УРОК 33. ОПРИЧНИНА (§ 29)

Цель урока: подвести к пониманию причин падения правительства Избранной рады и введения опричнины; дать представление о характере опричнины, методах её проведения и её последствиях.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять причины, сущность и последствия опричнины; оценивать результаты, определять своё отношение к опричному террору на основании документов, отрывков из работ историков, составлять характеристику Ивана IV; участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о нём как о правителе и человеке.

Основные понятия: опричнина, опричник, земщина, неограниченная диктатура.

Оборудование урока: карта «Россия в XVI в.», фрагменты фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», презентация на тему «Иконография Ивана Грозного», отрывки из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный».

ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания может быть проведена в виде фронтального опроса по следующим вопросам и заданиям:

1. Каковы причины активизации России на Востоке?

2. Назовите основные этапы и запомнившиеся вам эпизоды продвижения России на Восток.

3. Каковы итоги и последствия восточной политики?

4. Каковы причины Ливонской войны?

5. Дайте характеристику основным этапам Ливонской войны.

6. Каковы итоги и последствия Ливонской войны?

7. Как и чем можно объяснить разницу в результатах русской внешней политики на Западе и на Востоке?

При проверке знаний можно использовать задание на карточке:

Сгруппируйте географические названия по их отношению к направлениям внешней политики:

А. Западное направление. Б. Восточное направление.

1. Кашлык. 2. Полоцк. 3. Псков. 4. Астрахань. 5. Рига. 6. Казань. 7. Бахчисарай. 8. Нарва. 9. Дерпт. 10. Стамбул.

Дайте краткую характеристику отношения этих населённых пунктов к направлениям внешней политики.

Первый вариант проведения урока:

План изучения нового материала:

I. Падение правительства Избранной рады.

II. Введение опричнины. Причины, цели, управление страной.

III. Последствия опричнины.

Приступая к изучению нового материала, учитель формулирует познавательную задачу: к концу урока определить, в чём выражалось усиление государственной власти при Иване IV и как оно было достигнуто.

I. Падение правительства Избранной рады

Вопрос освещается учителем. О жестокости Ивана Грозного, о казнях можно говорить на основе анализа репродукции картины С. В. Иванова «Суд в Московском государстве» (с. 225 учебника), а также отрывка из произведения А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Дополнительные материалы для учителя:

А. К. ТОЛСТОЙ О ЖЕСТОКОСТИ ИВАНА ГРОЗНОГО

Князь встал и, следуя обычаю, низко поклонился царю.

Тогда все, бывшие за одним столом с князем, также встали и поклонились Серебряному, в знак поздравления с царскою милостью. Серебряный должен был каждого отблагодарить особым поклоном.

Между тем стольник возвратился к царю и сказал ему, кланяясь в пояс:

— Великий государь! Никита принял блюдо, челом бьёт!

Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи. Пока гости кушали, слуги разносили ковши и кубки с медами: вишнёвым, можжевеловым и черёмуховым. Другие подавали разные иностранные вина: романею, рейнское и мушкатель...

Напротив Серебряного сидел один старый боярин, на которого царь, как поговаривали, держал гнев. Боярин предвидел себе беду, но не знал какую и ожидал спокойно своей участи. К удивлению всех, кравчий Фёдор Басманов из своих рук поднёс ему чашу вина.

— Василий, — сказал Басманов, — великий государь жалует тебя чашею!

Старик встал, поклонился Иоанну и выпил вино, а Басманов, возвратясь к царю, донёс ему:

— Василий выпил чашу, челом бьёт!

Все встали и поклонились старику; ожидали себе и его поклона, но боярин стоял неподвижно. Дыхание его спёрлось, он дрожал всем телом. Внезапно глаза его налились кровью, лицо посинело, и он грянул оземь.

— Боярин пьян, — сказал Иван Васильевич, — вынести его вон! — Шёпот пробежал по собранию, а земские бояре переглянулись и потупили очи в свои тарелки, не смея вымолвить ни слова.

Серебряный содрогнулся. Ещё недавно не верил он рассказам о жестокости Иоанна, теперь же сам сделался свидетелем его ужасной мести.

II. Введение опричнины. Причины, цели, управление страной

Вначале учитель знакомит учащихся с происхождением термина «опричнина». Этот термин был известен задолго до Ивана Грозного. Происходит он от слова «опричь» — кроме. Опричниной называли ту часть земельного владения, которую после смерти великого князя выделяли его вдове, «опричь» всех других уделов сыновьям.

Организуется работа учеников с текстом учебника на с. 231—234. По ходу чтения под руководством учителя составляется план раздела «Опричнина Ивана Грозного».

План:

1. 3 декабря 1564 г. — выезд Ивана Грозного в Александрову слободу.

2. Письмо митрополиту.

3. Грамота «чёрным людям».

4. 1565 г.—установление неограниченной диктатуры, её цели:

а) централизация страны;

б) ликвидация уделов;

в) искоренение боярского самовластия;

г) расправа с неугодными людьми.

5. Разделение России.

6. Выступление митрополита Филарета против опричнины.

7. Разгром Новгорода.

8. Казнь дьяка И. Висковатого и других «изменников» в Москве.

9. Доносы опричников друг на друга.

III. Последствия опричнины

В заключение урока учитель рассказывает о казнях и расправах в период централизации в государствах Европы. При этом подчёркивается, что, несмотря на историческую неизбежность подобных событий, мы не можем оправдывать действия правителей того времени. Расправы имели многие отрицательные последствия.

Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК Н. И. КОСТОМАРОВ О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПРИЧНИНЫ ДЛЯ НРАВСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА

Лживость сделалась знаменитой чертою тогдашних московских людей. Семена этого порока существовали издавна, но были в громадном размере воспитаны и развиты эпохою царствования Грозного, который сам был олицетворённая ложь. Создавши опричнину, Иван вооружил людей одних против других, указал им путь искать милостей или спасения в гибели своих ближних, казнями за явно вымышленные преступления приучил к ложным доносам и, совершая для одной потехи бесчеловечные злодеяния, воспитал в окружающей его среде бессердечие и жестокость. Исчезло уважение к правде и нравственности, после того как царь, который, по народному идеалу, должен был быть блюстителем того и другого, устраивал на виду своих подданных такие зрелища, как травля невинных людей медведями или всенародные истязания обнажённых девушек, и в то же время соблюдал самые строгие правила монашествующего благочестия. В минуты собственной опасности всякий человек, естественно, думает только о себе; но когда такие минуты для русских продолжались целые десятилетия, понятно, что должно было вырасти поколение своекорыстных и жестокосердечных себялюбцев, у которых все помыслы, все стремления клонились только к собственной охране, поколение, для которого, при наружном соблюдении обычных форм благочестия, законности и нравственности, не оставалось никакой внутренней правды. Кто был умнее других, тот и должен был сделаться образцом лживости; то была эпоха, когда ум, закованный исключительно в узкие рамки своекорыстных побуждений, присущих всей современной жизненной среде, мог проявить свою деятельность только в искусстве посредством обмана достигать личных целей. Тяжёлые болезни людских обществ, подобно физическим болезням, излечиваются не скоро, особенно когда дальнейшие условия жизни способствуют не прекращению, а продолжению болезненного состояния; только этим объясняются те ужасные явления Смутного времени, которые, можно сказать, были выступлением наружу испорченных соков, накопившихся в страшную эпоху Ивановских мучительств.

Результатом работы на уроке должна стать схема, которую учащиеся заполняют в тетради.

Опричнина 1565—1572 гг.

Ц

1. Окончательная централизация страны

А

2. Установление самодержавия

Р

3. Ликвидация уделов

Ь

4. Искоренение боярского самовластия и несогласия с царём

ИТОГИ

1. В 1565 г. установление неограниченной диктатуры Ивана IV

2. Царь расправился с неугодными лицами

3. Новгород потерял своё значение соперника Москвы

Второй вариант проведения урока:

Изучение этой темы может быть реализовано в рамках проблемного подхода.

Первоначально учитель должен дать краткую характеристику тех изменений, которые произошли в процессе введения опричнины. После этого перед школьниками формулируется проблема:

«Как известно, опричнина вызывает различные оценки историков, среди которых господствуют две противоположные точки зрения: опричнина была вызвана особенностями характера Ивана IV, его воспитания или даже его психической болезнью (1); опричнина имела глубокие социально-экономические основания и объективно способствовала централизации страны (2)».

Вопросы и задание для учащихся:

1. Какую из оценок вы считаете более убедительной?

2. Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную вами точку зрения.

Работа организуется по учебнику, дополнительным материалам, презентации на основании заполнения таблицы.

Опричнина — результат воспитания и психического заболевания царя

Опричнина — продуманная политика, направленная на централизацию и усиление государства

Другая точка зрения

В ней учащиеся должны после обсуждения записать аргументы, которые подтверждают ту или иную точку зрения, и на основании собранных материалов попытаться дать определение понятия «опричнина».

Дополнительные задания для учащихся:

Задание 1. Учреждение опричнины

Соотнесите отрывки из летописи с событиями:

1. Отъезд царя со своим двором из Москвы.

2. Письмо царя московскому боярству.

3. Обращение царя к посадскому люду.

4. Просьба бояр, купцов и посадского люда о заступничестве и милости у царя.

5. Посольство митрополита к царю.

1. ...Велел перед гостьми и перед всеми людьми ту грамоту прочести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, что они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет...

2. ...Такоже и гости и купцы и все гражане града Москвы потому же биша челом Афонасию, митрополиту всеа Русии, и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял, и их на расхищение волкам не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а кто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят...

3. ...Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детьми, со царевичем Иваном и со царевичем Фёдором, поехал с Москвы в село в Коломенское и праздник Николы чюдотворца праздновал в Коломенском...

4. ...И послал к благочестивому царю и великому князю в Олександровскую слободу от себя того же дни... Пимина, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова, да Михайлова Чюда архимандрита Левкию молити и бити челом, чтобы царь и великий князь над ним, своим отцем и богомолцем, и над своими богомолцы над архиепископы и епископы и на всём освящённом соборе милость показал и гнев свой отложил...

5. ...Опалу свою положил в том: что после отца его блаженные памяти великого государя Василия, при его государстве, в его государьские несвершённые лета, бояре и все приказные люди его государства людей многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибыткав его казне государьской никоторой не прибавливали. Также бояре его и воеводы земли его государские себе розоимали... И собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всём православном христианстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и Литовскаго и от Немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестинном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися...

Задание 2. Борьба за самодержавие

Выберите высказывания из посланий Ивана IV, утверждающие самодержавный характер царской власти.

1. Мы не насилием добывали царства, тем более поэтому, кто противится такой власти — противится Богу! Апостол Павел говорит: «Рабы! Слушайтесь своих господ, повинуйтесь не только добрым, но и злым, не только за страх, но и за совесть». На это уже воля Господня, если придётся пострадать. Если же ты праведен, почему не пожелал от меня, строптивого владыки, пострадать и заслужить венец вечной жизни...

2. ...Мы надеялись, что ты в своём государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государской чести и выгодах для государства, и поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры. Но, видно, у тебя помимо тебя другие люди владеют, и не только люди, мужики торговые, и не заботятся о чести и выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли. Ты же пребываешь в своём девическом звании, как всякая простая девица...

3. ...До сих пор русские властители ни перед кем не отчитывались; но вольны были жаловать и казнить своих подданных...

4. ...Русская земля держится Божьим милосердием и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами...

5. ...Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Всё расхитили коварным образом, казну деда и отца нашего забрали себе, а на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей...

6. ...А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить...

Задание 3. Опричники

На основании записок опричников-иноземцев определите качества, которыми должен был обладать опричник:

1. Родовитость.

2. Богатство.

3. Преданность царю.

4. Не быть иностранцем.

5. Не состоять в родстве с опальными боярами и князьями.

6. Быть землевладельцем.

7. Не поддерживать отношений с земцами.

...На следующий день приказал он, великий князь, выписать в Москву всех военных людей областей Суздаля, Вязьмы и Можайска. Когда они прибыли, сел он рядом со своим советом, Алексеем Басмановым, князем Афанасием Вяземским и Петром Зайцевым, и приказал каждому отдельному отряду воинов, число которых было 6000, явиться к нему и спрашивал у каждого его род и происхождение. Четверо из каждой области должны были в присутствии самых знатных людей показать после особого допроса происхождение рода этих людей, род и их жён и указать также, с какими боярами или князьями они вели дружбу... После того как он осведомился об этом, взял он к себе тех, против кого у него не было подозрения и кто не был дружен со знатными родами. Они были названы отдельными от всего народа, по-ихнему — опричниной; и если опричник происходил из простого или крестьянского рода и не имел ни пяди земли, то великий князь давал ему тотчас же сто, двести или 50, 60 и больше гаков земли...

...С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев... особый избранный отряд... «Опричные» — это были люди великого князя... земские же — весь остальной народ. Вот что делал [дальше] великий князь. Он перебирал... один за другим города и уезды и отписывал имения у тех, кто по смотренным спискам не служил со своих вотчин его предкам на войне; эти имения раздавались опричным.

Князья и бояре, взятые в опричнину, распределялись по степеням... не по богатству, а по породе... Они целовали крест, что не будут заодно с земскими и дружбы водить с ними не будут. Кроме того, опричные должны были носить чёрные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников...

Какой ещё отличительный знак опричника не назван в документах?

При подведении итогов ученики получают задание написать сочинение-эссе на тему «Как я оцениваю опричнину? ».

Закрепление: коллективное обсуждение вопроса, заданного в начале урока.

Домашнее задание: § 30, вопросы и задания; прочитать документы и ответить на вопросы к ним (с. 230—231 учебника); рабочая тетрадь.