Урок 39. Формирования культурного пространства единого Российского государства

Цели и задачи: познакомить с развитием русской культуры в XV — начале XVI в., определить ее особенности; выявить изменения восприятия мира, произошедшие у жителей русских земель в этот период.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостным представлением об историческом пути единого Российского государства; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей русской культуры XV - начала XVI в.; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала; 3) познавательные: привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий; устанавливать аналогии; применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, гуманистические традиции и ценности русского народа.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Максим Горький говорил о русском народе, что «никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях».

Тема нашего урока «Формирования культурного пространства единого Российского государства».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Изменение восприятия мира.

2. Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

3. Развитие общественной мысли и летописания.

4. Литература.

5. Зодчество.

6. Живопись.

Проблемный вопрос

— Почему культурные ценности прошлого не потеряли значения и в наши дни?

III. Введение в новый материал

Как развивалась русская культура в процессе создания единого Русского государства? Какую роль играет культура в жизни человека? Сможет ли он обойтись без нее? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Изменение восприятия мира

— Работая с п. 1 § 27 учебника, определите факторы, влиявшие на мироощущение русских людей в XV в.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)

Факторы, влиявшие на изменение мироощущение русских людей:

1) регулярное общение с представителями Западной Европы;

2) знакомство с культурой и традициями, бытом и модой Западной Европы;

3) возможность сравнивать обычаи и традиции разных стран;

4) князья стали восприниматься как защитники Отечества, ведущие освободительную борьбу с Ордой;

5) укрепление авторитета православной веры.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

2. Особенности русской культуры XV — начала XVI в.

— Работая с п. 2 § 27 учебника, определите особенности развития русской культуры в исследуемый период времени.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

1) сглаживание местных культурных различий;

2) использование достижений жителей русских земель и других народов;

3) расширение круга тем;

4) главная тема — рост мощи Русского государства;

5) интерес к семье, внутреннему миру человека;

6) заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

3. Развитие общественной мысли и летописания

— Работая с п. 3 § 27 учебника, передайте содержание двух легенд о происхождении московских великих князей и определите главную идею произведения «Сказания о князьях Владимирских».

(Проверка выполнения задания.)

Митрополит Зосима в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва — это новый Иерусалим. Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. В начале XVI в. оформилась идея о Москве как о Третьем Риме.

— Как вы считаете, появление данной теории случайно или закономерно? Отвечая на вопрос, используйте ранее изученный материал.

(Ответы учеников.)

Таким образом, теория «Москва — Третий Рим» была предопределена развитием политической мысли, ростом национального самосознания. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В этой теории воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

— Работая с п. 3 § 27 учебника, заполните сравнительную таблицу.

Русское летописание в XV — начале XVI в.

Исторический источник

Хронология

Идея

Первая (Троицкая) летопись

Изложение событий с «Повести временных лет» по 1408 г.

Единство Руси

Летопись 1418 г.

Изложение событий с «Повести временных лет» по 1418 г.

Союз московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях обединения Руси

Летопись 1497 г.

Изложение событий с «Повести временных лет» по 1497 г.

Государственное единство и сильная центральная власть

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)

4. Литература

В годы монгольского нашествия сгорело много рукописных книг. В период формирования единого Русского государства было создано несколько замечательных художественных произведений.

— Работая с п. 4 § 27 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), схематично представьте виды литературных источников XV — начала XVI в.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания.)

— Какую роль в понимании истории наших предков играют письменных источники?

(Ответы учеников.)

Послушайте отрывок из «Жития Сергия Радонежского». «Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни совершал... И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это. платы не давал, как некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга...

И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся...»

— Считаете ли вы духовно-нравственный кодекс, которым руководствовался Сергий Радонежский, актуальным и в наше время?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

5. Зодчество

Русские зодчие использовали кладку из грубо отесанных известковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи (а это соответствует русскому характеру).

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Новое направление в московской архитектуре — стремление к созданию устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

— Работая с п. 5 § 27 учебника и дополнительным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), опишите самые известные архитектурные памятники XV — начала XVI в.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

6. Живопись

Отправимся в виртуальное путешествие в мир русской живописи XV — начала XVI в.

Слайд 1. Для иконописи этого периода характерны лаконичная композиция, чистота красок и безупречная техника исполнения.

Слайд 2. Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска - живопись по сырой штукатурке водяными красками. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения.

Слайд 2. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. Он воплотил в своих произведениях одухотворенность человека, его внутреннюю силу. Вместе с Андреем Рублевым он расписал Благовещенский собор в Кремле (1405 г.).

Слайд 3. В творчестве великого русского иконописца Андрея Рублева (ок. 1360/70 - ок. 1430 г.) отразился подъем русской культуры периода создания централизованного государства. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Слайд 4. Наиболее известное произведение Андрея Рублева — «Троица». В этом шедевре мы видим выражение глубокой гуманистической идеи согласия и человеколюбия, гармонии. Фигуры ангелов, сидящих склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг — символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения

Слайд 5. В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы преобладает внимание мастеров к художественной форме, присутствуют черты праздничности и декоративности.

Слайд 6. Иконы Дионисия отличали тонкий рисунок и изысканный колорит. Они полны нарядной торжественности. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами.

Слайд 7. В конце XV в. московские художники приезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья. Лучшие мастера этих художественных центров в свою очередь прибывают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

(Подведение итогов работы по данному вопросу.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

1. Ответьте на вопросы рубрики «Работаем с картой» на с. 114 учебника (ч. 2).

2. Выполните задания 2, 6 и ответьте на вопросы 4, 5 на с. 114 учебника (ч. 2).

(Проверка выполнения задания.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.

Домашнее задание

Повторить изученный материал (§ 23—27 учебника).


Поделиться: