УРОК 18. ОРДЫНСКОЕ ИГО (§ 16)

Цель урока: показать ордынское иго как время длительного господства Золотой Орды над Русскими землями; раскрыть процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами и значение политики Александра Невского, направленной на уменьшение негативных последствий ига; показать значение борьбы населения против завоевателей, определить последствия ига.

Характеристика основных видов деятельности: объяснять, в чём выражалась зависимость Русских земель от Золотой Орды; характеризовать повинности населения; характеризовать Александра Невского как политика; оценивать последствия ордынского ига для Руси.

Основные понятия: иго, ярлык, баскаки, набеги, ордынский выход.

Оборудование урока: карта «Русь в XIII в.», схема-презентация «Последствия монгольского нашествия», репродукции картин Г. И. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», В. С. Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя».

ХОД УРОКА

Проверка знаний может проводиться в форме повторительной беседы, подводящей школьников к изучению темы и облегчающей её усвоение.

Возможные вопросы и задание для учащихся:

1. С какими внешними врагами пришлось вести борьбу Руси в XIII в.?

2. Назовите причины успехов завоевательных походов монголов.

3. Как проявилось полководческое искусство князя Александра Невского?

4. Какое значение имели победы над крестоносцами?

5*. Почему Русь покорилась нашествию с Востока, но смогла противостоять агрессии с Запада?

Вариантом проверки домашнего задания может быть фронтальный опрос, при котором учитель называет дату из двух пройденных перед этим параграфов, а ученик называет событие, соответствующее этой дате, и даёт его краткую характеристику (например: 1211 г. — нападение Чингисхана на Китай — разгром китайского войска и завоевание Северного Китая, использование военного опыта покорённого народа).

Первый вариант проведения урока:

План изучения нового материала:

I. Русь под игом. Что такое ордынское иго?

II. Последствия ига.

III. Русь и Орда при Александре Невском.

I. Русь под игом. Что такое ордынское иго?

При изучении первого пункта плана можно предложить учащимся самостоятельно ознакомиться с понятием «монгольское иго». Для этого ученики, опираясь на материал учебника, заполняют и комментируют следующую схему:

Другой вариант работы: рассказ учителя и последующий опрос учащихся.

Вопрос и задания для учащихся:

1. Кто на Руси был освобождён от дани и почему?

2. Дайте собственное определение понятия «ордынское иго».

3. Составьте рассказ по картине С. В. Иванова «Баскаки» (с. 119 учебника).

II. Последствия ига

Рассматривая второй пункт плана, учитель использует схему, которая может служить иллюстрацией к его рассказу (в этом случае её можно подать как презентацию), или же учащиеся должны вслед за объяснением учителя самостоятельно заполнить пустые элементы этой схемы (какие именно элементы схемы оставить незаполненными, решает учитель).

Последствия монгольского нашествия

III. Русь и Орда при Александре Невском

Третий пункт плана может предваряться заданием подготовить ответы на вопросы: какую политику вёл Александр Невский по отношению к Орде? Соответствовала ли эта политика интересам Руси?

После рассмотрения этих вопросов учитель рассказывает о взаимоотношениях Руси и Орды.

Второй вариант проведения урока:

План изучения нового материала:

I. «Немецкий порядок» и ордынское иго.

II. Проблема выбора и политика Александра Невского.

III. Последствия выбранной политики.

I. «Немецкий порядок» и ордынское иго

Ученики знакомятся со сложившейся в то время политической ситуацией, в которой Русь оказывается между двух огней и не может противостоять обоим противникам одновременно. Выход был в объединении с кем-то одним против другого. Ученики вместе с учителем записывают (он на доске, они в тетради) системы отношений, предлагавшиеся Руси её противниками.

«Немецкий порядок» (Запад)

Ордынское иго (Восток)

1. Оккупация (захват территории и установление на ней своей системы власти и управления)

1. Ярлык (система политического контроля за Русскими землями при сохранении власти русских князей)

2. Окатоличивание (искоренение православия и насильственное внедрение католичества)

2. Дань (система экономического контроля и извлечения дохода с Русских земель)

3. Онемечивание (запрет на местные обычаи, замена русского языка немецким)1

3. Набеги (система устрашения непокорных)

II. Проблема выбора и политика Александра Невского

Пункт плана посвящён проблеме выбора, которую приходилось решать князю Александру Невскому: постараться добиться наиболее приемлемых отношений с монголами и отбивать все попытки Запада захватить или хотя бы усилить своё влияние на Руси либо же заключить союз с Западом и постараться свергнуть ордынское иго. Учащиеся рассматривают п. 3 учебника «Русь и Орда при Александре Невском» и должны дать характеристику политики князя. После этого учитель проводит с учащимися беседу о том, чем же был обоснован выбор князя. Особое внимание учитель акцентирует на том, что:

— реализм и рациональность оценки положения Руси: призыв к восстанию против власти Орды был в тех условиях равноценен самоубийству;

— подчинение «правилам» Востока давало Руси перспективу остаться самой собой (сохранение власти русских князей, терпимость в религиозных вопросах), в то время как «немецкий порядок» такой перспективы лишал напрочь.

