Урок 13. Общественный строй и церковная организация на Руси

Цели и задачи: познакомить с изменениями в жизни восточных славян, которые способствовали формированию древнерусской народности; с системой управления государством, основными слоями населения Древней Руси; определить сущность земельных отношений в Древней Руси; оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

Планируемые результаты: предметные: оценивать значение исторического и культурного наследия наших предков; применять понятийный аппарат исторического знания, основные хронологические понятия и термины; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; доказывать, что история России является частью мировой истории; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников; использовать приемы исторического анализа: сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей; метапредметные УУД — I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала; 3) познавательные: владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач; работать с различными источниками информации; выделять главную и второстепенную информацию; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать гуманистические традиции и ценности русского народа.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, карта «Древняя Русь».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Задания

1. Впишите имена князей.

В 1054 г. умер великий князь ____ (Ярослав Мудрый). Он наказал сыновьям: «Вот я отхожу от этого света, дети мои, любите друг друга, потому что вы дети одного отца и одной матери. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов, и будете жить мирно, если же станете ненавидеть друг друга, жить в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую они достали себе трудом великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему ____ (Изяславу).

Слушайте его, как меня слушались, он будет вам вместо меня, а ____ (Святославу) даю Чернигов, ____ (Всеволоду) Переяславль...»

2. Подберите эпитеты, характеризующие князей-соперников.

Святослав Изяславич — ____

Владимир Мономах — ____

Олег Святославич — ____

3. Соотнесите даты и события.

1

1068 г.

Б

2

1078 г.

Д

3

1097 г.

Е

4

1111 г.

В

5

1113 г.

А

6

1125 г.

Г

A. Начало правления Владимира Мономаха

Б. Первый крупный набег половцев на Русь

B. Разгром русской ратью половцев

Г. Начало правления Мстислава Владимировича

Д. Начало правления в Киеве Всеволода Ярославича

Е. Любечский съезд князей

4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

В это время пошли половцы на Русскую землю. На этот раз Святополк послал к Владимиру за помощью, и тот немедленно собрал войско. Когда он пришел в Киев и соединился со Святополком, то между князьями начались распри. И сказали князьям мужи разумные: «Зачем вы распри имеете между собой, а враги губят землю Русскую, после все уладите, а теперь идите против врагов или с миром, или с войной».

— Какую, с точки зрения автора, ошибку допустили русские князья?

Тестовый контроль

1. Имя отца Владимира Мономаха:

1) Ярослав 3) Всеволод

2) Святослав 4) Изяслав

2. В 1093 г. великим князем стал:

1) Владимир Мономах 3) Изяслав Ярославич

2) Святополк Изяславович 4) Всеволод Ярославич

3. До вокняжения на киевском престоле Владимир Мономах правил в:

1) Новгороде 3) Переяславле

2) Чернигове 4) Смоленске

4. «Устав Владимира Мономаха»:

1) облегчал положение различного рода должников

2) улучшал положение крестьян

3) расширял права ростовщиков

4) превращал свободных людей в рабов

5. Съезд князей в Любече был созван в:

1) 1079 г. 3) 1093 г.

2) 1097 г. 4) 1079 г.

6. Главная задача Любечского съезда:

1) разгром печенегов

2) прекращение усобиц

3) объединение русских земель

4) избрание великого князя

7. Князь Владимир Мономах был внуком:

1) византийского императора Василия II

2) норвежского короля Харольда

3) византийского императора Константина

4) французского короля Генриха I

8. Киевским князем Владимир Мономах стал в возрасте:

1) 63 лет 3) 36 лет

2) 60 лет 4) 6 лет (Проверка выполнения заданий.)

До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история — это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях.

Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. Формирование древнерусской народности.

2. Основные слои населения Древней Руси.

3. Земельные отношения.

4. Церковная организация. Храмы и богослужение.

5. Монастыри.

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые. Проблемные вопросы

— В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

— Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

III. Введение в новый материал

Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Формирование древнерусской народности

— Работая в группах, изучите п. 1 § 9 учебника и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

(Ответы учеников, составление перечня.)

Формированию древнерусской народности способствовало:

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

2. Основные слои населения Древней Руси

— Изучите и прокомментируйте таблицу.

Свободное население

Зависимое население

1. Великий князь

1. Закупы

2. Удельные князья

2. Рядовичи

3. Дружинники

3. Холопы (челядь)

4. Родоплеменная знать

4. Смерды

5. Духовенство

 

6. Свободные общинники

 

7. Свободные горожане — купцы и ремесленники

 

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать — это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

Закупы — это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи — это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды — это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

И все же, несмотря на появление знати и зависимых людей, в Древнерусском государстве основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

3. Земельные отношения

Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают, что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

Историки полагают, что в X в. и в первой половине XI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени — «Русской Правде» — нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или даже коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

В те времена господствовало натуральное хозяйство. Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга — тиун.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 71 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

(Ответы учеников.)

Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь. За это они поддерживала князя во всех его делах.

Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

— Работая с п. 3 § 9 учебника, дайте определение понятия вотчина.

(Ученики записывают определение в тетради.)

— Изучив дополнительный материал, изобразите план вотчины в своих тетрадях.

Дополнительный материал

Феодальная вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее крестьянских хозяйств. Усадьба была укреплена и поэтому иногда называлась градом, т. е. замком, крепостью. В усадьбе находились:

• хоромы господина;

• дома управляющих различными отраслями хозяйства;

• помещения, где жила дворовая челядь;

• мастерские ремесленников, входивших в состав челяди и обслуживавших барское хозяйство;

• закрома и амбары с различными запасами;

• хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей.

Военные слуги феодала составляли его войско, а старосты, тиуны, ключники — его административный аппарат и полицию. В каждой вотчине было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян.

«Русская Правда» дает нам широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявшей государственные функции управления и сбора налогов — дани, торговых и судейских пошлин:

• княжий тиун — правитель-наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя;

• мытник собирал торговые пошлины;

• вирник собирал «виру» (деньги, выплачиваемые в пользу князя преступником за совершение преступления);

• емец собирал плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу, а также выполнял функции управления личным хозяйством князя;

• ключник — полный холоп («обельный холоп»), но вместе с тем первый человек в домашнем хозяйстве господина, управляющий и судья;

• княжий тиун, или огнищанин, — управитель личным хозяйством князя;

• княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей. На одной велось господское хозяйство, а другая часть делилась на наделы зависимых крестьян.

Вотчина жила по принципу «все рождается дома». Здесь производилось практически все, что было необходимо для жизни хозяина, его семьи и слуг. Из деревень, расположенных на вотчинной земле, поступали хлеб, мясо, молоко, холст, кожа. Ремесленники, проживающие на территории хозяйских владений, изготовляли орудия труда, оружие, посуду.

Таким образом, для вотчины было характерно натуральное хозяйство.

(Проверка выполнения задания.)

Если бы мы оказались внутри вотчины князя, то убедились бы, что хозяйство содержалось в порядке. Обширные поля распаханы и засеяны. На пастбищах паслись стада коров, овец, коз. Кто же трудился в вотчине? Каково было положение этих работников?

— Работая с п. 3 § 9 учебника, ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Чей труд использовали вотчинники-бояре для ведения своего хозяйства?

— Каким образом общинники теряли свободу?

— Кто такие рядовичи?

— Кто такие закупы?

— Передавалось ли их зависимое положение детям по наследству?

— Что объединяло рядовичей и закупов?

— Кто такие холопы?

— Как общинники переходили в разряд холопов?

(Ответы учеников.)

4. Церковная организация. Храмы и богослужение

— Ответьте на вопросы на с. 72 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

— Работая с п. 4 § 9 учебника, составьте схему организации Русской православной церкви.

(По ходу выполнения задания составляется схема.)

(Проверка выполнения задания.)

К середине XIII в. на Руси было уже 16 епархий — по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

5. Монастыри

Монастыри появились в Древней Руси в XI в., спустя несколько десятилетий после принятия христианства киевским князем Владимиром и его подданными.

Отправимся в виртуальное путешествие в древнерусский монастырь.

