УРОК 10. РУСЬ В КОНЦЕ XI - НАЧАЛЕ XII в. ВЛАДИМИР МОНОМАХ (§ 9)

Цель урока: показать причины междоусобной борьбы русских князей; значение Любечского съезда князей; реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.

Характеристика основных видов деятельности: называть причины княжеских усобиц; характеризовать внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце XI — начале XII в., прослеживать причинно-следственные связи между основными событиями периода; давать оценку значения крестового похода в степь (1111 г.)в контексте отношений Руси и Степи, русских и половцев; составлять характеристики, сравнивать исторических деятелей (на примере Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха).

Основные понятия: восстание, съезд князей, крестовый поход, реформы, реформатор.

Оборудование урока: карта «Киевская Русь в IX — начале XII в.»; изображение князя Владимира Мономаха; картина художника А. Д. Кившенко «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком»; миниатюра из лицевого летописного свода «Приход Владимира Мономаха на княжение в Киев в 1113 г.».

ХОД УРОКА

Учитель организует проверку домашнего задания и параллельно закрепление материала, изученного на предыдущем уроке, зачитывая проверенные им сочинения-эссе и предлагая учащимся исправить ошибки, допущенные в этих сочинениях.

Другим вариантом проверки домашнего задания может быть проведение фронтального опроса учащихся, опрос по карточкам.

Примерные вопросы для фронтального опроса учащихся:

1. В каких сферах произошли изменения на Руси в XI в.?

2. Как называются отношения, с формированием которых связаны происходившие на Руси изменения? Дайте их краткую характеристику.

3. В чём состояли главные политические, экономические и общественные изменения?

Примерные вопросы и задания для индивидуальных ответов:

1. Какая система управления существовала на Руси в XI в.?

2. Как формировалась феодальная собственность на землю?

3. Какие категории феодально-зависимого населения вы можете назвать? Дайте их краткую характеристику.

4. Опишите древнерусский город.

5. Опишите вотчину в Древней Руси.

6. Каково было значение монастырей в Древней Руси?

Нескольким ученикам дать карточки с понятиями, попросить расшифровать: феодализм, феодал, барщина, оброк, вече.

План изучения нового материала:

I. Ухудшение внутреннего и внешнего положения Древнерусского государства в конце XI — начале XII в.: А) княжеские усобицы; Б) вторжения половцев; В) рост народного недовольства.

II. Владимир Мономах и его реформы.

Проведение данного урока возможно в традиционной, проблемной и игровой формах.

I. Ухудшение внутреннего и внешнего положения Древнерусского государства в конце XI — начале XII в.

Учитель предлагает ученикам выполнить с помощью учебника задание 3 к § 9 в рабочей тетради в качестве ознакомительного. Затем учитель систематизирует полученные учащимися знания и формирует представление о трёх группах проблем (пункты А, Б, В плана), с которыми столкнулось Древнерусское государство, подтверждая это фактами.

Примерные вопросы для беседы с учащимися:

1. Как связаны между собой усобицы князей и набеги половцев?

2. Какие последствия имели усобицы для развития хозяйства Руси?

3. Каковы результаты Любечского съезда князей: позитивные, негативные?

4. В чём вы видите причины, а в чём повод к восстанию в Киеве в 1113 г.? Против кого оно было направлено?

При реализации проблемного подхода учитель, рассматривая первый пункт плана, формулирует исходное противоречие: в конце XI в. Древнерусское государство сталкивается с многочисленными трудностями, власть киевского князя ослабевает, и Русь начинает распадаться, причём никто из правящих тогда князей не в силах противостоять этому процессу. Однако к концу правления Владимира Мономаха процесс распада прекращён, и единство Руси было воссоздано. На основании противоречия формулируется учебная задача: почему именно Владимир Мономах смог улучшить положение Древнерусского государства?

Вариантом постановки проблемы является интрига. Как известно, головной убор, которым короновались правители Московской Руси, назывался «Шапкой Мономаха», хотя никакого отношения к Владимиру Мономаху не имел. Проблема: почему название коронационного убора русских царей было связано именно с Владимиром Мономахом?

II. Владимир Мономах и его реформы

Учитель задаёт ученикам вопрос: что известно о Владимире Мономахе до его вступления на киевский престол? Затем рассказывает о политике Владимира Мономаха как великого князя киевского, акцентируя внимание на том, что его действия были целесообразны и целенаправленны, т. е. ориентированы на решение конкретных проблем Древнерусского государства и общества («Устав Владимира Всеволодовича», сокрушение своеволия отдельных князей1, борьба с половцами), а также на то, что князь действует не только в своих интересах или в интересах правящей верхушки, но и в интересах всего древнерусского общества. Ученикам можно предложить найти доказательства этого тезиса в тексте «Поучения»1 Владимира Мономаха. Учащиеся записывают основные преобразования князя и определение понятия «реформы» — целенаправленные преобразования в управлении государством и жизни общества, результатом которых стало достижение качественных изменений к лучшему.

1 См. документ «Из повести об ослеплении князя Василька Теребовльского» в дополнительных материалах для учителя.

Проблемный подход при рассмотрении второго пункта плана предполагает знакомство учащихся с текстом учебника и документами2 и выполнение и обсуждение следующих заданий.

1. Дайте характеристику личных качеств Владимира Мономаха и ответьте, чем он отличался от других русских князей той эпохи.

2. Составьте таблицу «Реформы Владимира Мономаха» и дайте оценку результатам его политики.

Проблемы, стоящие перед государством и обществом

Преобразования Владимира Мономаха

Их результаты

Внутренние:

княжеские усобицы

— участие в организации Любечского съезда князей;

— осуществление жёсткой, но не жестокой политики по отношению к князьям, развязывающим усобицы

Прекращение княжеских усобиц, приостановление распада единого государства, повышение авторитета центральной власти

Внешние:

опустошительные набеги половцев на Русь

— участие в организации крестового похода в степь

— осуществление наступательной политики против половцев: разгром половецких «городов-зимовий»

Прекращение половецких нашествий

Общественные:

ухудшение положения простого народа, народные выступления против власти

Введение новых законов («Устав Владимира Всеволодовича»), защищавших порядок, имущество и личность человека

Облегчение участи смердов, закупов, рядовичей и даже холопов, установление общественного мира и повышение авторитета власти в обществе

1 См.: Дополнительные материалы для учителя.

На основании ответов на вопросы и выполнения заданий учащиеся под руководством учителя делают вывод, что Владимир Мономах, который отличался от других русских князей своими личными качествами (волей, талантом полководца и государственного деятеля, патриотизмом), проводил целенаправленные преобразования (реформы) в интересах всего общества и поэтому смог улучшить положение Древнерусского государства. Этот вывод и является решением поставленной проблемы.

Используя игровой вариант изучения материала («Историческое интервью»), учитель делит учащихся на две группы. Одна из групп придумывает вопросы князю Владимиру Мономаху, а другая готовится отвечать на эти вопросы. Подготовка идёт по тексту учебника, тексту «Поучения» Владимира Мономаха детям, картине А. Д. Кившенко. Учитель помогает учащимся, подсказывая возможную тематику вопросов, например:

1. Изменение внешнего и внутреннего положения в Древнерусском государстве в конце XI — начале XII в.

2. Биография князя Владимира Мономаха.

3. Личные качества князя Владимира Мономаха.

4. Действия князя до восшествия на киевский престол.

5. Действия князя на киевском престоле.

При подготовке заданий и ответов на вопросы по теме учащимся следует выполнить работу по документу в конце параграфа (см. с. 68 учебника).

Учитель рекомендует школьникам формулировать вопросы, используя вопросительные слова и словосочетания: «Почему...?», «Как...?», «Что вы думаете о...?».

Дополнительные материалы для учителя:

ИЗ «ПОВЕСТИ ОБ ОСЛЕПЛЕНИИ ВАСИЛЬКА ТЕРЕБОВЛЬСКОГО» (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

Услыхал князь Владимир Мономах про то, как схвачен был Василько и как ослеплён, и ужаснулся. И, заплакав горько, так сказал:

— Такого зла не бывало ещё в земле Русской ни при дедах, ни при отцах наших! Если не искореним зла этого, то ещё большее зло случится среди нас, и начнёт брат брата убивать, и погибнет земля Русская!

А враги наши, Половцы, захватят всю землю нашу.

И, не медля, послал к князю Олегу Святославичу и к брату его, веля им скорее прийти с дружинами своими.

Собрали те дружины и пришли к Мономаху. И послали князья в Киев, к князю Святополку, с такими словами:

— Зачем сотворил ты такое злодейство в Русской земле? Зачем ослепил брата своего? Не в Василька одного ты вонзил нож, но во всех нас! Если была на нём какая вина, то обличил бы его перед всеми князьями, а мы сообща рассудили бы вас.

Святополк стал оправдываться, виня во всём одного Давыда:

— Так говорил мне князь Давыд: дескать, Василько тебя убить хочет и землю твою занять. Да и не я ослепил Василька, но он, Давыд; к себе, на Волынь, он и увёз его.

Отвечали на это Владимир и другие князья:

— Не оправдывайся, будто не ты, а Давыд злодейство совершил. Не в Давыдовом городе Василько схвачен, не в Давыдовом городе ослеплён, но в твоём городе, в земле твоей!

На следующий день изготовились князья идти на Святополка. Святополк хотел бежать из Киева, но не дали ему этого сделать киевляне. Послали киевляне к Владимиру мачеху его, вдову князя Всеволода, и митрополита Николу с такими словами:

— Молим, княже, тебя и братьев твоих: не губите Русскую землю! Если начнёте воевать друг с другом, то лишь поганые Половцы рады будут тому и завоюют землю, которую стяжали отцы и деды ваши трудом великим и ратными подвигами.

Услыхал эти слова князь Владимир, и заплакал, и так сказал:

— Воистину так! Отцы наши и деды сохранили землю нашу, а мы её погубить хотим.

И согласился на мольбу княгини, потому что почитал её словно мать, в память об отце своём. И митрополита также почитал, и весь чин церковный. И примирился князь Владимир с киевлянами. Святополку же так велели князья:

— Раз не на тебе вина, а на Давыде, иди сам против него. И либо в плен Давыда захвати, либо изгони из земли его!

Святополк согласился. Заключили князья мир и целовали на этом крест честной.

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА ДЕТЯМ (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

Дети мои, или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет её в сердце своё — и не станет лениться, а будет трудиться.

Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеётся, а так скажет: на дальнем пути да на санях сидя, пустого наговорил.

Взял я Псалтырь и в печали разогнул её — и вот что открылось мне: «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповаю на Бога, ибо я откроюсь Ему...» И полюбились мне слова эти.

Послушайте же, дети мои, от слабого моего ума наставление. Если не всё примете, то хоть половину.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх Божий имейте в сердце своём и милость подавайте нескудную — это ведь начало всякому добру.

Поистине уразумейте, дети мои, как милостив Бог. Мы, люди, грешны, и если кто нам причинит зло, то мы хотим отомстить ему и поскорее кровь его пролить. А Господь наш терпит все прегрешения наши. Как добрый отец, любя дитя своё, бьёт его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам, как тремя добрыми делами победить врага своего — дьявола, и от грехов избавиться, и Царствия Небесного не лишиться. Эти три дела — покаяние, слёзы и милостыня. Бога ради, молю вас, дети мои: не ленитесь, не забывайте трёх дел этих — не тяжки ведь они для нас.

Покайтесь в грехах своих — и в церкви стоя, и спать ложась. Если по силе вам — поклонитесь до земли, если занеможется — трижды поклонитесь. Не забывайте этого, не ленитесь: ведь эти поклоны вечерние и молитвы избавляют человека от того, что он нагрешил за день. И когда на коне едете и нет никакого дела у вас — если других молитв не умеете сказать, «Господи, помилуй» взывайте про себя беспрестанно, — эта молитва всех лучше! — нежели о пустом думать, ездя.

А главное: про убогих не забывайте. Сколько можете, кормите их и сироте милость подавайте. И не давайте сильному погубить человека.

Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его. Если даже и будет кто достоин смерти — не губите никакой души христианской.

Говоря что-нибудь, дурное или хорошее, не клянитесь Богом и не креститесь впустую — ибо нет в том никакой нужды. А если будете крест честный целовать на чём-нибудь, к братии своей или другому кому, — то, сердце проверив своё, на чём сможете устоять, на том и целуйте. И крестоцелования не нарушайте, чтобы не погубить через это душу свою.

Священников, епископов и игуменов почитайте и благословение от них с любовью принимайте. Больше же всего гордости не имейте в сердце своём и в уме: смертны мы — сегодня живы, а завтра нет.

И в земле ничего не прячьте — это нам большой грех.

Старших почитайте как отца, а молодых —как братьев. В дому своём не ленитесь, но сами за всем следите, не полагайтесь на слуг, чтобы не посмеялись гости ваши ни над домом вашим, ни над обедом вашим.

И, на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод. Ни питью, ни еде, ни спанью волю не давайте. Сторожей сами снаряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано. Оружия второпях не снимайте, не оглядевшись, — внезапно ведь из-за лени человек погибает.

Лжи остерегайтесь, и пьянства, и греха — оттого ведь и душа погибает, и тело.

Куда ни пойдёте походом по своим землям, не давайте отрокам, ни своим, ни чужим, вред причинять сёлам и посевам — чтобы не стали проклинать вас. Везде, куда ни идёте и где ни остановитесь, накормите и напоите нищего. А больше всего гостя привечайте, откуда бы он к вам ни пришёл, простолюдин ли, или знатный, или посол. Если не можете подарком одарить его, то хоть пищей и питьём. Ведь, идя путём своим, прославит он человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, умершего в последний путь проводите — ведь все мы смертны. Ни единого человека не пропускайте, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой. А вот вам и конец всему: превыше всего страх Божий имейте.

Если начнёте забывать слова эти, то почаще перечитывайте — и мне стыдно не будет, и вам — добро.

Что умеете хорошего, того не забывайте. А чего не умеете — тому учитесь. Как отец мой, дома сидя, пять языков знал — оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится.

Не ленитесь ни на что хорошее. И пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал блаженный отец мой и все добрые мужи достойные. На заутрени Богу хвалу воздайте и потом, увидев восход солнца, с радостью восславьте Бога.

Домашнее задание: § 9, вопросы и задания, задания в рабочей тетради по выбору учителя; написание сочинения-эссе на тему «Личность и деяния Владимира Мономаха, их влияние на положение Руси в XI в.».