УРОК 27. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIV - НАЧАЛЕ XVI в. (§ 24)

Цель урока: рассмотреть роль Русской православной церкви в создании единого централизованного государства, развитии культуры; показать взаимоотношения между церковной и светской властями; рассмотреть причины возникновения ересей, борьбу иосифлян и нестяжателей, теорию « Москва — Третий Рим ».

Характеристика основных видов деятельности: раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности; характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью; объяснять значение понятия «ересь» и теорию «Москва — Третий Рим»; приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

Основные понятия: уния, ереси, еретики, нестяжатели, иосифляне, Москва — Третий Рим, господствующая (официальная) церковь.

Оборудование урока: карта «Россия в XV — начале XVI в.» с обозначением важнейших монастырей, картина А. М. Васнецова «Монастырь в средневековой Руси», презентация на тему «Исторические монастыри России».

ХОД УРОКА

Первый вариант проверки основывается на работе со схемами и таблицами, рассмотренными на прошлом уроке. Проверка заключается в том, что учащийся получает незаполненную схему и заполняет её по памяти.

Другой вариант предполагает проведение понятийного диктанта и использование карточек.

Примерные вопросы для исторического диктанта:

1. Кто стоял во главе Русского государства?

2. Что представляла собой Боярская дума?

3. Как называются учреждения, ведавшие различными областями управления?

4. Как называется орган, который контролировал поступление налогов?

5. Какие функции выполнял Дворец?

6. Что такое кормление?

7. Как называется порядок занятия должностей по знатности рода?

8. Как мы называем круг людей, которые состояли на службе у великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д.?

9. Как назывался закон, принятый в Киевской Руси Ярославом Мудрым?

10. Какое название получил новый свод законов, принятый Иваном III?

11. Что такое пожилое? Кто и в каком случае его выплачивал?

12. Что такое вотчина?

13. Что такое поместье?

План изучения нового материала:

I. Церковь в XIV — начале XV в.

II. Великие князья и церковь.

III. Церковь и ереси.

Первый вариант проведения урока:

Материал параграфа необычен и сложен по содержанию для восприятия учащимися. Поэтому на уроке целесообразно организовать чтение текста учебника и его анализ в ходе коллективного обсуждения.

Рекомендуем начать изучение темы с выполнения заданий 1 и 2 в рабочей тетради.

Далее читаем и комментируем текст (пункты 1, 2 § 24), выясняем роль православной церкви в деле объединения страны, выполняем задание 3 в рабочей тетради.

Третий вопрос разбирается достаточно подробно. Учащимся предлагается вспомнить из курса истории Средних веков, что такое ереси и чем было вызвано их появление в Средние века. В сильном классе можно предложить рассказать о сути еретических учений средневековой Европы.

После этого продолжаем чтение текста учебника (пункт 4 § 24).

Вопросы для учащихся:

1. Почему ереси появляются в первую очередь в крупных городах?

2. Какими были представления новгородских еретиков?

3. Почему Иван III поначалу поддерживал еретиков?

Затем вместе с учителем на доске и в тетрадях учащиеся заполняют первую колонку таблицы в рабочей тетради.

Далее учитель с классом рассматривает взгляды нестяжателей, заполняя вторую колонку таблицы в рабочей тетради и отвечая на вопрос: чем идеи нестяжателей были привлекательны для Ивана III?

По тексту учебника учитель знакомит учеников со взглядами иосифлян, заполняя одновременно третью колонку в таблице.

Вопросы для учащихся:

1. В чём состояло различие нестяжателей и иосифлян в отношении к церковным землям, имуществу, ересям?

2. Почему Иван III изменил своё отношение к нестяжателям и еретикам?

Учитель заканчивает урок рассмотрением теории «Москва — Третий Рим».

Вопросы для учащихся:

1. Какова основная идея теории «Москва — Третий Рим»?

2. Почему это учение появляется в начале XVI в.?

Выполнение задания 4 в рабочей тетради.

Дополнительный материал для учителя:

СЛОВАРЬ РУССКИХ СВЯТЫХ О СЕРГИИ РАДОНЕЖСКОМ (1862 г.)