III. Последствия выбранной политики

Целесообразность политики Александра Невского можно проиллюстрировать как её последствиями, которые привели в конечном счёте к усилению Руси и освобождению от ига, так и сравнением с судьбой Галицко-Волынского княжества (Даниил Галицкий), которое согласилось на союз с Западом, что привело лишь к повторному, более серьёзному разорению княжества монголами. Возможно и сравнение с судьбой народов Прибалтики, которые до начала XX в. находились под властью немецких баронов.

1 Наглядным примером такой политики стало поведение крестоносцев в захваченной Прибалтике.

Дополнительные материалы для учителя:

ИСТОРИК Н. С. БОРИСОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К МОНГОЛО-ТАТАРСКОМУ ИГУ НА РУСИ

В то время как борьба с наступлением «римлян» поощрялась церковью как дело необходимое и «богоугодное», любое восстание против власти Орды рассматривалось ею как «богоборчество». Такая позиция церкви определялась многими причинами. Вероятно, определённую роль сыграло то, что монголо-татары во всех завоёванных ими странах —в том числе и на Руси — освобождали священнослужителей от податей и повинностей. Таков был завет самого «Потрясателя Вселенной» — прозорливого Чингисхана.

И всё же основные причины «примиренческого» отношения русской церкви к монголо-татарам отнюдь не в этом. Было бы неверно думать, что наше духовенство «продалось» чужеземцам и за дарованные ему льготы верой и правдой служило «поганым», призывая народ к покорности. Такой взгляд, восходящий ко временам «воинствующих безбожников», порой ещё встречается в научной и научно-популярной литературе. В действительности позиция церкви объяснялась прежде всего самой реальностью тогдашней Руси. Призыв к восстанию против власти Орды в тех условиях был равносилен призыву к массовому самоубийству. Иное дело —борьба против «римлян». Жизнь показала, что остановить и разгромить этого врага вполне возможно. Необходимо лишь единомыслие князей, всеобщее единение во имя «святого дела».

Борьба против Орды не только в практическом, но и в «теоретическом» плане означала нечто совсем иное, чем борьба с «римлянами». Крестоносцев послал на Русь и другие православные страны не Бог, а человек — римский первосвященник, возомнивший себя «земным богом». Сражаясь с ними, русские могли надеяться на поддержку Небесных сил. Для людей той эпохи даже надежда на это значила немало.

Совершенно иначе понимали тогда владычество Орды. Нашествие неведомых, живущих «на краю земли» народов неоднократно описано в Библии. Ветхозаветные пророки Исайя, Иеремия, Иезекииль говорили об этом так, словно они были очевидцами батыевщины. Не менее яркие описания нашествия и чужеземного ига давала и самая популярная из ветхозаветных книг — Псалтырь: «Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих —зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их. Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?» (Псалтырь, 78, 1—5.)

Согласно христианским представлениям о мире, Библия служит как бы ключом, с помощью которого открывается сокровенный смысл любого события в истории человечества. Происходящее сегодня лишь очередное повторение «прообраза» — того или иного события, описанного в Библии. Следуя этой системе познания, всякий христианин понимал нашествие и владычество над Русью «злейшего из народов» как проявление гнева Божьего.

Монголо-татары явились «от края земли» не сами собой, не по воле своих предводителей. Их привёл Бог. Они — бич в руках Всевышнего. И потому бороться с ними также безумно, как бороться с самим Богом.

Избавить Русь от ига «иноплеменников» может только тот, кто привёл их, — сам Всевышний. Но Он сменит гнев на милость лишь тогда, когда люди перестанут нарушать Его заповеди. Только возвратившись на путь добродетели, можно заслужить избавление от вездесущего гнева Божьего.

Так по-разному смотрела церковь на действия западных и восточных врагов Руси. Этот взгляд запечатлён во всех без исключения летописях той поры, во многих литературных памятниках. И если её взгляд на запад особенно ярко выразился в «Житии Александра Невского», то взгляд на восток наиболее отчётливо и полно изложил современник Александра Невского Владимирский епископ Серапион — один из самых известных проповедников средневековой Руси. Вот небольшое извлечение из проповедей Серапиона:

«Страшно, дети, подпасть под Божий гнев. Почему не думаем, что постигнет нас, в такой жизни пребывающих? Чего не навлекли на себя? Какой казни от Бога не восприняли? Не пленена ли земля наша? Не покорены ли города наши? Давно ли пали отцы и братья наши трупьем на землю? Не уведены ли женщины наши и дети в полон? Не порабощены ли были оставшиеся горестным рабством неверных? Вот уже к сорока годам приближаются страдания и мучения, и дани тяжкие на нас непрестанны, голод, мор на скот наш, и всласть хлеба своего наесться не можем, и стенания наши и горе сушат нам кости. Кто же до этого нас довёл? Наше безверье и наши грехи, наше непослушанье, нераскаянность наша! Молю вас, братья, каждого из вас: вникните в помыслы ваши, узрите очами сердца дела ваши, — возненавидьте их и отриньте, к покаянию придите. Гнев Божий престанет, и милость Господня изольётся на нас, и все мы в радости пребудем на нашей земле...»

Закрепление материала может быть проведено в виде повторительно-обобщающей беседы по заданиям рабочей тетради (с. 44—45).

Домашнее задание: § 16, вопросы после параграфа.