Слайд 1. Начало русского монашества летопись связывает с деятельностью монаха Антония, жителя города Любеча, принявшего монашество на Афоне и появившегося в Киеве в середине XI в. По преданию, Антоний научился правилам иноческого жития, а затем получил повеление от Бога возвратиться на Русь. В «Повести временных лет» говорится, что, придя в Киев, Антоний ходил по монастырям в поисках места подвижничества, но «не возлюбил» ни одного из них. Найдя пещеру Илариона, он поселился в ней. Из этого следует, что на Киевской земле были какие-то монашеские обители и до Антония. Но о них нет достоверных сведений, и поэтому первым русским православным монастырем считается Печерский (впоследствии Киево-Печерская лавра), возникший на одной из киевских гор по почину Антония.

Слайд 2. Однако подлинным родоначальником монашества Русская православная церковь считает Феодосия, принявшего иночество по благословению Антония. При нем число братии возросло с двадцати до ста человек. Феодосий очень заботился о духовном возрастании монахов и об устроении монастыря, строил кельи, а в 1062 г. заложил каменный храм Успения Богородицы.

Слайд 3. При Феодосии Печерская обитель получила общежительный устав по образцу Студийского монастыря в Константинополе и стала самым крупным монастырем в Киеве. Феодосий был талантливым церковным писателем, оставил немало духовных сочинений.

Слайд 4. Обычно монастыри строили вдали от суеты, чаше всего за городской чертой, в пустынном месте. Их ограждали высокими стенами, которые нередко имели военно-стратегическое значение. Монастырские стены обозначают границу между духовным и мирским. За ними человек должен ощущать себя защищенным от внешних бурь и волнений, отгороженным от мира.

Слайд 5. В ограде монастыря нет суеты, люди говорят тихо, здесь исключен праздный смех, запрещены пустые разговоры, а тем более бранные слова. Тут не должно быть ничего, что рассеивало бы внимание или соблазняло человека, напротив, все должно настраивать на высокий духовной лад. Монастыри были духовной школой не только для лиц, избравших иноческий образ жизни, но и для мирян.

Слайд 6. Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси. Монастыри Древней Руси с самого начала их основания представляли собой нечто большее, чем просто религиозные институты. Они были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры. Здесь переводились на древнерусский язык книги, создавались оригинальные литературные произведения, летописи.

Слайд 7. Благочестивые иноки собирали, переписывали и переводили (с греческого) книги самого разнообразного содержания. И не только Священное Писание и богослужебные книги, но и разного рода сборники, поучения, сказания, жития святых, которые сделались любимым чтением грамотного человека.

Слайд 8. Первым летописцем, по преданию, был монах Нестор (живший во второй половине XI в.), а составителем первого летописного свода — игумен одного киевского монастыря Сильвестр (начало XII в). Записи достопамятных событий, совершавшихся из года в год (из лета в лето — отсюда название «летопись»), сохранили для нас исторические события далекого прошлого.

Слайд 9. К началу XIII в. монастыри существовали практически во всех землях и крупных городах Руси. Наиболее известные из них — это Юрьев, Антониев и Варлаамо-Хутынский монастыри в Новгороде, Елецкий монастырь в Чернигове, Богородице-Рождественский монастырь во Владимире-на-Клязьме.

6. Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

— Работая с п. 6 § 9 учебника, заполните сравнительную таблицу и выполните задание.

(По ходу выполнения задания заполняется таблица.)

Духовные ценности Древней Руси

Язычество

Христианство

1. Процветал культ силы.

2. Отдельный человек не имел значения вне коллектива.

3. Отношения как с богами, так и с людьми строились по принципу «ты — мне, я — тебе»

1. Главная ценность — любовь к Богу и ближнему.

2. Благочестие — регулярное посещение церкви, уважение к духовенству, родителям и больным. Авторитет старшего, незыблемость семьи и рода, неприятие новшеств.

3. Идеалы жертвенной любви во Христе

и отрешения от мирских радостей ради духовной жизни

— Дайте характеристику древнерусским подвижникам и святым.

(Проверка выполнения задания.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

— Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

— Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве? Дайте им характеристику.

— Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

— Какую роль в жизни Руси играли монастыри?

— Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 9, с. 69—75 учебника.

2. Задание на выбор.

• Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, спрашиваем, размышляем» на с. 76 учебника (ч. 1).

• Составить словарь из изученных терминов § 9.


Поделиться: