Цель урока: выявить предпосылки возникновения государства у восточных славян; показать, что оно возникло в результате длительного развития восточнославянских племён, сформировать представление об объективном характере появления государства у восточных славян.
Характеристика основных видов деятельности: характеризовать природные условия, в которых жили восточные славяне, их занятия, описывать жизнь, быт и верования восточных славян; объяснять смысл понятий «князь», «дружина», «государство», «дань»; работать с историческим текстом.
Основные понятия: государство, центральная власть, налоги, законы, суд, князь, частная собственность, дружина, соседская община, двуполье, трёхполье, подсечное земледелие, язычество, смерды, челядь, холопы.
Оборудование урока: географическая карта Восточной Европы, карточки с понятиями.
ХОД УРОКА
Домашнее задание проверяется в процессе беседы с учащимися.
Примерные вопросы:
1. Какие изменения произошли в жизни славян в V—VI вв.?
2. С какими врагами пришлось бороться славянам?
3. Какие восточнославянские центры вы можете назвать?
Примерные вопросы для индивидуальных ответов:
1. Почему стали складываться крупные племенные союзы славян в V—VI вв.?
2. Какие последствия имела борьба славян с кочевниками?
3. Когда и почему началось Великое переселение народов?
4. Когда, где и почему начали складываться центры объединения восточных славян?
Нескольким ученикам можно дать карточки с понятиями, попросить расшифровать: «три ветви славян, места их расселения»; «племена, относящиеся к каждой из ветвей славян»; «анты», «склавины».
План изучения нового материала:
I. Общественное и хозяйственное развитие славян в VIII в.
II. Что такое государство?
III. Религия восточных славян.
Урок можно проводить с использованием как традиционного, так и исследовательского метода, работая в группах.
При традиционном подходе основным является рассказ учителя. Исследовательский подход основан на том, что учитель ставит перед учащимися определённую задачу, которую они должны решить на основании работы с исторической информацией.
I. Общественное и хозяйственное развитие славян в VIII в.
Сначала ученики отвечают на вопросы перед § 3 учебника (с. 19), затем учитель рассказывает о расселении, образе жизни, занятиях и соседях восточных славян. Ученики выполняют задание 4 в рабочей тетради и записывают определения понятий «перелог», «подсечное земледелие», «двуполье», «трёхполье», «князь», «дружинники», «бояре», «смерды», «мужи», «челядь», «холопы», а также характеризуют наиболее важные изменения в хозяйственных и общественных отношениях славян.
Применяя исследовательский метод, учитель выдвигает перед учащимися тезис: «В VIII в. восточнославянские племена переживают период бурного хозяйственного развития». Он предлагает доказать этот тезис, заполнив с помощью текста учебника таблицу1.
Общественное развитие |
Источник информации |
Хозяйственное развитие |
Источник информации |
1. Появление у восточных славян новых племенных союзов1 |
С. 19 учебника |
1. Замена подсечно-огневого земледелия двух- и трёхпольем |
С. 20 учебника |
2. Подчинение этим союзам племён балтов и финно-угров |
С. 19 учебника |
2. Развитие ремесла (выплавка большого количества железа) |
С. 21 учебника |
3. Подчинение полян власти хазар |
С. 19 учебника |
3. Развитие торговли, путь «из варяг в греки» |
С. 22 учебника |
4. Замена родовой общины соседской |
С. 22 учебника |
1 Дано примерное заполнение таблицы.
В процессе работы с понятиями «перелог», «подсечное земледелие», «двуполье», «трёхполье» учитель делит класс на четыре группы. Каждая группа получает по одному из данных понятий и с помощью учебника даёт его графическое изображение с пояснениями. Учащиеся также могут выполнять задание 2 в рабочей тетради.
Возможно и использование игрового элемента. Класс делится на группы. Каждая из групп получает одно из перечисленных понятий и изображает его. Остальные учащиеся должны отгадать, какое понятие изобразила группа. После этого учитель сообщает ученикам, что все эти понятия характеризуют слои многоступенчатого общества, и предлагает учащимся, используя разобранные понятия, выстроить иерархическую лестницу. (Предполагаемые ответы: 1. Князь. 2. Бояре, дружинники, племенная знать. 3. Смерды, мужи, челядь. 4. Холопы.)
Результатом работы может стать схема, которую учитель заполняет на доске, а учащиеся — в своих тетрадях.
Причины объединения славян
II. Что такое государство?
С помощью составленной учениками схемы учитель подводит их к пониманию сущности государства (необходимо вспомнить и сравнить предпосылки создания средневековых государств в Западной Европе). Особенно важно обратить внимание шестиклассников на то, что государство появляется тогда, когда общество ощущает в этом настоятельную потребность. Ученики записывают признаки государства: территория; слой профессиональных управленцев; армия; суд; налоги; законы; поддержка населения.
В процессе организации учебной деятельности на основании ранее изученного материала учитель может предложить ученикам ответить на вопрос: какие элементы государственности присутствовали у славян или находились в процессе формирования? (Предполагаемый ответ: наличие князя; войско; территория; начало формирования класса профессиональных управленцев (бояре)).
На основании этого можно сделать вывод о том, что формирование государственности у славян является результатом длительного общественного и хозяйственного развития.
III. Религия восточных славян
Учитель обращается к ученикам с просьбой вспомнить и дать краткую характеристику такому явлению, как язычество. Учащиеся должны привести примеры языческих культов из курсов истории Древнего мира и Средних веков. Затем учитель предлагает ученикам выполнить задание 3 из рабочей тетради. Учитель проверяет правильность выполнения задания, используя подготовленную им презентацию с изображениями славянских богов. Кроме того, учитель может предложить учащимся составить (заполнить) таблицу, посвящённую богам, например, такую:
Сфера деятельности |
Древняя Греция |
Древний Рим |
Древние славяне |
Бог солнца |
Гелиос |
Сол |
Даждьбог |
Бог молнии и грома |
Зевс |
Юпитер |
Перун |
Бог скотоводства |
Гермес |
Фавн |
Велес |
... |
... |
... |
... |
Дополнительные материалы для учителя:
ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЗАНЯТИЯ И ВЕРОВАНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН (ИЗ КНИГИ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ Б. ПРИЛЕЖАЕВОЙ-БАРСКОЙ)
Название месяцев во многих славянских языках указывает, в какое время и в каком порядке производились сельскохозяйственные работы. Так, например, в белорусском и украинском языках сохранилось древнерусское слово «сечень» для обозначения января месяца, когда древние славяне приступали к сельскохозяйственным работам: вырубали участок леса — «подсекали деревья».
Зима ещё в полном разгаре, но «солнце повернуло на весну», дни становятся длиннее — наступала рабочая пора.
Жизнь наших предков целиком зависела от сил природы, поэтому солнце, ветер, гром казались им могущественными божествами.
Самым добрым, благожелательным божеством было солнце...
Отпраздновав «поворот солнца на весну» и закончив рубку деревьев на участке, предназначенном для посева, наши предки оставляли сохнуть срубленные деревья.
Эта сушка продолжалась примерно около месяца. Он назывался «сухой» и соответствовал нашему февралю. Февраль называли также «лютым», потому что морозы ещё продолжают лютовать.
Когда срубленные деревья подсыхали, их сжигали. Деревья превращались в золу. Это месяц «берёзозол».
Зима на исходе. Люди радуются её концу, устраивают ей пышные проводы. Наступает праздник — Масленица.
Отпраздновав проводы зимы, славяне продолжали свои земледельческие работы: надо было разрыхлить землю, смешанную с золой. Для этой цели служил кусок дерева, большей частью корень с толстым крепким суком — первобытная соха.
В разрыхлённую таким образом землю бросали зёрна.
Леса и луга покрываются травами и цветами. Наступали месяцы «кветень» и «травень».
Люди жадно ждали весны, её «гукали» и «кликали»:
Вылети, сизая галочка,
Вынеси золотые ключи,
Замкни холодную зимоньку,
Отомкни тёплое летечко...
Луга покрылись сочной травой. Пора выпустить из загона застоявшийся за зиму скот на пастбища.
На рассвете пастух гнал скот к воротам селения. Блеяли овцы, мычали коровы, шумело стадо. Женщины с большими глиняными кринками торопились доить коров и коз.
Потом широко раскрывались ворота, и пастух выгонял стадо в лес и на луга...
Наступали месяцы «червень» (июнь) и «липень» (июль) — время цветения. Дикие пчёлы роями кружились по лесам, набирали мёд, а потом складывали свои медовые запасы в «бортях» — дуплах лесных деревьев.
Бортничество — сбор мёда, так же как земледелие, скотоводство, охота и рыболовство, — давнее занятие наших предков.
Но вот приходило время сбора урожая — пора жатвы. Это месяц «жнивень», или «серпень» (август)...
Урожай собран. Для земледельца пришло самое сытное, самое обильное время...
Деревья в лесу, травы на лугах одевались в золотые и красные одежды.
Это месяц «жовтень».
Но скоро леса и луга потеряют свой жёлтый наряд. Опадут листья, оголятся деревья — наступит листопад. Вслед за листьями будет падать на землю снежок. На земле образуются замёрзшие комочки грязи — «грудки». Это месяц ноябрь — «грудень», а за ним наступает «снежень» — декабрь. Земля покрывается снежным одеялом и засыпает до следующей весны.
Глухой зимой древний славянин начинал мечтать о будущем урожае и с радостной тревогой ожидал возвращения весны...
...Нашим предкам казалось, что и в природе всё устроено так же, как и у людей. Как в человеческом обществе, так и у леса, воды, поля есть свои старейшины, свои «деды».
Лесной дед — «леший». Это косматый старик, то высокий, как самое высокое дерево, то маленький, как самая маленькая лесная былинка. Хозяин поля — «дед полевик». Он живёт в колосе, растёт вместе с ним и уменьшается до срезанного стебелька после жатвы. «Дед водяной» — представлялся нашим предкам толстым, одутловатым, зелёным, как вода, стариком.
Наши предки не умели объяснять явления природы. Они не понимали, отчего гремит гром, отчего туча застилает небо, отчего из неё идёт дождь; они только замечали, что некоторые явления природы были благоприятны для человека, другие — приносили вред. Вся природа, как им казалось, была населена духами добрыми и злыми, во многом напоминавшими людей. С ними следовало сохранять хорошие отношения, задабривать, уговаривать. Необходимо было знать разного рода молитвы, заговоры, заклятия — всё это знал старейшина. Он был не только распорядителем хозяйственной жизни своего рода, но и посредником между божествами и сородичами.
Домашнее задание: § 3, вопросы и задания, задание 5 в рабочей тетради. Дополнительное задание: подготовить рассказ о занятиях славян на основании иллюстрации «Посёлок славян Поднепровья» (с. 21 учебника).