УРОК 9. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО В XI в. (§ 8)

Цель урока: показать изменения в системе управления государством, влияние экономического развития на общественные отношения в русском обществе; подвести учащихся к пониманию и обобщению характера произошедших изменений: на Руси во второй половине XI в. развивался феодализм; познакомить со сложившейся в процессе государственного развития системой управления страной, земельными отношениями; научить видеть разницу между свободным и зависимым населением, формировать представления о феодальных отношениях на Руси, развитии городов, ремёсел, торговли, о церковной иерархии и жизни в монастырях.

Характеристика основных видов деятельности: характеризовать политический строй Древней Руси; рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, их жизни, быте и отношениях между ними; осуществлять поиск и практически использовать историческую информацию из различных источников.

Основные понятия: вече, епископ, митрополит, поземельная зависимость, вотчина, княжеское владение, закупы, рядовичи, холопы, феодализм, феодал, феодальнозависимое население, барщина, оброк.

Оборудование урока: раздаточный материал с датами событий, с которыми ученики знакомились на прошлом уроке; презентация, составленная из схем «Политические, экономические и общественные изменения на Руси», «Управление страной в XI в.», «Церковная организация», «Образование феодальной земельной собственности» и «Категории феодально-зависимого населения», плана Древнего Новгорода, плана Древнего Киева; иллюстративный материал: «Древнерусский город» (картина И. Я. Билибина); изображение Киево-Печерского монастыря; «Двор удельного князя» (картина А. М. Васнецова).

ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания осуществляется путём опроса учащихся по заранее заготовленным карточкам с датами: 1019, 1024, 10361, 1037, 1054, 1068, 1072.

Карточки раздаются учащимся, которые должны назвать / написать события, соответствующие датам на карточке, и дать им краткую характеристику.

План изучения нового материала:

I. Политические, экономические и общественные перемены на Руси к XI в.

II. Реконструкция учащимися исторической ситуации в форме исторического сочинения-эссе.

Начать изучение нового материала можно с вопроса: «Что в Западной Европе называлось феодом и кто такие феодалы?», а также с первого вопроса в начале § 8, на который должны ответить учащиеся.

Первую часть урока учитель проводит в традиционной форме, а вторая часть проводится в форме самостоятельной работы: ученики посвящают её написанию сочинения-эссе по вариантам на заданную учителем тему.

I. Политические, экономические и общественные перемены на Руси к XI в.

Объяснение целесообразно начать с обобщающей схемы, которая поможет ученикам систематизировать новый материал.

1 На эту дату в учебнике приходится два события: разгром печенегов и смерть Мстислава и объединение всего Русского государства под властью Ярослава Мудрого.

Далее учитель конкретизирует названные им изменения с помощью схем «Управление страной в XI в.», «Церковная организация», «Образование феодальной земельной собственности», «Категории феодально-зависимого населения».

Управление страной в XI в.

При рассмотрении этой схемы целесообразно сравнить её со схемой, заполнявшейся учениками на уроке 6, «Правление Владимира Святославича. Крещение Руси» и попросить учащихся найти отличия. (Примерный ответ: на смену князьям племён и земель окончательно приходят бояре-наместники, назначенные князем.) Кроме того, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что сохранившиеся в городах древние, догосударственные органы власти — вече, совет старцев — теперь решают лишь второстепенные вопросы.

Церковная организация

Образование феодальной земельной собственности1

1 Работу с этой схемой можно предварить вопросом: «Почему в то время всё большую ценность стала приобретать земля с работающими на ней людьми?»

Категории феодально-зависимого населения

Организуя учебную деятельность учащихся по этой схеме, целесообразно попросить их сформулировать отличие свободных людей от зависимых. (Примерный ответ: свободные уплачивали лишь дань князю, а зависимые ещё и несли различные повинности (барщина), а также отдавали феодалу часть продуктов, а позже денег (оброк).)

Дополнительный материал для учителя:

ИСТОРИК В. В. МАВРОДИН О ВОЗНИКНОВЕНИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ

От IX в. вообще никаких свидетельств о феодальном землевладении до нас не дошло. Что касается Х в., то от этого времени уже остались сообщения о «градах», принадлежавших князьям: о Вышгороде («град» Ольги), Белгороде («град» Владимира), Изяславле («град» Рогнеды) и других. В этих княжих городах, несомненно бывших центрами хозяйства князя, занимались не только ремеслом. Они были окружены сёлами — княжескими сельскими поселениями, находившимися под управлением и наблюдением... старост, ведавших запашкой, всякого рода слуг и челяди. Летописец случайно упомянул о некоторых из этих сёл, и поэтому они стали известны нам по названиям. Это —село Ольжичи, принадлежавшее княгине Ольге, село князя Владимира Берестово. Источники называют ещё село Будутино, принадлежавшее Малуше, матери Владимира, село Ракома под Новгородом, куда ездил Ярослав в свой «двор» в 1015 г. Вокруг сёл лежали «нивы», «ловища» [места промысла зверей], «перевесища» [ловчие сети, одновременно и места лова]... Князья либо присваивали свободные земли и угодья, либо захватывали земли у общин, превращая сельский люд в челядь, в рабочую силу своего хозяйства. В княжеских сёлах стояли «хоромы», где жил сам князь. Тут же помещались княжеские тиуны, старосты, разного рода слуги... работали холопы, рядовичи, смерды. Двор заполняли всякие хозяйственные постройки: клети, овины, гумна, хлебные ямы, хлева. Тут же располагались скотный двор и птичник. На лугах паслись стада скота и табуны лошадей с княжеским «пятном» — клеймом...

Вначале княжеская вотчина была невелика и носила полупромысловый, полуземледельческий характер. Постепенно этот её характер меняется. Вотчина вырастает, всё большую и большую роль в ней начинают играть «нивы» и «рольи» (пашни), в то время как значение «ловищ» и «перевесищ» падает.

В процессе объяснения учителя учащиеся записывают определения понятий: вече, епископ, митрополит, поземельная зависимость, вотчина, княжеское владение, закупы, рядовичи, холопы, барщина, оброк.

II. Реконструкция учащимися исторической ситуации в форме исторического сочинения-эссе

Перед началом работы учитель разбивает класс на две группы, каждой из которых даёт свою тему для сочинения-эссе: «Путешествие в древнерусский город (вотчину, монастырь)» или «Один день в древнерусском городе (вотчине, монастыре)».

Целесообразно определить общий план сочинения и его объём (не меньше двух тетрадных страниц).

В качестве облегчённого варианта учитель может предложить учащимся составить рассказ по картинам.

При наличии времени возможен рассказ учителя или сообщение заранее подготовившегося ученика о Киево-Печерском монастыре.

Дополнительные материалы для учителя:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» ОБ ОСНОВАНИИ АНТОНИЕМ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ И О ФЕОДОСИИ ПЕЧЕРСКОМ (ПЕРЕСКАЗ А. Ю. КАРПОВА)

После того как великий князь Ярослав Владимирович поставил Илариона митрополитом Киевским, осталась пещерка Иларионова пустою.

В те времена жил один человек в городе Любече, по имени Антйпа. По велению Божию отправился он в землю Греческую, на Афон, который назывался Святою Горою1. Обошёл он монастыри, бывшие во множестве на Святой Горе, и захотелось ему принять на себя монашеский образ. Умолил он игумена2 одного из монастырей принять его и постричь в монахи. Игумен постриг его в монахи и нарёк новым монашеским именем—Антоний. А затем, наставив его в жизни монашеской и благословив, послал обратно на Русскую землю, так сказав:

— Возвращайся на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, потому что много черноризцев будет после тебя в земле Русской. Иди же с миром!

Вернулся Антоний в Киев и начал обходить монастыри Киевские, ища, где бы ему поселиться. И не понравились ему те монастыри. Стал он ходить по лесам и по горам Киевским и пришёл на холм, где была выкопана Иларионом пещерка. Полюбилось ему место это, вселился он в ту пещерку и начал жить в ней, вознося молитвы Богу. Вкушал Антоний лишь один хлеб, и то через день, и воды немного, и копал пещеру, не давая себе покоя ни днём ни ночью. И так пребывал он в непрестанных трудах и молитвах.

1 Афон, или Святая Гора, — полуостров в Греции, прославленный своими монастырями.

2 Игумен — настоятель монастыря.

Прослышали добрые люди о святом Антонии и стали приходить к нему, принося что-нибудь из пищи и прося у него благословения себе. А когда умер великий князь Ярослав Владимирович и начал княжить в Киеве сын его Изяслав, прославился святой Антоний во всей земле Русской. И приходил к нему князь Изяслав с дружиною, прося благословения и молитвы.

