Цель урока: подвести школьников к пониманию того, что с возрождением и подъёмом Руси развивалась и русская культура, отражая все перемены в жизни государства; познакомить с лучшими достижениями русской культуры; показать отражение патриотических чувств людей в произведениях литературы, искусства этого периода.
Характеристика основных видов деятельности: систематизировать достижения культуры Руси в XIV—XV вв.; проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях; описывать памятники культуры, предметы быта на основании иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала); составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV—XV вв.; искать информацию в различных источниках и участвовать в игре «Путешествие в древнюю Москву»; участвовать в оформлении альбома, посвящённого памятникам культуры родного края изучаемого периода.
Основные понятия: жития, хождения, иконопись. Оборудование урока: презентации на темы «Русская архитектура», «Русская живопись» (произведения Феофана Грека и Андрея Рублёва).
ХОД УРОКА
Проверка знании может быть построена на обсуждении написанных учениками эссе о жизни различных слоёв населения Русского государства, а может состоять из небольшого исторического диктанта по теме «Хозяйство и люди».
Вопросы для учащихся:
Как назывались:
1. Орудие труда, соединяющее в себе преимущества железного плуга и деревянной сохи.
2. Поселения крестьян, наименования которых произошли от глагола «драть» (они стали основой подъёма сельского хозяйства в России XV — первой половины XVI в.).
3. Поселения крестьян, состоявшие из 1—3 дворов и освобождённые от налогов.
4. Освоение новых земель в лесной глуши недалеко от прежних мест поселений.
5. Организации торговцев, ремесленников в городах.
6. Профессиональные организации крупных купцов.
План изучения нового материала:
I. Литература.
II. Архитектура.
III. Живопись.
IV. Народное творчество.
V. Быт русского народа в XIV — начале XVI в.
I. Литература
Учитель рассказывает о видах литературы XIV — начала XVI в. На доске и в тетрадях вычерчивается схема.
Виды литературы
Задания для учащихся:
1. Соотнесите названия произведений и отрывки из них.
Название произведения |
Отрывок |
1. Задонщина 2. Новгородская летопись о Куликовской битве |
A) ...Тогда гуси загоготали и лебеди крыльями заплескали. Нет, то не гуси загоготали и не лебеди крыльями заплескали: то поганый Мамай пришёл на Русскую землю и воинов своих привёл. А уже гибель их подстерегают крылатые птицы, паря под облаками, вороны неумолчно грают, а галки по-своему говорят, орлы клекочут, волки грозно воют, а лисицы брешут, кости чуя... Б) ...Когда пришло время, начали съезжаться сторожевые полки русские с татарскими. Сам великий князь впереди в сторожевых полках наехал на поганого царя, наречённого дьявола Мамая. Потом, недолго спустя, отъехал князь в великий полк... B) ...Сообщили князю великому, что князь Олег Рязанский посылал Мамаю на помощь свою силу, а сам на реке Оке разметал мост, а кто поехал с Донского побоища домой через его отчину, Рязанскую землю, бояре или слуги, тех велел хватать и грабить, и нагих отпускать. Князь же Дмитрий из-за того захотел на Олега рать свою послать... Г) ...И тогда, как соколы, стремглав полетели на быстрый Дон. То ведь не соколы полетели: поскакал князь великий Дмитрий Иванович со своими полками за Дон, а за ним и всё русское войско. И сказал: «Брат, князь Владимир Андреевич, тут, брат, изопьём медовые чары круговые, нападём, брат, своими полками сильными на рать татар поганых». Д) ...И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой! Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя... |
Название произведения |
Отрывок |
Е) ...И пройдя свою отчину, великое своё княжение, стал он у Оки на устье Лопасни, перенимая вести от поганых. Тут приехал Владимир, брат его, и великий его воевода Тимофей Васильевич и все воины остальные, что были оставлены на Москве. И начали они перевозиться за Оку за неделю до Семёнова дня в день воскресный и, переехав за реку, вошли в землю Рязанскую... |
2. Расставьте отрывки из «Жития Сергия Радонежского» в хронологической последовательности.
A. ...Сергий, видя, что он уже к Богу отходит, чтобы природе отдать долг, дух же Иисусу передать, призывает братство и беседу повёл подобающую, и, молитву совершив, душу Господу предал в год 6900 (1392) месяца сентября в 25-й день...
Б. ...Прошло много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения великого Ивана начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе стороны места этого селиться, и построили сёла, и засеяли поля. Начали они часто посещать монастырь, принося различные нужные вещи...