СЕРГИЙ, преподобный и Богоносный, игумен и чудотворец Радонежский, основатель Троицкой Сергиевой лавры, родился в 1315 г. в Ростове от благочестивых родителей Кирилла и Марии; при рождении назван Варфоломеем. Отец его, один из бояр ростовских, расстроив состояние от частых поездок с князем в Орду, переселился (около 1328 г.) с семейством в город Радонеж (ныне село Городище, в 11 верстах от лавры), в удел князя Андрея, меньшего брата Семёна Ивановича Гордого, где охотно селились люди неизбыточные, ибо наместник княжеский, некий Терентий Ртищ, давал им льготу и выгоды. Родители Варфоломея перед кончиной приняли монашеский чин; они погребены в Хотькове монастыре. Варфоломей, представив меньшему брату своему Петру отцовское наследие, отправился со старшим братом своим Стефаном, овдовевшим и принявшим иноческий сан, искать убежища от мирских забот. Они поселились в лесу (1337 г.) в десяти верстах от Радонежа, на том месте, где ныне лавра, и с благословения митрополита Феогноста основали церковь. Стефан вскоре переселился в Москву и вступил в монастырь Св. Богоявления. Тогда Варфоломей призвал некого игумена Митрофана, который и постриг его в монахи под именем Сергия. Подкрепив нового инока молитвою и словом Божьим, игумен удалился; Сергий остался в дремучем лесу один. Неоднократно во время нощной молитвы представлялись Сергию ужасные видения, угрожавшие ему смертью, а месту разрушением. Крепкою, но смиренною молитвой разрушал преп. Сергий пустынные страхи и мечтания. Не раз к хижине Сергия приходил большой медведь, которого кормил сам святой отшельник. Но недолго жил юный пустынник в своём одиночестве. Слава о святости отшельника Сергия вскоре распространилась и привлекла к нему иноков из других монастырей. Многие стекались к нему на сожительство и строили кельи. По общему гласу братии он был избран игуменом обители и посвящён (1354 г.) в сей сан в Переяславле епископом Волынским Афанасием, правившим тогда российскою церковью по случаю отъезда св. Алексия в Константинополь для посвящения на митрополию. Сперва число иночествующих состояло из 12 человек; но по прибытии из Смоленска архимандрита по имени Симона число братии увеличилось, и обитель распространена. Строгое благочестие и христианское смирение возвеличили св. Сергия между современниками: митрополит, князь, бояре изъявляли к нему отменное уважение. Константинопольский патриарх Филофей отправил в св. обитель особливое посольство; прислал с оным к преп. Сергию благословенную грамоту, крест, параманд и схиму. Вследствие этой грамоты учреждено было общежительство в обители. Сергий, устроив свою паству и желая уединения, тайно удалился за 40 вёрст в пустыню, именуемую Киржач; но по увещанию митрополита Алексия и по убедительной просьбе братии он возвратился к ним и уже до конца жизни не оставлял мирной своей обители. Св. Сергий, радея о делах церкви, показал себя пастырем многих монастырей и отцом их настоятелей, ибо чрез учеников своих устроены им обители: Симоновская, с церковью во имя Рождества Богородицы; Киржачская; Дубенская, на реке Дубенке с церковью Успения Богоматери; эта церковь устроена по воле великого князя Дмитрия Донского, назвавшего монастырь своим Присным; Богоявленская, устроенная по воле того же великого князя в отчине его Коломне на урочище, называемом Голутвин; Высотская, возле Серпухова, названная так от места, именуемого Высокое, с церковью во имя Зачатия Пречистой Богородицы. Эта обитель устроена по усердию удельного князя Владимира Андреевича. Кроме того, по просьбе святителя Алексия преп. Сергий дал ученика своего Андроника на устройство Спасского монастыря в Москве на реке Яузе.

Общее желание князей было, чтобы по кончине митрополита Алексия преп. Сергий заступил место его; сам святитель Алексий просил Сергия быть его преемником, но преподобный уклонился от предлагаемого ему высокого сана. Перед кончиною своею св. Алексий передал от себя преп. Сергию золотой крест, украшенный драгоценными каменьями, в знак особого уважения к св. игумену.

Великий князь Дмитрий Иванович, собираясь на битву с Мамаем, приходил к преподобному Сергию за благословением. Св. угодник дал ему двух иноков в сподвижники: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Осенив князя крестным знамением, он как бы предрёк ему победу, одержанную над татарами близ Дона, на Куликовом поле. Во время несогласий между удельными князьями преп. Сергий был их миротворцем.

Стефан, епископ Пермский, ехал однажды в Москву и на пути своём, находясь в 9 верстах от обители преп. Сергия, остановился на том месте, где ныне колодезь и крест, и поклонился в ту сторону, где стояла обитель Сергиева. Преподобный, бывший в то время с братией за трапезою, духовно прозрел приближение святого и ответствовал ему поклоном. В память сего сохраняется в лавре особенное обыкновение: среди трапезы по данному колоколом знаку все братия встают и начальствующий произносит краткую молитву, призывая на помощь молитвы преподобного Сергия.

Незадолго до кончины преп. Сергия было ему чудное видение — явление Богоматери с двумя апостолами Петром и Иоанном. Чему был свидетелем ученик его преп. Михей, живший с преп. Сергием в одной келье. В честь сего видения по благословению святого Синода в 1734 г. построена при архимандрите Варлааме церковь во имя преп. Михея. Преп. Сергий преставился в 1392 г., сентября 25 дня. Мощи его обретены нетленными 1422 г., июля 5, при великом князе Юрии Дмитриевиче. Они почивают в соборном храме Троицкой лавры в серебряной раке, устроенной царём Иваном Грозным. В 1737 г. императрица Анна Иоанновна устроила вокруг сей раки другую, серебряную же с сению на столпах. Церковь совершает память преп. Сергия в день его кончины, 25 сентября, и в день обретения мощей его, 5 июля.

