Цель урока: показать особенности зарождения и развития древнерусской культуры, распространения письменности и грамотности на Руси; познакомить учащихся с былинами, летописанием и литературными жанрами (слово, житие, поучение), памятниками зодчества, живописи (мозаики, фрески, иконы); дать представление о быте и нравах населения; определить общие и различные явления в развитии культуры Руси и других стран.
Характеристика основных видов деятельности: рассказывать о развитии культуры Древней Руси; описывать памятники древнерусского зодчества, живописи, предметы декоративно-прикладного искусства; различать жанры древнерусской литературы; объединять текстовую и наглядную информацию о древнерусской культуре; осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».
Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, летописи, былины, зодчество, искусство, мозаика, фреска.
Оборудование урока: карточки с датами и именами князей; презентация на тему «Культура Древней Руси», составленная учителем по пунктам плана; изображение креста-энколпиона; современные издания «Повести временных лет», «Поучения детям» Владимира Мономаха, былин; иллюстрации с изображениями древнерусских храмов.
ХОД УРОКА
Примерные вопрос и задание для фронтального опроса:
1. Какие причины распада Руси вы можете назвать?
2. Дайте общую оценку состояния Руси в период раздробленности.
Примерные задания для индивидуальных ответов:
1. Дайте характеристику Новгородской земли в период раздробленности.
2. Дайте характеристику Владимиро-Суздальского княжества в период раздробленности.
Другим вариантом проверки домашнего задания может быть выполнение учениками следующего задания:
*Каким князьям посвящены строки из «Слова о полку Игореве»? Своё мнение поясните.
1. Высоко ты сидишь на своём златокованом престоле, подперев железными полками горы Венгерские, заступив королю путь, затворив Дунаю ворота...
2. Великий князь!.. Не думаешь ли ты прилететь издалека, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать. Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногате, а раб по резане.
3. Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование. «Хочу, сказал, копьё преломить на границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона».
4. Тот ведь [князь] мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял... Тогда при... Гориславиче засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожьего внука, в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили.
При проведении урока в варианте «Школьный музей» рекомендуется провести проверку домашнего задания по карточкам.
План изучения нового материала на первом уроке:
I. Особенности древнерусской культуры.
II. Письменность, грамотность, школы.
III. Литература.
IV. Архитектура, искусство.
V. Быт народа.
При проведении урока возможно использование различных методических вариантов: традиционная, исследовательско-игровая формы, самостоятельная работа учащихся.
Первый вариант проведения урока:
В случае выбора традиционного урока учитель рассказывает учащимся об особенностях и достижениях древнерусской культуры, сопровождая своё повествование заранее подготовленной презентацией. Ученики записывают наиболее важную информацию и отвечают на вопросы учителя.
I. Особенности древнерусской культуры
При изложении первого пункта плана важно сделать акцент на том, что древнерусская культура возникла и развилась на основе смешения славянской культуры с культурным наследием их соседей в процессе творческой переработки. Необходимо также отметить влияние принятия христианства на развитие древнерусской культуры. В качестве иллюстрации этого влияния учитель демонстрирует учащимся крест-энколпион — христианский символ, украшенный языческими узорами.
II. Письменность, грамотность, школы
Освещая эту часть темы, учитель использует дополнительные материалы.
Дополнительные материалы для учителя:
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ
Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) являются создателями славянской азбуки, просветителями и распространителями православия. Они были первыми переводчиками богослужебных книг на славянский язык.
Братья Константин (принявший в монашестве имя Кирилл) и Мефодий родились в городе Солунь (ныне Салоники, Греция) в семье военачальника. Константин получил превосходное образование при дворе византийского императора в Константинополе. Отказавшись от карьеры чиновника, которую ему предложил сам император, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, а затем преподавал философию (имел прозвище Философ). Успешно участвовал в диспутах с иконоборцами и мусульманами. Его брат Мефодий рано поступил на военную службу, был правителем в одной из населённых славянами областей, а затем удалился в монастырь.
В 863 г. Кирилл и Мефодий были направлены византийским императором по просьбе князя Ростислава в Моравию для проповеди христианского вероучения на славянском языке. Накануне поездки Кирилл создал славянскую азбуку, а Мефодий помог ему перевести с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, какая азбука была тогда создана — кириллица или глаголица.
Проповедь братьев на понятном населению славянском языке вызвала недовольство западного духовенства. В латинской духовной литературе тогда была популярна идея, что богослужение можно совершать только на латинском, греческом и еврейском языках, так как, согласно Евангелиям, именно на этих языках была сделана надпись на кресте, на котором был распят Христос. Для придания своей деятельности официального статуса братья отправились в Рим. В качестве драгоценного дара они привезли мощи св. Климента (четвёртого римского папы), обретённые ими в Херсонесе Таврическом. Папа Адриан II в специальном послании разрешил Кириллу и Мефодию распространение славянских книг и славянского богослужения.
После приезда в Рим Кирилл тяжело заболел и умер. Мефодий был посвящён в сан архиепископа Моравии и Паннонии и возвратился в Моравию. Он обучал славянскому языку и письму, организовывал переписывание славянских книг, готовил священников, способных служить по этим книгам. Мефодий также осуществил ряд новых переводов, завершил перевод Библии на славянский язык. Однако его миссии противодействовало немецкое духовенство, и ему пришлось даже около трёх лет провести в тюрьме по обвинению в ереси.
Вскоре после смерти Мефодия в Моравии победили противники славянского богослужения: славянская литургия была запрещена, а ученики и последователи изгнаны из страны. Но они нашли убежище в Болгарии, которая стала новым центром славянской письменности.
III. Литература
Учитель останавливается на устных и письменных жанрах древнерусской литературы (былины, летописи, слово, житие), приводит примеры. Учитель зачитывает или раздаёт на листочках отрывки, а ученики определяют жанр произведения, соотносят названия произведений и отрывки. Например:
Определите, к какому произведению относятся отрывки текстов.
Название произведения |
Отрывок |
|
1. «Слово О Законе и Благодати». 2. «Повесть временных лет». |
A) ...Затем жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал её строить, и, когда кончил строить, украсил её иконами, и поручил её Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей всё, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты... Б) ...И славный город твой Киев величием, как венцом, окружил и вручил людей твоих и город святой всеславной, скорой на помощь христианам Святой Богородице; ей же и церковь на великих вратах воздвиг во имя первого Господнего праздника — святого Благовещения, так что приветствие архангела, данное Деве, распространится и на град сей... B) ...К тому же часто слышал он о благоверной земле Греческой, христолюбивой и сильной верою: как чтут там единого Бога в Троице и поклоняются Ему, какая власть духовная и какие чудеса и знамения творятся там, что церкви там полны людей, что все города правоверны, все прилежно молятся, все Богу предстоят. И слышав это, возжелал сердцем и возгорелся духом, чтобы стать христианином самому, и христианской — земле его... Г) «...И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей»... |
|
IV. Архитектура, искусство
Рассказ об архитектуре и искусстве сопровождается презентацией. Учитель может спросить учеников: «Как вы понимаете высказывание, что „архитектура — это душа народа, воплощённая в камне"?»
V. Быт народа
При рассмотрении этого пункта плана можно опереться на исторические сочинения-эссе, которые писали учащиеся по материалам урока 8.
Закрепление может быть организовано с помощью вопросов и заданий после параграфа, а также в ходе чтения и разбора документа на с. 92.
Второй вариант проведения урока:
Исследовательско-игровая форма урока позволяет более активно включить учащихся в процесс изучения материала темы. Учитель заранее делит учащихся на группы и даёт каждой группе опережающее задание: «оформить» один стенд «Культура Древней Руси» в воображаемом зале школьного музея. Стенд должен включать в себя текстовую познавательную информацию, иллюстрации. Урок проходит в форме презентаций результатов работы групп по отраслям древнерусской культуры. В конце презентации каждая группа даёт классу задание, основанное на материале презентации группы. Так, после презентации, посвящённой письменности Древней Руси, учащимся можно предложить написать своё имя и фамилию, а также дату рождения на кириллице и на глаголице, а после презентации по архитектуре назвать и показать элементы древнерусского храма.
Организуя самостоятельную деятельность учащихся, учитель предлагает ученикам решить кроссворд, используя материалы учебника. Класс делится на группы, у каждой из которых свой кроссворд.
Примерный перечень слов-значений для кроссворда:
1) Кирилл — просветитель, монах, один из создателей славянской письменности, по некоторым данным, разработавший глаголицу.
2) Мефодий — монах, просветитель, один из создателей славянской письменности.
3) Янка — сестра Владимира Мономаха, основавшая женский монастырь и школу для обучения девочек при нём.
4) Иларион — первый митрополит из русских, автор «Слова о Законе и Благодати».
5) Летопись — запись важных исторических событий по годам.
6) Нестор — монах, автор «Повести временных лет».
7) «Поучение» — название мемуаров-наставлений Владимира Мономаха.
8) Былины — жанр устного народного творчества, в основе произведений которого лежат подлинные события.
9) Десятинная — первая христианская церковь, построенная в Киеве.
10) Софийский — собор, построенный Ярославом Мудрым в честь разгрома половцев.
11) Резьба — способ художественного украшения зданий в Древней Руси.
12) Мозаика — храмовое украшение, выложенное из цветных кусочков стекла.
13) Фреска — храмовое украшение, роспись по сырой штукатурке.
14) Алимпий — монах Киево-Печерского монастыря, иконописец.
15) Ювелиры — мастера, изготовляющие украшения (браслеты, серьги, посуду, оклады икон).
16) Пестун — воспитатель в семьях князей и бояр.
17) Мёд — хмельной напиток в Древней Руси.
После решения кроссворда учитель проводит презентацию на тему «Культура Древней Руси», учащиеся должны определить, что за изображения использованы в презентации. На этом построено закрепление материала.
Можно также использовать весь или часть данного урока для презентации информационно-творческого проекта № 3 (с. 100 учебника) в форме игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».
Домашнее задание: § 13, вопросы и задания.