ПРИЛОЖЕНИЕ
Период истории России с древнейших времён до конца XVI в. охватывает огромный хронологический период. Именно в это время началось становление основных общественных институтов и направлений этнического, социально-экономического, культурного, религиозного развития восточного славянства. Тогда были сделаны первые шаги в развитии российской государственности — от появления племён и племенных союзов к созданию первого государства — Древней Руси, от его расцвета, и могущества — к последующему распаду, а затем сквозь полосу драматических событий — к появлению на новой цивилизационной основе Русского единого государства.
История России этого периода протекала на обширных пространствах Восточно-Европейской равнины, которые достались восточным славянам в ходе расселения индоевропейских народов, а позже — миграций из древнеславянского ядра, располагающегося между южным берегом Балтики и Карпатами, на восток двумя основными потоками — в район Поднепровья на юге и в район Приильменья на севере. Восточное славянство обживало эти земли вместе с также заселившими их балтскими и угро-финскими племенами. Таким образом, межэтнический синтез с самого начала истории России стал её постоянной чертой.
Многие другие характерные черты истории России изначально были обусловлены особенностями территорий, заселённых восточными славянами.
Менее благоприятный, чем на западе Европы, климат, бедные почвы делали неизбежными огромные затраты труда, причём со сравнительно скромными результатами. Отрезанность от удобных морских путей, постоянная опасность опустошительных вторжений с востока и юга кочевых народов также являлись неблагоприятными факторами для жизни на этих землях. Всё это определяло более медленное цивилизационное развитие восточных славян и побуждало их искать свои специфические возможности для того, чтобы успешно конкурировать с окружающим миром.
Важнейшими ответами жителей Восточно-Европейской равнины на вызовы, связанные с неблагоприятными условия их существования, стали на нижнем уровне длительное сохранение крестьянской общины и в целом общинных порядков с их взаимопомощью и солидарностью, а на верхнем уровне формирование определённых государственных форм. Государство направляло, стабилизировало, приспосабливало идущие процессы к оптимально выгодной жизнедеятельности народа с учётом естественно социального фактора.
Восходящее к VIII—IX вв. становление государства Русь определялось мощным хозяйственным развитием, бурным демографическим ростом, относительно небольшой внешней угрозой. Возникают племенные союзы, которые закономерно перерождаются в два государственных объединения — в Поднепровье с центром в Киеве и на северо-западе с центром в Новгороде.
Там раньше, чем в иных землях восточных славян, появляются княжеская власть, дружины, формируется обычное право, зарождаются элементы социального неравенства. Начинается и формирование геополитических интересов молодых государственных образований. Киев стремился к собиранию соседних племён, к освобождению от даннической зависимости от Хазарского каганата, к военным походам на Византию. Новгород также нацелен на расширение своих владений за счёт присоединения восточнославянских, балтских и угро-финских племён, на выход к берегам Балтийского и Белого морей, на контроль над речными путями.
Ярким проявлением государственных тенденций на северо-западе стало приглашение варяжского князя Рюрика, который положил конец междоусобицам и сцементировал верховную власть. Указанная в летописи дата появления Рюрика —862 год считается одним из важных этапов формирования российской государственности. При этом учитывается и то, что Рюрик стал родоначальником правящей династии, которая в таком качестве просуществовала в России до конца XVI — начала XVII в.
Другим не менее ярким и значительным фактом становления российской государственности стал поход Руси на Константинополь в 860 г. (эта дата была точно установлена по византийским источникам лишь в 1894 г., т. е. после празднования 1000-летия России в 1862 г.), когда огромная рать государства Русь — по одним данным на 200 судах, по другим — на 350 — напала на столицу Византии Константинополь. Разорив окрестности города, русы заключили мир и ушли восвояси.
Это событие было примечательно во многих отношениях. Во-первых, Русь впервые заявила о себе как суверенное государство на международной арене и заключила с Византийской империей первый в своей истории дипломатический договор. Договор был устным и включал условие о замирении сторон, предоставлении русам выкупа и последующей ежегодной дани, а также допуск русских купцов в Византию и, возможно, пункт о военно-союзных отношениях. Во-вторых, Русь приняла Крещение и вскоре в составе константинопольского патриархата появилась русская епархия. Так Русь вступила в круг восточно-европейских государств. Многие историки считают, что в данном случае речь идёт именно о Поднепровской Руси с центром в Киеве.
Наконец, третьим важным фактом формирования российской государственности стало объединение северной и южной Руси под властью новгородского князя Олега, который в 882 г. захватил Киев и сделал его столицей единого Древнерусского государства. Начавшееся укрепляться в южной Руси христианство было смято язычниками севера, и потребовалось ещё сто с лишним лет, прежде чем оно стало государственной религией.
Русь была ещё непрочным государственным объединением. Только что подчинённые великому князю племенные союзы проявляли сепаратистские тенденции. Нестабильности способствовали огромные пространства нового государства, его разнородный национальный состав.
Тем не менее государство быстро крепло в военном отношении, консолидировалось в политическом смысле, развивалась его экономика, культура. Этому способствовала политика первых русских великих князей, каждый из которых предстал в истории как яркая, незаурядная фигура.
Олег окончательно освободил восточнославянские племена от власти хазар и с помощью военной силы добился выгодных отношений с Византией. Игорь вывел Русь на Таманский полуостров и в устье Днепра. Ольга подавила выступление сильного племенного союза древлян и провела ряд реформ, укреплявших единство Руси, в частности ввела современную для того времени налоговую систему, а также сделала новые шаги по обращению Руси в христианство. Святослав в своих военных предприятиях, по существу, заложил на долгие века основы российской геополитики на южном, юго-западном и восточном направлениях, обозначив стратегические интересы Руси в Крыму, в Подунавье и на Балканах, а также в Окско-Волжском регионе. Владимир Святославич не только воссоздал единство Руси, пошатнувшееся в ходе усобицы после гибели Святослава, но и наметил пути надёжного противодействия натиску кочевников. Он создал систему обороны на юге и юго-востоке, включавшую военные крепости, способы оповещения о нападениях, формирование специальных контингентов войск, предназначенных для борьбы с кочевниками. Владимир был первым, кто утвердил интересы Руси на западных границах в борьбе с Польшей и на северо-западном направлении на подступах к Прибалтике. Наконец, серией дипломатических и военных шагов он добился введения на Руси христианства по византийскому образцу, сохранив при этом политический и церковный суверенитет страны.
Политические и военные успехи Руси во многом зависели от состояния общества. В рамках единого государства, обеспечивающего спокойную и относительно мирную жизнь, росло количество населения; медленно, но верно осваивались новые земли, увеличивалось производство продуктов сельского хозяйства, пополнялись людьми города, всё большее разнообразие приобретали ремёсла; устанавливались более прочные торговые связи между изолированными ранее восточно-славянскими землями; русских купцов всё чаще можно было встретить на иноземных рынках.
К середине 30-х гг. XI в., когда после очередной междоусобицы и временного раскола страны Ярославу Мудрому удалось вновь собрать воедино Русь, это было уже мощное государство, одно из самых крупных в Европе. Владения Руси вышли к побережью Балтики, где был основан город Юрьев (нынешний Тарту), дошли до берегов Волги, где Ярослав основал город Ярославль, охватывали прикарпатскую Русь. Руси принадлежали Таманский и Керченский полуострова. Разгромив в 1037 г. печенегов, Ярослав упрочил контроль Руси над всем днепровским путём и прилегающими степными пространствами.
Люди с течением времени всё больше ощущали себя не представителями отдельных племён, а жителями единой страны, народом Древнерусского государства. Эту историческую данность Древняя Русь как эстафету передала будущим векам и поколениям.
Неуклонно возрастал международный престиж Руси. Не случайно во второй половине XI в. русский великокняжеский дом был связан династическими узами с владетельными домами Византии, скандинавских стран, Польши, Венгрии, Франции, Англии, Германии. Русские рати при внуках Ярослава Мудрого появились на полях Центральной Европы, демонстрируя встроенность Руси в европейскую политику.
Как и в других тогдашних странах, на Руси постепенно менялась структура общества. Родоплеменные отношения уступали место феодальным отношениям. Социальное неравенство, в основе которого лежала поначалу грубая сила, а позднее разного рода преимущества принадлежности к политической элите общества (князья, бояре, старшая и младшая дружина), всё шире пробивало себе дорогу, рушило племенные традиции, оставляя на обочине жизни основную массу пахарей, ремесленников, мелких торговцев. Со временем в руках верхних слоёв всё более концентрировалось основное богатство той поры — земля. Именно земельная собственность, земельные пожалования, служба с земли, населённой крестьянами, стали основой как политической, так и экономической иерархии. Эта система со временем закономерно породила слой людей, потерявших право на землю, разного рода маломощных крестьян, должников, холопов.