Царь Иван Грозный (в 1530 г.) крещён в Сергиевой обители и по крещении положен в раку преподобного, как бы в знак препоручения покровительству его. Царь Иван имел к преп. Сергию особенное усердие. Он сделал походную церковь во имя св. угодника Радонежского, и с того времени в Российской армии артиллерийская церковь существует и доныне во имя Сергия. Во время Казанского похода Иван в новосозданном городе Свияжске в 1551 г. основал также первую церковь Сергиевскую; а по возвращении из похода возил крестить первородного сына своего царевича Дмитрия в Сергиев монастырь. В 1561 г. по велению Ивана учреждена в Сергиеве монастыре архимандрия, и тогда же архимандриту этой обители Елевферию дано было с преемниками первенство пред всеми российскими архимандритами. В начале XVII столетия монастырь Сергиев выдержал знаменитую осаду от поляков, продолжавшуюся год и четыре месяца. Иноки монастыря не только отражали неприятеля, но подкрепляли и Москву, доставляя съестные припасы, деньги и военные снаряды войску. Икону преп. Сергия, писанную на гробовой его доске, брал царь Алексий Михайлович и Пётр I во все походы, а в 1812 г. благословил ею митрополит Платон императора Александра на брань с Наполеоном.

Второй вариант проведения урока:

Другой вариант проведения урока предполагает проблемный подход к изучению материала: в ходе урока перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны ответить, работая с учебником и слушая объяснения учителя:

1. Почему авторитет церкви в то время был так высок?

2. Почему Русская православная церковь отвергла унию?

3. Почему Иван III перестал поддерживать нестяжателей и начал поддерживать иосифлян?

4. Почему Москву провозгласили Третьим Римом?

I. Церковь в XIV — начале XV в.

Важно акцентировать внимание учащихся на трёх причинах высокого авторитета церкви: подвижническая и благотворительная деятельность; наличие выдающихся религиозных деятелей, совершивших духовный подвиг (здесь можно заслушать сообщения учащихся о жизни митрополита Алексея, Сергия Радонежского и монаха Кирилла); экономическое усиление и обогащение церкви.

II. Великие князья и церковь

Этот вопрос вызывает противоречивые толкования, и потому важно акцентировать внимание учащихся на том, что борьба с унией была, по сути, борьбой за независимость Русского государства от Запада.

III. Церковь и ереси

Изучение данного пункта нужно начать с повторения понятий «ереси» и «еретики» и с составления сравнительной таблицы «Нестяжатели и иосифляне».

Нестяжатели

Иосифляне

Отношение к владению собственностью

Отрицательное

Положительное

Отношение к еретикам

Терпимость

Нетерпимость

Отношение к светской власти

Светская и церковная власть существуют параллельно

Готовность признать приоритет светской власти

После этого рассматриваются взаимоотношения нестяжателей и иосифлян и великокняжеской власти с точки зрения его выгоды и делаются выводы.

Далее целесообразно проанализировать главную фразу теории «Москва — Третий Рим»: «Москва есть Третий Рим цветущий, а четвёртому — не бывати!» в этой фразе заложено несколько смыслов.

Фрагменты фразы

Смыслы

Москва есть Третий Рим...

Как известно, первый Рим был высшей ступенью развития античного мира, второй Рим — Константинополь — высокоразвитой цивилизацией Средневековья, следовательно, Третий Рим — Москва является наследником всего лучшего, чего достигло человечество в своей истории. Кроме того, этот фрагмент устанавливает связь Москвы с античной и средневековой мировой историей.

...цветущий...

Как известно, Рим погиб под натиском варваров, а Константинополь взяли турки. Процветающее положение Москвы как бы подчёркивает правильность политической стратегии её правителей и то, что Москва — достойный преемник первого и второго Рима.

...а четвёртому — не бывати!

Таким образом, с судьбой Москвы связывается судьба всего человечества. Москва — последний его шанс на процветание, потому что четвёртой попытки не будет. Поэтому, чтобы жило человечество, должна процветать Москва, и, следовательно, любой здравомыслящий человек должен бороться за это процветание.

На основании этого можно сделать вывод о том, что теория «Москва — Третий Рим» не только содержит в себе историческую и политическую идентификацию молодого государства, но и закладывает основы его приоритетного положения в межународных отношениях и мировой истории.

Домашнее задание: § 24, вопросы и задания. Дополнительные вопросы и задание: 1. Если бы вы были на месте Ивана III, чью сторону вы бы приняли в споре иосифлян и нестяжателей? 2. Почему в Европе в конце XV в. было много еретиков, а в России нет? 3. Покажите, что Русская православная церковь сыграла важную роль в создании Русского централизованного государства (приведите исторические факты).