Урок 50. Общественная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х гг.

Цель урока: разъяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив; раскрыть причины формирования предпосылок для создания альтернативных идеологических и политических структур.

Ключевые знания: концепция «развитого социализма»; противоречия в развитии художественной культуры; диссидентское движение.

Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Новейшая история», темы «Индустриально развитые страны в 1950—1970-е гг.», «Особенности развития ведущих государств мира в последней четверти XX—начале XXI в.».

Ключевые понятия: теория конвергенции, застой в духовной жизни, советский народ, концепция «развитого социализма», «магнитофонная революция», «антисистема», диссидентское движение.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): рассказывать о развитии отечественной культуры в 1960—1980-е гг., характеризовать творчество её наиболее заметных представителей; раскрывать, в чём проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период; проводить поиск информации о повседневной жизни людей в 1960-е—середине 1980-х гг. (включая воспоминания членов семьи, представителей старших поколений).

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, личностные.

Работа с исторической картой: показать основные центры движения диссидентов в СССР в 1960—1970-е гг.

Работа с историческими источниками: доклад Л. И. Брежнева на праздновании 50-летия Октября (1967 г.); выступление Ю. В. Андропова 22 апреля 1982 г.; постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» (7 января 1969 г.); Сахаров А. Д. Воспоминания / А. Д. Сахаров. — М., 1996. — Т. 1. — С. 380—425; письма академика П. Л. Капицы А. И. Солженицыну (2 апреля 1972 г.) и Ю. В. Андропову (18 апреля 1973 г.): Капица П. Л. Воспоминания. Письма. Документы / П. Л. Капица. — М., 1994. — С. 454—455; Бобков Ф. Д. КГБ и власть / Ф. Д. Бобков. — М., 1995. — С. 274, 277, 279—285; Буковский В. А. И возвращается ветер / В. А. Буковский. — М., 1990. — С. 154—156; Новодворская В. И. По ту сторону отчаяния / В. И. Новодворская. — М., 1993. — С. 63—66; Алъмарик А. Записки диссидента / А. Альмарик. — М., 1991. — С. 381—398; Орлов Ю. Опасные мысли / Ю. Орлов. — М., 1992. — С. 191—209.

Основные персоналии: М. А. Суслов, Ю. В. Андропов, А. И. Солженицын, А. Д. Сахаров, И. А. Бродский, В. С. Высоцкий, А. И. Райкин, Ю. В. Орлов.

Основные даты: 1965 — начало движения диссидентов; 1969 — образование Инициативной группы защиты прав человека в СССР; 1974 — «бульдозерная» выставка в Москве; 1976 — создание группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР.

Варианты проведения урока. Вариант 1. Школьная лекция. Обсуждение задания 3 в конце параграфа (при рассмотрении вопроса о развитии художественной культуры). Вариант 2. Обсуждение сообщений учащихся по теме урока.

Проблемы для дискуссии: советская культура в 1964—1984 гг.: достижения и потери. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, основные этапы.

Образовательная среда: 1. Учебник. — § 45. 2. Рабочая тетрадь. — Ч. 2. — § 45. 3. Хрестоматия по истории России: XX в.

Ключевые вопросы: 1. Концепция «развитого социализма». 2. Противоречия в развитии художественной культуры. 3. Советский спорт. 4. Ростки «антисистемы».

Ход урока

Для рассмотрения основных положений достаточно материала учебника.

Важно отметить, что партийными идеологами был сформулирован вывод о появившейся в СССР за годы советской власти новой исторической общности людей — советском народе. Это привело к ускоренному формированию общих черт этого образования: языка, культуры, народно-хозяйственного комплекса, что неизбежно вело к всплеску национального самосознания и национальных движений.

Застой наступил и в развитии духовной сферы, в первую очередь в литературе и искусстве.

О начале кризиса системы свидетельствовал бурный рост элементов «антисистемы»: теневой экономики, диссидентского движения, альтернативных направлений в искусстве.

Материал учебника целесообразно дополнить биографическими справками о А. И. Солженицыне и А. Д. Сахарове.

Раскрывая противоречивый характер развития отечественной культуры, учитель должен отметить, что, несмотря на все ограничения и всеохватывающий партийно-государственный контроль за культурой, развитие самых различных её направлений не остановилось.

В кинематографе на этот период пришёлся расцвет творчества С. Ф. Бондарчука («Война и мир», «Ватерлоо», «Они сражались за Родину», «Отец Сергий» и др.), Ю. Н. Озерова (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы» и др.), С. И. Ростоцкого («Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Чёрное ухо» и др.), Т. Н. Лиозновой («Семнадцать мгновений весны»), А. А. Тарковского («Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия» и др.), Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Гараж», «Служебный роман»), Л. И. Гайдая («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и др.).

Выдающихся успехов и мирового признания добились мастера советского балета М. Плисецкая, Н. Бессмертнова, М. Лиепа, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Павлова, В. Гордеев, А. Годунов, М. Барышников и др. В эмиграции лучшие традиции российского балетного искусства продолжил Р. Нуриев.

Всемирную известность приобрели советские оперные певцы и певицы И. Архипова, Г. Вишневская, Е. Образцова, Т. Синявская, Е. Нестеренко, Б. Штоколов, А. Эйзен и др.

Подлинных вершин в творчестве достигли художники И. Глазунов и А. Шилов.

Известными скульпторами Н. В. Томским и Л. Е. Кербелем были созданы яркие скульптурные композиции. В числе наиболее значимых можно назвать монументально-декоративные скульптурные ансамбли на Мамаевом кургане (Волгоград), в Брестской крепости, Киеве, Новороссийске и др.

Для контроля и проверки усвоения материала могут быть предложены следующие вопросы и задания:

Первый уровень. Когда и почему была разработана концепция «развитого социализма»? Кто был её автором? Какие теоретические положения включала в себя концепция «развитого социализма»? Что означал тезис обострения идеологической борьбы на пути продвижения к коммунизму?

В чём проявлялся разрыв между теоретическими положениями марксистско-ленинской теории и реальной жизнью? В чём заключалась идея совершенствования «развитого социализма»? Кто и когда выступил её инициатором? Приведите доказательства растущего разрыва между реальной жизнью и теоретическими построениями правящих кругов в 1964—1984 гг. Что означало следование линии «золотой середины» в развитии художественной культуры в годы застоя? Какие литературные, кинематографические и другие художественные произведения на производственную тематику, появившиеся в 1964—1984 гг., вам известны? Что означала практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и драматургических произведений, появившаяся во второй половине 1960-х гг.? Какие деятели культуры оказались в вынужденной эмиграции в 1970-е — начале 1980-х гг.? Кого из представителей «деревенской» прозы вы знаете? Назовите наиболее популярных театральных режиссёров 1964—1984 гг. Назовите наиболее популярные кинофильмы этого времени. Какие актёры театра и кино оставили наиболее яркий след в художественной жизни страны в 1964—1984 гг.? Какие их роли вам наиболее запомнились? Кого из деятелей советской оперы и балета вы знаете? Какие их работы появились в указанные годы? Назовите самые популярные литературные произведения 1964—1984 гг. Кто из активных деятелей «магнитофонной революции» вам известен? Какие их произведения вы знаете? Назовите наиболее популярных артистов советской эстрады данного периода. Кого из общественных деятелей СССР указанного периода вы считаете наиболее яркой личностью и почему?

Второй уровень. Каковы причины диссидентского движения? Когда и в связи с чем оно появилось? Кого из активных деятелей, лидеров этого движения вы знаете? Каковы идейные основы диссидентского движения? Какие независимые общественные организации, оформившиеся в СССР во второй половине 1960-х — начале 1980-х гг., вы знаете? Какие армейские оппозиционные организации этого периода вам известны? Приведите примеры усиления идеологического пресса в художественной культуре. Какие новые формы воздействия властей на творческую интеллигенцию появились в эти годы? Чем объясняется нарастание сопротивления властным структурам со стороны различных слоёв населения в середине 1960-х — начале 1980-х гг.?

Третий уровень. Проследите динамику развития духовной сферы жизни советского общества в 1965—1984 гг. Каковы его основные тенденции? На конкретных примерах покажите отказ политического руководства СССР от критики Сталина и сталинизма в 1965—1984 гг. Чем это можно объяснить? Проанализируйте общественно-политическую атмосферу в советском обществе в эти годы и дайте её общую оценку. В чём причины возникновения диссидентского движения в СССР? Почему его оформление приходится именно на середину 1960-х гг.? Назовите направления и этапы развития этого движения. Как изменились жизнь и быт советского человека (в городе, деревне) в 1965—1984 гг.? Что нового появилось в техническом оснащении городского и сельского быта и за счёт чего это было достигнуто?

Темы докладов и сообщений: 1. XX съезд КПСС о культе личности Сталина. 2. Причины роста антиправительственных выступлений в стране после 1956 г. 3. События в Новочеркасске и историческая память о них. 4. Демократизация внутрипартийной жизни в КПСС. 5. Проект Конституции СССР 1962—1964 гг.

Домашнее задание: § 45, вопросы к нему. Задания 1 и 4 к § 45 в рабочей тетради.