И начали приходить к Антонию братия1, и стал Антоний принимать и постригать их. А когда собралось двенадцать человек, выкопали братия большую пещеру—с церковью и с келиями2; они и поныне есть под древним монастырём Печерским. Антоний же сказал братии:

— Вот собрал вас здесь Бог, и есть на вас благословение, во-первых, от Бога, а во-вторых, от Святой Горы. Живите же сами по себе. Я же поставлю вам игумена, а сам хочу на другую гору идти и, уединившись, жить, как и прежде привык.

И, сказав так, поставил он им игуменом Варлаёма, а сам выкопал новую пещерку невдалеке, на горе, и стал жить в ней, пребывая в добродетели. И не выходил святой Антоний из пещеры той сорок лет, в ней и окончил жизнь свою. Лежат мощи его в той пещере и поныне.

Когда же ещё больше стало черноризцев, так что уже не помещались они в пещере, решились братия поставить монастырь на горе, над пещерою. Пришли братия к Антонию и стали просить у него благословения. Антоний с радостью дал им своё благословение, и построили братия сперва небольшую церковь над пещерой во имя Успения Пресвятой Богородицы. Затем братия послали одного из черноризцев к князю Изяславу с такими словами:

— Княже! Увеличивает Бог число братий наших, а места у нас мало. Отдал бы ты нам гору ту, в которой выкопана пещера наша!

Изяслав с радостью согласился. И заложили игумен и братия церковь великую, и монастырь огородили, и келии поставили. И с той поры стал монастырь прозываться Печерским — потому что ведь раньше жили монахи в пещере.

Когда же создал князь Изяслав монастырь во имя святого Димитрия, перевёл он Варлаама, игумена Печерского, игуменом в Дмитровский монастырь, желая сделать тот монастырь превыше Печерского. Но не богатствами монастырь славен: Антоний не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего постом, и молитвами, и неустанными трудами.

Оставшиеся же без игумена братия пошли к старцу Антонию просить поставить им нового настоятеля. Антоний спросил их:

— Кого вы сами хотите?

Братия отвечали:

— Кого Бог изберёт и ты.

И сказал им тогда святой Антоний:

— Кто достойнее из вас, чем Феодосий, послушливый, кроткий и смиренный? Да будет он вам игуменом!

1 Братия — население монастыря.

2 Келия — отдельная комнатка (или, например, пещерка), в которой жил монах.

Братия с радостью поклонились старцу и избрали игуменом Феодосия. Был же Феодосий великий постник, жил в воздержании и молился непрестанно Богу со слезами. И начал он принимать чернецов, приходящих в монастырь, никому не отказывая. И вскоре собралась в монастыре братия числом сто человек.

И повелел Феодосий отыскать устав монастырской жизни. В то время пришёл из Греческой земли на Русь монах Михаил из Греческого Студийского монастыря. И оказался у него с собой устав, заведённый в том монастыре. Повелел Феодосий переписать устав тот и установил его в монастыре своём. А от Печерского монастыря переняли Студийский устав и остальные монастыри Русские. Оттого и почитается монастырь Печерский старше всех прочих монастырей Русских.

Имел Феодосий такой обычай. Когда наступало время Великого поста, покидал он монастырь Печерский. Перед уходом он по обыкновению целовал всю братию и поучал их о том, как проводить время постное в молитвах ночных и дневных, остерегаясь помыслов нечистых. Брал с собою Феодосий лишь немного хлебцев, шёл в пещеру и затворял двери, присыпая их землёю. И так проводил он все сорок дней Великого поста в воздержании и в молитвах, не разговаривая ни с кем. Если только была кому крайняя надобность, приходил тот к пещере и через малое оконце мог поговорить немного с Феодосием — и то лишь в воскресенье или в субботу, но не в другие дни. В пятницу же, накануне Лазаревой субботы, когда заканчивается сорокадневный пост, Феодосий возвращался обратно в монастырь. Придя, он целовал по обычаю братию и на другой день праздновал Вербное воскресение. А когда наступало Светлое Воскресение Христово, Святая Пасха, праздновал Феодосий радостно сей великий праздник со всею братией.

Домашнее задание: § 8, вопросы и задания на выбор учителя; задания в рабочей тетради по выбору учителя.