианский.

1 См.: Дополнительные материалы для учителя.

Отвечал ему князь Владимир:

— Послушаю с радостью.

И стал Философ рассказывать обо всём, с самого начала: как сотворил Бог небо и землю, и твердь посреди воды, и море, и реки, и солнце, луну и звёзды... Послал Господь Бог Гавриила, ангела Своего, к Деве Марии сказать ей: «Радуйся, обрадованная, Господь с тобою!» И родила Дева Мария Сына, и назвала его Иисусом. Когда же вырос Иисус и исполнилось Ему 30 лет, начал Он творить чудеса и проповедовать Царствие Небесное. И множество великих чудес сотворил: мёртвых воскрешал, хромых исцелял, слепым прозрение давал, как и предсказывали пророки о Нём.

А потом рассказал Философ о том, как принял Господь наш Иисус Христос страдания и муку смертную и как распят был на кресте на Лобном месте — на Голгофе. И настала тогда тьма по всей земле, и восстали многие из мёртвых —те, которым велел Иисус войти в рай. И воскрес Он на третий день, и явился ученикам Своим — апостолам, так сказав им: «Идите ко всем народам и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»... и так искупил Иисус Христос, Господь наш, своими страданиями и мукой смертной на кресте грехи человеческие и даровал людям верным жизнь вечную. И установил Бог день, в который, сойдя с небес, будет Он судить живых и мёртвых, и воздаст каждому по делам его: праведникам — Царствие Небесное и бессмертие вечное, грешникам же — мучение огненное.

Рассказав это, показал Философ князю Владимиру полотнище, на котором нарисован был день Страшного суда. Справа изображены были праведники, с радостью идущие в рай, а слева — грешники, те, кто не верует в Господа нашего Иисуса Христа, и шли те грешники в огонь, в муку вечную.

Вздохнул князь Владимир, взглянув на полотнище, и сказал:

— Хорошо тем, кто справа, но худо тем, кто слева!

Философ же отвечал ему:

— Если хочешь с праведниками быть, то крестись!

Запали слова эти в сердце князю Владимиру, и сказал он:

— Подожду ещё немного, — желая узнать обо всех верах.

Позвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им:

— Приходили ко мне Магометане, и Немцы, и Евреи, хваля каждый закон свой. А после всех пришли Греки, чужую веру ругая, а свою хваля. И много рассказали об устроении всего мира и о будущей жизни, и дивно было слушать их. Что посоветуете?

Отвечали ему старцы и бояре:

— Знай, княже, что никто своего не ругает, но всяк хвалит. Если хочешь обо всём лучше разузнать, то выбери людей и пошли их испытать каждую веру — кто как служит Богу.

Согласился Владимир, избрал десять человек, добрых и разумных, и послал их испытать веры. Отправились те к Магометанам и к Немцам, а оттуда—в Греческую землю, в Царьград. Узнали Греки, зачем гости пожаловали, повели их в церковь с радостью и показали всю красоту церковную — и пение, и всю службу. И отпустили их домой с честью великой и с подарками.

Когда же вернулись они в Киев, снова созвал князь Владимир бояр и старцев и сказал посланным:

— Рассказывайте обо всём виденном.

Те же так стали рассказывать:

— Были мы у Магометан и смотрели, как молятся они. Нехороша вера их. И к Немцам пришли, и видели службу в храмах их, но нет у них красоты никакой. И пришли мы в Греческую землю, и были в церквах их. И не ведали мы, на небе ли были или на земле — потому что не бывает на земле такой красоты. Не знаем, как и рассказать об этом, только служба их лучше, чем во всех иных странах. Не можем мы забыть красоты той — ведь всякий человек, если узнает вкус сладости, не возьмёт уже в рот горечи. Так и мы — не можем уже оставаться язычниками!

Сказали на это бояре Владимиру:

— Если бы плох был закон Греческий, не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшая из всех людей.

Закрепление пройденного материала при реализации проблемного подхода — историческое сочинение, содержащее обоснование заданного тезиса: «Целью политики Владимира было укрепление государственности, и византийский вариант христианства оказался наиболее подходящим для достижения этой цели».

Задание и вопрос для учащихся:

1. Дайте оценку деятельности князя Владимира.

2. Как вы объясните происхождение его прозвищ, с которыми он остался в былинах и в истории: Владимир Креститель и Владимир Красное Солнышко?

Домашнее задание: § 6, вопросы и задания после параграфа.