Эта новая историческая данность стала с середины XI в. причиной острых социальных конфликтов, вспыхивавших особенно остро в условиях стихийных бедствий, военных неудач, княжеских междоусобиц. К ним присоединялись и сепаратистские тенденции, а также незатихающая борьба — то скрытая, то открытая — приверженцев старой языческой религии, отступающей под напором христианства.
Поэтому когда мы говорим об основных чертах государства Русь, то должны иметь в виду, что его единство — политическое и экономическое — во многом было условным. Его разрывали и обширные пространства, и многонациональный состав населения, и социальная и религиозная рознь. От старого племенного быта сохранились многие политические традиции (например, деятельность веча—общего собрания жителей города для решения важных вопросов). Не содействовал крепости государственной системы и обычай перехода великокняжеской власти к старейшему в роду (в отличие от чёткой системы перехода власти от отца к старшему сыну во многих странах), что нередко порождало распри. Всё это говорило о переходном состоянии древнерусского общества.
До поры до времени эти деструктивные тенденции нейтрализовались благодаря стремлению большинства жителей Руси расстаться с примитивной родоплеменной жизнью, встать под защиту сильной власти, единого закона, перед которым были ответственны все люди — и богатые и бедные, объединиться в борьбе с губительными степными набегами. Большое значение имели и личные качества первых русских князей — выдающихся государственных деятелей, воинов, реформаторов.
И всё же распад Руси назревал.
Чем мощнее было государство, чем сильнее развивалось хозяйство, крепли его вооружённые силы, способные обеспечить мир и покой городов и сёл, горожанина и крестьянина, чем более ярко расцветали в экономическом и культурном отношении городские центры — стольные города подвластных Киеву земель, — тем ощутимей становилась тенденция к отпадению их от центра. И стоило разгореться княжеской междоусобице или испить чашу военного поражения, ослаблявшую центральную власть, как маховик децентрализации начинал работать с ускоренной силой.
Взлёт Руси в первой четверти XII в. в годы правления Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого лишь на время затормозил эти процессы.
То было время замечательных успехов Мономаха в борьбе с половцами, его своевременных реформ, ослабивших социальное напряжение в обществе, целенаправленной и жёсткой борьбы с сепаратизмом отдельных русских земель. Но то было и последнее прости великой державы.
С 30-х гг. XII в., когда политические скрепы, созданные Мономахом и Мстиславом, после их смерти ослабли, когда киевский трон стал игрушкой в руках их заурядных и бесталанных преемников (а в истории такие смены поколений властелинов бывают нередко), политический распад Руси стал непреложным фактом. Центр уже не мог, как прежде, контролировать и направлять в единое русло политическую энергию обособляющихся русских земель, где сидели свои князья, опиравшиеся на собственные вооружённые силы, сложившуюся провинциальную элиту, экономическую мощь отдельных территорий.
Наступил период феодальной раздробленности. Прежде всего раздробленности политической, которая базировалась на развитии всего феодального хозяйства, росте феодальной земельной собственности и на этой основе — экономического и политического могущества её обладателей.
Но значит ли это, что единое государство развалилось до основания, уступив своё место сначала 15, а затем 50 самостоятельным княжествам. Нет. Этого не было. В течение всего XII в. и первой трети XIII в. (до монгольского нашествия) многие признаки указывали на то, что относительное единство Руси сохранилось.
По-прежнему был ещё притягателен титул великого киевского князя, за который шла отчаянная борьба между различными княжескими домами Владимиро-Суздальской, Черниговской, Галицко-Волынской земель. Нередко именно великий киевский князь являлся инициатором военных акций против степняков, вовлекая в них другие русские земли. В Киеве находилась русская митрополия, объединявшая в религиозном отношении все русские земли. Киев продолжал оставаться центром общерусской культуры, летописания, иконописи, архитектуры.
* * *
Период феодальной раздробленности, или удельный период (поскольку Русь разделилась на удельные княжества), охватил время со второй половины XII до конца XV в. Он состоит из двух кардинально отличных друг от друга этапов — до монгольского нашествия и после него.
Если на первом этапе русские земли развивались во многом по тому же пути, по которому шли другие страны Европы, то на втором этапе, после нашествия и установления господства Золотой Орды, во многом произошло искажение естественных процессов.
В домонгольский период постепенно на первый план выдвигались Владимиро-Суздальское, позднее Владимирское княжество на северо-востоке и Галицко-Волынское на юго-западе. Особый путь был у Великого Новгорода. Всюду зародились процессы, которые показывали, что русские земли вступили в новую цивилизационную фазу. Во Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжествах обозначился процесс централизации власти. Она опиралась на растущую мощь городов, а также на всё более крепнущий слой зависимых от княжеской власти служилых людей — прообраз будущего дворянства. Великий Новгород выстраивал другую модель развития — аристократическую республику с приглашённым князем — гарантом безопасности края.
Определялись и геополитические интересы новых княжеств. Это были осколки геополитики единой Руси, но приноровленные к местным задачам, включая отношения как с другими странами — Венгрией, Польшей, Германией, Византией, Швецией, Волжской Булгарией, так и с соседними княжествами. Это был геополитический феномен переходного периода, который закономерно вёл к нарастающему стремлению княжеств-лидеров взять на себя инициативу в деле новой централизации русских земель.
Внутренняя централизация этих княжеств дополнялась и централизаторскими тенденциями вовне. Особенно очевидно это стало во время князей Романа и Даниила в Галицко-Волынской земле и Всеволода Большое Гнездо во Владимиро-Суздальской Руси. Так, Роман стал не только великим киевским князем, но и объединил практически большинство земель западной и юго-западной Руси. Всеволод подчинил своему контролю большую часть земель на северо-востоке, претендовал на всё Окско-Волжское междуречье, пробивался к берегам Средней Волги.
Монгольское нашествие не только нанесло сильнейший удар по демографии, хозяйственному развитию, культуре русских земель, но и надолго затормозило развитие централизаторских тенденций. Были подорваны их геополитические интересы. Теперь как зависимые от Орды русские земли, так и те, кто не вошёл в систему ордынского подчинения (Полоцкое и ряд других западных княжеств), были вынуждены учитывать и ордынский фактор. Так называемый «русский улус» Орды оказался в политической зависимости от Сарая (ярлыки на великое и другие княжения русские князья получали в Орде), поставлял военные силы для ордынских военных предприятий, выплачивал ежегодный огромный «выход» — дань. Вместе с тем время от времени русские князья могли опереться на военную помощь Орды в борьбе с Литвой, Ливонским орденом или в междукняжеских распрях, в которые постоянно вмешивалась Орда.
Реальный и бесповоротный распад Древнерусского государства произошёл тогда, когда после монгольского нашествия разорённые и ослабевшие земли западной и юго-западной Руси (Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское и ряд других княжеств) были захвачены Польшей, Литвой, Венгрией.
Но второй этап удельного периода в истории Руси характеризовался не только этими катастрофическими переменами. Накопленная до прихода завоевателей хозяйственная и политическая инерция не исчезла вовсе. Да, она была замедлена, но силами народа, стараниями его элиты, среди которой выделялся военными, государственно-организационными и дипломатическими талантами Александр Невский, русские земли, вернее, их часть в виде Северо-Восточной Руси начали возрождаться. Отстраивались города и храмы, распахивались новые земли, возрождалось ремесленное производство, в том числе оружейное, укреплялась княжеская власть. Золотая Орда ради своих фискальных интересов была вынуждена допускать это становление Северо-Восточной Руси. Росла мощь новых центров, в том числе Твери и Москвы, которым в XIV в. суждено было стать лидерами в объединении русских земель.
В основе развития края лежали феодальные отношения, при которых и землевладельцам (князьям, боярам, церкви, служилым людям), и зависимым от них различным категориям крестьян и горожан было выгодно определённое сотрудничество. Получая льготы и разного рода экономическую помощь, крестьяне и городские труженики развивали своё хозяйство, что двигало вперёд и феодальное хозяйство, давало землевладельцам новые доходы, способствовало освоению новых земель и росту ремесленных производств.
Именно этот прогресс Северо-Восточной Руси, несмотря на постоянное политическое давление Орды, её тяжёлый экономический пресс, позволил Тверскому и Московскому княжествам стать реальными лидерами в деле нового объединения Руси. Но права на лидерство в этом процессе предъявляло и Литовско-Русское государство, объединившее в своём составе значительную часть земель бывшей Древней Руси.
В жестокой и порой кровопролитной борьбе между этими тремя центрами объединения преимущество постепенно переходило к крепнущему Московскому княжеству. Оно сначало одержала верх над Тверским княжеством, а позднее, уже во второй половине XIV в., отразило натиск Литвы.
Решающими в этом смысле стали 60—70-е гг. XIV в. К этому времени Литва своей антиордынской политикой притягивала к себе многие русские земли. В 1363 г. в битве при Синих Водах крупный ордынский отряд был разбит великим князем литовским Ольгердом. Москва тогда ещё согбенно сгибалась перед Сараем.
На волне своих успехов Ольгерд попытался сокрушить Москву. Но три его похода, хотя и были для населения, по словам летописца, страшнее любых ордынских набегов, закончились неудачей. К началу 1370-х гг. Московское княжество уже подчинило своей власти половину земель Северо-Восточной Руси, окрепло в экономическом, военном, политическом отношениях. Это позволило молодому московскому князю Дмитрию Ивановичу поднять знамя борьбы с Ордой, которая закончилась победой на Куликовом поле в 1380 г. Эта битва вызвала небывалый энтузиазм во всех русских землях, колоссальный духовный подъём, превращение жителей отдельных княжеств в русский народ. И хотя Москва после её коварного захвата ордынцами в 1382 г. продолжала выплачивать дань Орде, дело освобождения было начато. Литва же в это время идёт на союз с Польшей, обращается в католичество, заключает союз с Ордой. Теперь русская часть Литвы обращает свои взоры и симпатии к Москве.
Постепенно именно Москва становится средоточием национальных помыслов русского населения, его патриотических устремлений, надеждой всех антиордынских сил, в том числе и ряда народов Окско-Волжского междуречья.
Последующие два века (XV-XVI) стали временем дальнейшего объединения русских земель, упорной борьбы с теряющей свою мощь и распадающейся на отдельные ханства Ордой. Эта борьба закончилась полным освобождением Руси от ордынской власти. Апофеозом этих процессов стало создание Русского единого государства. Одновременно шёл процесс централизации управления страной, выработки первого общерусского законодательства.
То был трудный и противоречивый путь. Назад к удельной политической разноголосице тянули междоусобия, самое крупное из которых случилось во второй четверти XV в. Строительство новой страны осложнялось натиском агрессивных соседей — Польско-Литовского государства, Швеции, Ливонского ордена, татарских ханств.
Однако с каждым десятилетием процесс укрепления объединённой страны, усиления её обороны, развития её экономики, культуры, международных связей становился всё более весомым. Логичным сопутствием этого процесса стало объединение геополитических интересов бывших отдельных земель. Москва устремила свои взоры на Запад, где в пределах других государств жили сотни тысяч русских людей, на берега Балтики, некогда принадлежавшие Руси, на Восток, где ещё стояли заслоном на торговых путях татарские поволжские и Сибирское ханства.
Постепенно оборона Московского княжества переходит в территориальную экспансию Русского государства, ядром которой, реализацией исторической памяти стала борьба за воссоединение в единой стране всех русских людей, живших ранее в Древней Руси. На это ушли столетия, в том числе и XVII, и XVIII в. Пытались разрешить и новые-старые задачи — выхода к морям Балтийскому и Чёрному.
Перелом в развитии нашей страны, произошедший во второй половине XV в., связан с деятельностью «государя всея Руси» Ивана III. Современники называли его Иваном Великим, а историки — создателем Российского государства.
Вместе с тем необходимо понимать, что все успехи нового государства были связаны с напряжением всех народных сил, элиты, служилых людей, крестьян, ремесленников. Новое служилое сословие (помещики, дворяне) было основой военных сил страны. Тысячи помещиков пали на полях сражений, получили тяжкие увечья, терпели огромные тяготы в ходе постоянных войн. Крестьяне при поддержке землевладельцев, пользующихся их трудом, осваивали новые земли, торговцы и ремесленники становились ядром развития городской жизни, хозяйственных связей.
Смыслом этого процесса являлось общее улучшение условий жизни людей, укрепление их безопасности, защита личности и собственности. К началу XVII в. в России проживало около 7 млн человек — больше, чем в любой другой европейской стране.
Оборотной стороной процесса становились милитаризация жизни страны, укрепление неограниченной власти, бесконечные поиски средств на содержание армии, оплату военных предприятий, постепенное наступление на свободу крестьян и горожан, закончившееся их закрепощением.
Всё это ярко проявилось в годы правления первого русского царя Ивана IV Грозного. Его царствование было отмечено, с одной стороны, благодатным реформированием многих сторон жизни, укреплением центральной власти, усилением оборонной мощи страны, впечатляющими военными успехами — овладением всем волжским путём, началом движения русских людей в Сибирь. С другой стороны, укрепление самодержавных тенденций с учётом свойств характера Ивана Грозного вылилось в жестокую диктатуру, нанёсшую огромный урон народу и Российскому государству.