B. Преподобный Сергий родился от родителей благородных и благоверных: от отца, которого звали Кириллом, и матери, по имени Мария, которые были всякими добродетелями украшены...
Г. ...В то же время Варфоломей хотел принять пострижение монашеское. И призвал он к себе в пустыньку священника, игумена саном. Игумен постриг его месяца октября в 7-й день, на память святых мучеников Сергия и Вакха. И дано было имя ему в монашестве Сергий. Он был первым иноком, постриженным в той церкви и в той пустыни...
Д. ...Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идёт на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришёл к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить...
Е. ...И потом Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыне: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому...
Ж. Предвидел он за шесть месяцев свою кончину и, призвав братию, вручил игуменство своему самому любимому ученику... И с тех пор Сергий, этот великий подвижник в вере благочестивейший... безмолвствовать начал.
3. Соотнесите города, в которых бывал Афанасий Никитин, и отрывки «Хожения за три моря» в соответствии с маршрутом путешествия.
Город |
Отрывок |
1. Тверь 2. Казань 3. Астрахань 4. Дербент 5. Ормуз 6. Маскат 7. Бидар 8. Кафа (Феодосия) |
A) ...В Бидаре на торгу продают коней, камку, шёлк и всякий иной товар да рабов чёрных, а другого товара тут нет. Товар всё кундустанский, а из съестного только овощи, а для Русской земли товара нет. А здесь люди всё чёрные, все злодеи, а жёнки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят... Б) ...Поплыл я с ними вниз по Волге. Казань прошли без препятствий, не видели никого... B) ...И пришли мы в Дербент, и Василий благополучно туда пришёл, а мы ограблены. И я бил челом Василию Папину и послу ширваншаха Хасан-беку, с которым мы пришли, — чтоб похлопотал о людях, которых кайтаки под Тарками захватили... Г) ...А Ормуз — на острове, и море наступает на него всякий день по два раза. Тут провёл я первую Пасху, а пришёл в Ормуз за четыре недели до Пасхи. И потому я города не все назвал, что много ещё городов больших. Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжёт. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи, в день Радуницы, пошёл я в таве с конями за море Индийское... Д) ...Пошёл я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича... Е) ...Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиего милостью пришёл я в Кафу за девять дней до Филиппова поста. (Бог-творец!) Милостию Божией прошёл я три моря. (Остальное Бог знает, Бог покровитель ведает.) Аминь!.. Ж) ...И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня, а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея, тут родится краска да лак... 3) ...Плывём мы мимо Астрахани, а месяц светит, и царь нас увидел, и татары нам кричали: «Качма — не бегите!» А мы этого ничего не слыхали и бежим себе под парусом. За грехи наши послал царь за нами всех своих людей, настигли они нас на Богуне и начали в нас стрелять. У нас застрелили человека, и мы у них двух татар застрелили. А меньшее наше судно... застряло, и они его тут же взяли да разграбили, а моя вся поклажа была на том судне... |
II—III. Архитектура. Живопись
Звучит краткий обобщающий рассказ учителя об изменении облика Руси от времени правления Александра Невского до времён правления Ивана III.
Далее ученикам предлагается выполнить задания по вариантам с элементами лабораторной работы.
Задания для учащихся:
1- й вариант: ученики работают над разделом «Архитектура» и заполняют таблицу (задание 5 на с. 195 учебника). Кроме того, выполняется задание 3 на с. 85 рабочей тетради.
2- й вариант: ученики работают над разделом «Живопись» и заполняют следующую таблицу:
Живописец |
Произведение |
Один из учеников может подготовить и представить сообщение на тему «,,Троица“ Андрея Рублёва»
Дополнительные материалы для учителя:
ЛЕТОПИСЬ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРИСТОТЕЛЯ ФИОРАВАНТИ (ПЕРЕВОД А. Ю. КАРПОВА)
Прежнюю церковь разбил таким образом: поставил три бревна, и соединил воедино их верхние концы, и поперёк их подвесил на верёвках дубовый брус, а конец его оковал железным обручем, и, раскачивая его, стал бить в стены. А иные стены снизу подрубил, и поставил поленья, и поджёг их — и так стены пали. И чудно было видеть: три года церковь строили и меньше чем за неделю всё разрушили, так что не успевали и камни выносить. А рвы повелел заново копать и колья дубовые вбивать.
Печь же для обжига кирпичей устроил за Андрониковым монастырём, в Калитникове. И делали кирпичи уже наших русских, и продолговатее, и твёрже. Известь же повелел густо замешивать — так, что если за ночь засохнет, то нельзя и ножом расколоть. И замешивали её, как тесто, и мешали железными лопатками. Церковь же заложил продолговатую, подобно палатам.
За первое лето вывел Аристотель из земли основание. Камень же внутрь повелел класть ровный. И заложил четыре столпа круглых:
— Они, — сказал, — крепко стоят.
А в алтаре—два столпа кирпичных, те четырёхугольные. И все в кружало1 да в правило2...
На другое лето вывел церковь до самых сводов. Внутри же стен положил связи железные, а между столпов, где в наших церквях дубовые брусья, всё железом оковал.
1 Кружало — циркуль.
2 Правило — линейка.
На третье лето соорудил Аристотель колесо. И камень наверх не носили, но на верёвках закрепляли и так поднимали. Наверху же малы колёсца устроили, которые плотники называют векшею1, и было устроено это весьма удивительно.
После ознакомления учащихся с основными видами построек (храм, крепость, жилые дома, общественные сооружения) учитель показывает учащимся презентацию на тему «Русская архитектура», в которой даны изображения разных типов зданий, и ученики должны их узнать и назвать.
Задание для учащихся:
Выберите на основе отрывка из документа правильные суждения о том, какими качествами, по мнению людей XV—XVI вв., должен был обладать иконописец.
Дополнительные материалы для учителя:
ИЗ «ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОСИФА ВОЛОЦКОГО»
Святой же Андроник сиял великими добродетелями, и с ним были ученики его, Сава и Александр, и эти удивительные и славные иконописцы, Даниил и ученик его Андрей, и иные многие такие же. И они имели такую добродетель и такое старание о постничестве и о иноческом жительстве, чтобы им сподобиться божественного и так преуспевать в божественной любви, чтобы никогда не заботиться о земном, но всегда ум и мысль возносить к невещественному и божественному свету, чувственное же око всегда возводить к написанному в вечные веки образу Господню и пречистое его Богоматери и всех святых. Поэтому и в самый праздник светлого Воскресения Христова они, сидя на седалищах, имели перед собою божественные и всечестные иконы и на них безотрывно смотрели, исполняясь божественной радости и светлости...
(Примерный ответ: старательно поститься; учиться у иностранных живописцев; соблюдать монашеский образ жизни; уметь вести своё хозяйство; уметь услужить князю; не заботиться о земном; стремиться к славе; вдохновляться иконописными изображениями прошлого.)
Ещё одним вариантом изучения данного пункта является игра «Путешествие в древнюю Москву». Она проводится при опоре на схему на с. 189 учебника или на аналогичное наглядное пособие. Учащиеся заранее делятся на группы и распределяют между собой архитектурные памятники Московского Кремля, возведённые в конце XV — начале XVI столетия. Каждая из групп готовит часть обзорной экскурсии по своему памятнику, а представители групп проводят свою часть виртуальной экскурсии с одноклассниками.
1 Векша — белка; так же называют особые блоки, которые используют плотники при строительстве зданий.
IV. Народное творчество
Этот пункт плана изучается учащимися самостоятельно.
Задание для учащихся:
Прочитайте раздел «Народное творчество» и ответьте на вопрос: о чем складывались песни и былины?
V. Быт русского народа в XIV — начале XVI в.
Этот пункт плана изучается в ходе игры — исторического лото. Ученики предварительно знакомятся с текстом учебника, посвящённым быту людей того времени. Потом класс делится на 4—6 групп и раздаётся заранее заготовленные карточки с информацией, например: 1) полуземлянка; 2) передвижение верхом.
На доске учитель предварительно чертит таблицу и заполняет её.
Богатые |
Бедные |
Сельские жители |
Горожане |
|
Жильё |
||||
Одежда |
||||
Обувь |
||||
Передвижение |
||||
Еда |
||||
Развлечения |
Ученики должны вписать номера розданных им карточек в соответствующую графу таблицы. Выигрывает тот, кто при её заполнении допустит меньше всего ошибок.
Пустые графы таблицы (например, в учебнике нет информации о том, чем питались богатые люди) могут быть заполнены учениками дома с использованием дополнительных источников информации.
Домашнее задание: § 26, вопросы и задания после параграфа, повторение главы III. Опережающее задание: прочитать раздел «Подведём итоги» на с. 196—197 учебника, устно ответить на вопросы к нему на с. 198.